• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Страх и ужас в кинематографе

ФИО студента: Крылов Максим Николаевич

Руководитель: Куренной Виталий Анатольевич

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: Философия (Бакалавриат)

Год защиты: 2020

Современное общество, характеризующееся расцветом массовой культуры, сложно представить без кинематографа как его неотъемлемой части. Этот вид искусства как имеющий в своей основе технологические достижения цивилизации по самой сущности должен многое говорить о состоянии породившего (и порождающего) его общества. Начиная с первых кинопоказов отмечалась высокая степень эмоционального воздействия на зрителя, который, например, пытался сбежать от изображения прибывающего на вокзал поезда. Трудно переоценить такую степень влияния на зрителя как с точки зрения искусства, так и с точки зрения социологических и психологических последствий. Возбуждение зрителя, вызываемое кинокартинами, до сих пор остается одной из наиболее значительных способностей этого вида искусства. Об этом говорит популярность таких жанров как хоррор и триллер. Парадоксальность последних, занимающая многих исследователей уже не одно десятилетие, тесно связана с понятием страха. Так называемый «парадокс хоррора» корениться в проблеме согласования эмоций в реальной жизни и киноэмоций: почему страх, испытываемый при просмотре кино притягателен? Ответ на этот вопрос помог бы понять, почему жанры хоррора и триллера наиболее популярны. Различные подходы к обсуждению страха в кинематографе претерпели серьезные изменения за время существования последнего. Так, принадлежащий франкфуртской школе Зигфрид Кракауэр в монографии с говорящим названием «От Калигари до Гитлера. Психология немецкого кино» закладывает влиятельную тенденцию рассмотрения коммерческого кино и массовой психологии как взаимопроникающих и формирующих друг друга. Однако последние исследования, в целом придерживаясь тех же тенденций, приходит к совершенно противоположным практическим выводам. Если для Кракауэра феномен страха в кино говорил о наличии в обществе некой демонической силы, приведшей к расцвету фашизма, то более поздние исследования интерпретирует фильмы ужасов как культурную компенсацию депривации комфорта и безопасности, органон развития чувства страха. В зависимости от ответа на поставленный вопрос возможны разные выводы о взаимовлиянии социальных и культурных, в частности, кинематографических, феноменов, а также различные прогнозы относительно социально-психологической эволюции эмоций. Все это определяет практическую актуальность исследования — необходимость глубокого анализа культурных явлений современности не вызывает сомнений на фоне умножения и трансформации механизмов их влияния.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ