• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Феномен «ностальгии по девяностым» в современной российской популярной культуре (2000–2010-е): методы исследования

ФИО студента: Худайбердиева Елизавета Рустамовна

Руководитель: Колесник Александра Сергеевна

Кампус/факультет: Факультет гуманитарных наук

Программа: История (Бакалавриат)

Год защиты: 2021

Моя дипломная работа посвящена феномену ностальгии «ностальгии по девяностым» в современной российской популярной культуре (2000–2010-е). Основной фокус уделяется методам исследования и подходам к изучению этого феномена. Объектом нашей работы является российская популярная культура 2000-2010-х (в частности, современная российская популярная музыка и кинематограф), Тема ностальгии по 1990-м сама по себе междисциплинарна и затрагивает несколько дисциплин – истории, культурологии, социологии. Чтобы достичь междисциплинарности, требуемой в данном контексте, будут объединены несколько теоретических подходов, касающихся изучения музыки и кинематографа, памяти и исторической культуры. основная цель курсовой работы – исследовать феномен ностальгии по 1990 г. и выявить его различные проявления; деконструировать феномен ностальгии 1990-х годов в современной российской музыке и кино. В первой главе проведён обзор теоретических подходов к изучению ностальгии, а также методологии, необходимой для изучения феномена ностальгии. В главе рассмотрены методы работы с аудиовизуальными, публицистическими и интернет-источниками, а также с опросами. Вторая глава демонстрирует, как ностальгия выражена в музыкальных произведениях популярной российской музыки 2010-х гг., как в них представлены противоречивые образы прошлого. Подчёркнуто, что музыка обращается к эпохе 1990-х после распада СССР с помощью эмоционально нагруженных способов – например, через ностальгию и травму. В главе исследуются фестивали, посвящённые 1990-м годами, такие как ОСТРОВ-90 и ОСТРОВ-91, «Buhai&Tancui», а также воссоединения артистов эпохи 1990-х, таких как «Руки вверх!», «Иванушки International». Кроме того, изучаются формы ностальгии в современной популярной российской поп-музыке и независимых музыкальных сценах, таких как «Боль». В третьей главе рассматривается современный российский кинематограф, в котором представлены 1990-е, и изучается, в какой форме отражена эпоха.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ