Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

Фактчекинг: автомобильные шины в России подорожают?

Фактчекинг: автомобильные шины в России подорожают?

© iStock

В СМИ и соцсетях распространяется информация о том, что в России могут подорожать автомобильные шины. Главной причиной называют повышение стоимости натурального каучука, который полностью импортируется из стран Юго-Восточной Азии. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

Основанием для распространения публикаций стала статья в «Российской газете». В ней своим видением ситуации на российском шинном рынке поделился исполнительный директор «ТД “Кама”» (генеральный дистрибьютор продукции крупнейшего российского шинного предприятия Kama Tyres) Тимур Шарипов. По его словам, цены на шины будут напрямую зависеть от курса рубля. В пример он привел такой важный ингредиент для шин, как натуральный каучук. Все контракты на его поставки — валютные, и, «поскольку курс возрастает, производителям приходится поднимать цену на шинную продукцию, чтобы компенсировать этот рост». По словам Шарипова, дефицита шин в РФ ожидать не стоит, однако структура рынка во многом будет зависеть от валютного курса.

Однако Минпромторг опроверг возможный рост цен на шины. ТАСС приводит слова представителей ведомства, которые сообщили, что «рост курса рубля и удорожание натурального каучука не окажет существенного влияния на себестоимость легковых шин».

По данным Минпромторга, доля натурального каучука из стран Азии в производстве легковых шин составляет всего около 5%. В ведомстве подсчитали, что «рост стоимости натурального каучука на 30% приводит к росту себестоимости шины на 1,5%». Кроме того, специалисты Минпромторга говорят, что курс иностранных валют не оказывает существенного влияния на шины российского производства: доля иностранных компонентов в их себестоимости невелика (каучук составляет самую большую из них), а сырье производится внутри страны.

Дефицит зимних шин ведомство также не прогнозирует, поскольку их выпуск осуществляется в летний период и сейчас производственный цикл фактически завершен. В министерстве заверили, что на рынке будут представлены бюджетные бренды отечественных или локализованных на территории России производителей.

Михаил Аким

Профессор практики Высшей школы бизнеса ВШЭ Михаил Аким полагает, что в среднесрочной перспективе все же вполне логично ожидать подорожания шин на 20–25%. При этом он не считает, что основным фактором влияния являются цены на каучук. «На стоимость шин будут влиять две разнонаправленные тенденции, — говорит он, — инфляция затрат и снижение покупательной способности населения». Что касается затрат, то, по словам эксперта, современная шина производится из порядка 200 ингредиентов и большая их часть имеет отношение к импорту. «Естественно, что стоимость шин сильно зависит от валютных колебаний, — говорит Михаил Аким. — Когда курс рубля скачет на 40% за полгода, это вынуждает производителей и поставщиков хеджировать риски, в том числе за счет повышения конечных цен».

Михаил Аким отметил и другие факторы влияния на цены на шинном рынке. В частности, он обратил внимание на рост тарифов на электроэнергию, увеличение зарплат и затрат на логистику, а также повышение стоимости заемного финансирования. «Кроме того, в условиях санкций гораздо больших затрат, чем ранее, требуют ремонт и замена производственного оборудования», — напомнил он.

В целом ситуацию на российском шинном рынке профессор практики Высшей школы бизнеса ВШЭ оценил как неоднозначную. «С одной стороны, после ухода зарубежных производителей, направлявших значительную часть своей продукции на экспорт, высвободились мощности, которые можно задействовать на внутреннем рынке, — рассказал Аким. — Но с другой стороны, происходит снижение объемов производства».

Дефицит шин в России Михаил Аким тоже не прогнозирует. Но автовладельцам, желающим сэкономить, он советует в ближайшее время приобрести запасную резину, поскольку «цены все же могут расти».

В I квартале 2023 года портал Autonews.ru со ссылкой на Росстат сообщил, что к началу 2023 года средняя стоимость автомобильных шин в России уже выросла на 23,5%. В исследовании, как пишет издание, участвовали как импортные шины, так и шины отечественного производства.