• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблема терминологической неопределённости понятия "светскость" в курсах обществоведческих дисциплин. Особенности восприятия термина обучающимися

ФИО студента: Алейник Мария Евгеньевна

Руководитель: Сорвин Кирилл Валентинович

Кампус/факультет: Факультет социальных наук

Программа: Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе (Магистратура)

Год защиты: 2024

В исследовании проводится системный анализ понятия «светскость» с целью выявления универсальных конструктов для определения термина, типологизация светскости, изучение уровневой модели реализации принципа, сепарационный и кооперационный варианты его применения. Изучение нормативно-правовой документации универсального и регионального характера выявило отсутствие закрепленного термина, использование противоречивых характеристик для его идентификации, что нашло отражение в обыденном восприятии в синонимизации понятия «светскость» с безрелигиозностью и атеизмом, а в международной практике – в постепенном отказе от применения термина с постепенной заменой его более простым и понятийным термином «нейтральность». Анализ правоприменения положений универсальных правовых актов также не позволил выявить единого понимания принципа. Обращение к учебной литературе, направленной на формирование гражданской идентичности, в рамках обществоведческих дисциплин продемонстрировало отсутствие единого понимания термина, изучение его в рамках модулей «Духовная культура», как антагонистичного по содержанию понятию «религиозный», и в правовом блоке в значении «нейтральный по отношению к религии и её институтам», что предопределило взаимозамену понятий и сложности с выстраиванием взаимосвязей между светскостью и её элементами. Выявленной особенностью учебных пособий также является попытка свести сам принцип к нескольким его элементам или только к свободе совести, а также уравнять свободу вероисповедания со светскостью, что приводит к деформации термина, формированию исключительно религиозного контекста правоприменения без связи с иными мировоззренческими возможностями, правом выбора мировоззренческой позиции без религиозного контекста. Данная узость стала одной из причин умаления значения принципа, признания его незначительным для граждан. Эмпирическая данные исследования были собраны посредством опросов и анкетирования обучающихся 9–11 классов ГБОУ Школа № 283 с проведением корреляции данных с отдельными элементами исследования «Особенности самоидентификации обучающихся по религиозному признаку в светском государстве». Несмотря на закрепленное представшие о России как о светском государстве обучающиеся испытывают сложности с определением принципа светскости и его критериев, выстраиванием взаимосвязей между отдельными элементами принципа и их реализацией на практике, акцентируют внимание на секуляризационной модели светскости, чему способствует самостоятельный анализ конституционных норм без пояснений к ним. Предусмотренное ФОП (ФРП) изучение принципа светскости как элемента демократического государства и конституционного принципа Российской Федерации не детализируется через обязательные признаки, что проявляется в количественной и качественной разнице раскрытия принципа. Сложность в понимании светскости может быть нивелирована формированием комплекса заданий для отработки термина и его элементов не репрезентативного содержания, требующих критического осмысления ситуативных примеров, аргументации авторской позиции, выявления особенностей реализации. Подобная возможность для СОО может быть реализована через выстраивание взаимосвязи между понятиями светскость – свобода совести.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ