• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оптимизация деятельности школьных конфликторазрешающих служб

ФИО студента: Тетерина Анастасия Андреевна

Руководитель: Пискунова Елена Витальевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2021

АННОТАЦИЯ Магистерская диссертация представляет собой исследование, целью которого является создание маршрутизатора по разрешению различных типов конфликтов в образовательной организации. В работе проведен теоретический анализ существующих в отечественной и зарубежной литературе исследований, посвященных созданию и деятельности школьных конфликторазрешающих служб, выявлению типов конфликтов, типичных в деятельности образовательных организаций. Анализ нормативно-правовой базы показал, что межличностные и дисциплинарные конфликты, не регулируются законодательством РФ. Среди причин, затрудняющих работу школьных служб медиации, отмечается формальный характер ее деятельности, кадровые проблемы, рассогласования в понимании основных ее понятий. Ценность нашего исследования заключается в том, что был проведен анализ запросов родителей, педагогов, специалистов сопровождения к школьным конфликторазрешающим службам и на их основе предложены пути оптимизации деятельности этих служб. Выявлено, что родители учащихся не имеют четкого представления о деятельности и специфике школьных конфликторазрешающих служб. В ситуации конфликта чаще всего обращаются к классному руководителю или не обращаются ни к кому в школе, так как не уверены в сохранении конфиденциальности, безопасности ребенка после обращения. В состав различных школьных служб, как правило, входят одни и те же специалисты (заместитель директора, педагог - психолог, социальный педагог), а сами службы дублируют свой функционал в части разрешения межличностных конфликтов. Выявлены рассогласования в предпочитаемых формах помощи: педагоги и специалисты служб предпочитают тренинги, онлайн-помощь в экстренных ситуациях, лекции, семинары, в то время как родители - онлайн-консультирование, вебинары, информирование через личный кабинет ребенка. На основании результатов исследования предлагается управление разрешением конфликтов на основе марштуризатора, предполагающего распределение обращений по типам конфликта в конкретную школьную службу, что снизит нагрузку на специалистов и оптимизирует их деятельность. В исследовании использовались методы проектирование, анкетирование, количественный, качественный анализ, систематизация, обобщение и др. Выборка исследования составила 270 респондентов из них: - 235 родителей учащихся начальной и средней ступеней образования; - 20 педагогов школы; - 4 специалиста школьных конфликторазрешающих служб; -11 специалистов конфликторазрешающих служб ОУ г. Санкт-Петербурга Результаты могут использоваться в организации работы конфликторазрешающих служб школы, создании диагностического инструментария по изучению запросов родителей, повышения уровня информационной и просветительской грамотности, развитии сотрудничества в сфере создания безопасной и бесконфликтной среды. Общий объём работы составляет 63 страницы, количество рисунков – 28, таблиц – 4. Список литературы включает 61 источник, из которых 4 на английском языке и 1 на немецком языке. Ключевые слова: КОНФЛИКТОРАЗРЕШЕНИЕ В ШКОЛЕ, КОМИССИЯ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ СПОРОВ, СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ, СОВЕТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ, ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР, СЛУЖБА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ