• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Mentor's Seminar

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар наставника в Высшей школе бизнеса (ВШБ) Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) — это обязательная дисциплина, которая помогает студентам магистратуры выстроить индивидуальную траекторию обучения в соответствии с доступными курсами учебного плана и профессиональными ожиданиями студентов, развить профессиональные навыки и подготовиться к написанию выпускной квалификационной работы (ВКР). Под руководством академического руководителя образовательной программы (ОП) студенты должны сформировать персонализированный набор дисциплин для изучения, включающий дисциплины "ядра" учебного плана, дисциплины по выбору, дополнительные межкампусные дисциплины (МКД) и курсы из общеуниверситетского пула курсов MagoLego. Семинар также призван сориентировать студентов по выполнению элементов практической подготовки (ЭПП), являющихся неотъемлемой частью учебной программы, включая выбор тем курсовых и проектных работ, тем и мест прохождения практик, тем выпускной квалификационной работы (ВКР) – магистерской диссертации. В рамках данного семинара студенты будут развивать навыки работы с информационными источниками, как цифровыми, так и бумажными, написания научных и исследовательских работ с целью максимального повышения эффективности самостоятельной работы студентов на протяжении всего периода обучения по образовательной программе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Миссия: Сформировать у студентов целостное представление о своей профессиональной и академической траектории, связать учебные дисциплины с карьерными целями и заложить основу для успешной выпускной квалификационной работы (ВКР). Семинар направлен на развитие у студентов навыков управления собственным процессом обучения, оценки успехов и трудностей, постановки и достижения целей в рамках обучения и практики по программе обучения.
  • Цель 1. Построение индивидуальной образовательной траектории: Разработать индивидуальный учебный план (ИУП) на 1-2 год обучения. Помочь студентам в формировании ИУП на основе интеграции знаний из различных дисциплин в единую систему с учетом карьерных целей, предшествующего опыта и требований программы.
  • Цель 2. Подготовка к научно-исследовательской и проектной деятельности: Разработка тем для прикладных проектных работ, ВКР и практик, а также освоение методов научного исследования. Сформировать навыки академического и прикладного исследования, выбрать и сформулировать тему ВКР.
  • Цель 3. Профориентация: Знакомство с требованиями рынка труда и формирование карьерных стратегий. Осознанно подойти к выбору места практики и построению карьерной стратегии.
  • Цель 4. Развитие soft skills: Навыки коммуникации, презентации, тайм-менеджмента и работы в команде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Заполненная «Карта компетенций и образовательных пробелов».
  • Предварительный вариант ИУП, согласованный с наставником.
  • Проектное предложение (текст).
  • Презентация с обзором 3-5 потенциальных тем для проекта анализа данных. Обоснование выбора темы проекта.
  • Техническое задание на прототип системы анализа данных для своей темы проекта
  • План по сбору и подготовке данных
  • Промежуточная версия отчета о реализации проекта.
  • Презентация для предзащиты проекта.
  • Текст отчета по прикладному проекту. Подготовка полностью завершенных частей итогового отчета.
  • Защита проекта: Получение отзыва с оценкой от руководителя (ментора) проекта. Презентация завершенного прикладного проекта перед группой и академическим руководителем программы.
  • План по сбору и подготовке данных.
  • Техническое задание на прототип для своей темы ВКР.
  • Предварительный текст ВКР со всеми разделами.
  • Презентация своей ВКР (15-минутное выступление перед академическим руководителем и экспертами из компаний-партнеров программы)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Проектирование индивидуальной образовательной траектории. Анализ профессиональных требований рынка. Карта компетенций и индивидуальный учебный план (ИУП).
    язык реализации семинара наставника - русский
  • Раздел 2: Знакомство в культурой бизнеса на основе аналитики данных. Выбор темы прикладного проекта.
    язык реализации дисциплины - русский
  • Раздел 3. Реализация проекта. Техническое обоснование проекта. Инструментарий и данные.
  • Раздел 4. Презентация и внедрение результатов проекта.
    язык реализации дисциплины - русский
  • Раздел 5. Выбор темы ВКР. Погружение в культуру научных исследований и прикладных разработок.
    язык реализации дисциплины - русский
  • Раздел 6. Техническое обоснование проекта ВКР. Данные, технологии и системы.
  • Раздел 7. Презентация и внедрение. Карьерная стратегия.
    язык реализации дисциплины - русский
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проектное предложение
    Подготовка текста проектного предложения для прикладного проекта "Анализ данных для бизнес-аналитики", выполняемого на 1-м году обучения. Детали и требования обсуждаются во время семинарских занятий с приглашением партнеров из бизнеса.
  • неблокирующий Проект "Индивидуальная траектория обучения"
    Мини-проект по построению индивидуальной траектории обучения и формированию индивидуального учебного плана (ИУП) с использованием методов и инструментов моделирования взаимосвязей и взаимозависимостей между дисциплинами учебной программы.
  • неблокирующий Exam 2
    Preliminary defense of the Final Qualification Work (Thesis paper).
  • неблокирующий Project defence 1
  • неблокирующий Exam 1
  • неблокирующий Проектное предложение - защита проекта
    Студенты готовят презентацию по материалам проектного предложения и докладывают перед группой и академическим руководителем программы о результатах совместной работы с инициатором проекта по определению целей, задач, методов и средств реализации проекта. В результате защиты проектного предложения студенты получают одобрение или задание на модификацию и конкретизацию задания на проект.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.3 * Exam 2 + 0.2 * Проект "Индивидуальная траектория обучения" + 0.2 * Проектное предложение + 0.3 * Проектное предложение - защита проекта
  • 2026/2027 3rd module
    0.6 * Exam 1 + 0.4 * Project defence 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 9781398606456 - Darrell Alfonso - The Martech Handbook : Build a Technology Stack to Attract and Retain Customers - 2022 - Kogan Page - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=3333976 - nlebk - 3333976
  • Ahmed, S. E. (2017). Big and Complex Data Analysis : Methodologies and Applications. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1383914
  • Dinesh S. Hegde. Essays on Research Methodology [Электронный ресурс]- Springer India 2015. Online ISBN 978-81-322-2214-9. Режим доступа: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2F978-81-322-2214-9.pdf
  • Dźwigoł, H., & Dźwigoł- Barosz, M. (2018). Scientific Research Methodology in Management Sciences. Financial & Credit Activity: Problems of Theory & Practice, 2(25), 424–437. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=138589507
  • Guidebook and Regulations for Graduate Study in Research Methodology. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6EC28709
  • Gunasekaran, A., Yusuf, Y. Y., Adeleye, E. O., & Papadopoulos, T. (2018). Agile manufacturing practices: the role of big data and business analytics with multiple case studies. International Journal of Production Research, 56(1/2), 385–397. https://doi.org/10.1080/00207543.2017.1395488
  • Jennifer George-Palilonis. (2016). A Practical Guide to Graphics Reporting : Information Graphics for Print, Web & Broadcast: Vol. Second edition. Routledge.
  • Jonathan, C., Gregory, R., & Jack, S. (2015). Foresight, Competitive Intelligence and Business Analytics — Tools for Making Industrial Programmes More Efficient. Форсайт, 9(1 (eng)).
  • Kothari, C. R. (2004). Research Methodology : Methods & Techniques (Vol. 2nd rev. ed). New Delhi: New Age International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=277465
  • Kuada, J. E. (2012). Research Methodology : A Project Guide for University Students (Vol. 1st edition). Frederiksberg C [Denmark]: Samfundslitteratur Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=503632
  • Laursen, G. H. N., & Thorlund, J. (2016). Business Analytics for Managers : Taking Business Intelligence Beyond Reporting (Vol. Second edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1367899
  • Lev, B. (2001). Intangibles : Management, Measurement, and Reporting. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=91931
  • Mario D’Arco, Letizia Lo Presti, Vittoria Marino, & Riccardo Resciniti. (2019). Embracing AI and Big Data in customer journey mapping: from literature review to a theoretical framework. https://doi.org/10.21511/im.15(4).2019.09
  • Moon, H., Han, S. H., Chun, J., & Hong, S. W. (2016). A Design Process for a Customer Journey Map: A Case Study on Mobile Services. Human Factors & Ergonomics in Manufacturing & Service Industries, 26(4), 501–514. https://doi.org/10.1002/hfm.20673
  • Myatt, G. J., & Johnson, W. P. (2014). Making Sense of Data I : A Practical Guide to Exploratory Data Analysis and Data Mining (Vol. Second edition). Hoboken, New Jersey: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=809795
  • Petrov, A., & O’Reilly for Higher Education (Firm). (2019). Database Internals : A Deep Dive Into How Distributed Data Systems Work (Vol. First edition). Sebastopol, CA: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2250514
  • S. Christian Albright, & Wayne L. Winston. (2019). Business Analytics: Data Analysis & Decision Making, Edition 7. Cengage Learning.
  • Saxena, R. N., & Srinivasan, A. (2013). Business Analytics : A Practitioner’s Guide. New York: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=528361
  • Shmueli, G., Bruce, P. C., Gedeck, P., & Patel, N. R. (2020). Data Mining for Business Analytics : Concepts, Techniques and Applications in Python. Newark: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2273611
  • Snyder, H. (2019). Literature review as a research methodology: An overview and guidelines. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2019.07.039
  • Terttu Orci. (1996). A Guide to Writing a Master’s Thesis.
  • Totawar, A., & Prasad, M. (2016). Research Methodology: A Step-by-step Guide for Beginners. South Asian Journal of Management, 23(3), 210–213.
  • Warfel, T. (2011). Prototyping : A Practitioner’s Guide. Sebastopol: Rosenfeld Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=516053
  • Ylijoki, O.-H. (2001). Master’s Thesis Writing from a Narrative Approach. Studies in Higher Education, 26(1), 21–34. https://doi.org/10.1080/03075070020030698
  • Выпускная квалификационная работа магистра (магистерская диссертация). Рекомендации по содержанию и оформлению : методические указания / составитель Л. В. Уткин. — Санкт-Петербург : СПбГЛТУ, 2018. — 28 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/111145 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Емельянова, И. Н.  Основы научной деятельности студента. Магистерская диссертация : учебник для вузов / И. Н. Емельянова. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 107 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17095-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/564684 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита : учебное пособие / А. В. Беляев, М. М. Бутакова, В. И. Беляев [и др.]. — Москва : КноРус, 2018. — 262 с. — (для магистрантов). — ISBN 978-5-406-06468-9. — URL: https://book.ru/book/929521 (дата обращения: 04.07.2025). — Текст : электронный.
  • Тавокин, Е. П. Техническое задание на проектирование диалогово-пакетного комплекса программ (ДИПАК) для обработки на ЭВМ материалов социальных исследований / Е. П. Тавокин // Опыт проектирования, разработки и эксплуатации автоматизированных информационных систем для органов социального управления : сборник научных трудов / Академия общественных наук при ЦК КПСС, Кабинет экономико-математических методов исследований. - Москва, 1986. - С. 5-22. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/416760

Рекомендуемая дополнительная литература

  • MCKNIGHT, C. (2017). Customer Journey Maps: A Path to Innovation and Increased Profits. EContent, 40(6), 20.

Авторы

  • Панфилов Петр Борисович