• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государственная реформа обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации

ФИО студента: Дрегуло Андрей Михайлович

Руководитель: Ходачек Александр Михайлович

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Городское развитие и управление (Магистратура)

Год защиты: 2021

Актуальность. Утилизация отходов производства и потребления является проблемой во всем мире. Несмотря на существующий опыт зарубежных стран, в Российской Федерации действующая практика утилизации отходов остается на уровне 70-х годов прошлого века. Основным способом является захоронение отходов на полигонах, что приводит к потере вторичных ресурсов и появлению объектов накопленного экологического вреда, что связано, в том числе с отсутствием четкого нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с отходами. Методы и материалы. Методологический аппарат исследования базируется на методе экспертной оценки. Использовались открытые данные статистических наблюдений Росстата РФ и Евростата, документы территориального планирования, сведения о функциональных зонах планируемого размещения объектов инфраструктуры по обращению с отходами, источники научной литературы. Результаты и обсуждение. Анализ нормативов накопления ТКО для многоквартирных домов в 20 регионах РФ показал, что разница в нормативах накопления на одного человека может меняться в 2,32 раза (от 0,125 м3 в Курской области до 0,279 м3 в Воронежской области). При этом разница в стоимости услуг по вывозу ТКО при близких значениях норматива накопления ТКО на одного человека, может отличаться в 2 раза от 51,55 руб. (норматив накопления ТКО 0,18 м3) в Алтайском крае до 105,68 руб. (норматив накопления ТКО 0,1825 м3) в Архангельской области. Принятие на уровне РФ решения о введении региональных экологических операторов для проведения реформы обращения с отходами пока не дало положительного эффекта. В значительной степени это обусловлено критически низким извлечением вторичных материалов (раздельный сбор). Уровень переработки отходов в РФ не превышает 7 % (из них отходов пластика по разным оценкам от 7 до 15 %). Доля утилизируемой тары и упаковки в странах ЕС достигает 40-7 0% от общей массы. Контрольно-целевые показатели федеральной комплексной программы по обращению с отходами в рамках национального проекта «Экология» не достигаются. Мощности полигонов в регионах Европейской части России (где проживает более 2/3 населения), практически исчерпаны. Многие полигоны ТКО являются объектами накопленного экологического вреда (НЭВ). Методика инвентаризации объектов НЭВ, принятая на государственном уровне, не способна раскрыть механизмы возникновения НЭВ. Выводы и предложения. Для совершенствования деятельности по обращению с отходами в РФ необходимо: внедрение государственного реестра организаций – субъектов РОП, обеспечение прозрачности использования средств от экологического сбора, введение образовательных курсов по этике потребления и экологической ответственности в образовательных учреждениях, осуществление информирования граждан об экологических последствиях нерациональной утилизации отходов и появления объектов НЭВ. В части осуществления инвентаризации и государственной экологической экспертизы объектов НЭВ необходимо пересмотреть методику проведения инвентаризации объектов НЭВ (Приказ Минприроды № 193 от 25.04.2012 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба») включив в нее работы по идентификации геоэкологических факторов функциональной деградации природно-технических систем утилизации (захоронения) отходов. Утилизацию остаточных фракций отходов (после раздельного сбора или отходов, выделение из которых вторичного сырья путем сепарации нецелесообразно) предложено осуществлять на базе существующих (новых) кластеров обработки отходов для получения вторичного сырья, используемого, в том числе при производстве строительных материалов.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ