• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

46.04.01 История

Утверждение программы
протокол заседания ученого совета № 10 от 28.09.2018
Дата обновления паспорта
протокол заседания академического совета ИКВИА №5 от 28.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

2 года

Очная форма обучения, 120 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Магистр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

С применением

Траектории

2024/2025 учебный год

Античная и восточная археология

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр

2023/2024 учебный год

Античная и восточная археология

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр

2022/2023 учебный год

Античная и восточная археология

Вид: Исследовательская
Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Магистр
Конкурентные преимущества программы

Археологические магистратуры в Российской Федерации весьма редки, а магистратуры, специализированные на античной и древневосточной археологии, отсутствуют, несмотря на востребованность соответствующей квалификации как в сфере фундаментальных исследований, так и в  прикладных областях. В результате соответствующие рабочие места нередко занимают выпускники, специализировавшиеся по смежным дисциплинам (истории древности и средневековья, филологии, а иногда даже естественным наукам), которые вынуждены переучиваться в процессе работы. 

Другим преимуществом является интегрированность археологии в историкофилологические дисциплины, что совершенно необходимо для изучения археологии культур, обладавших письменностью. Такой подход к археологическому образованию в России является принципиально новым 

Программа обладает конкурентными преимуществами и на международном уровне. Поскольку в ее рамках особое внимание уделяется тематике, в которой российская археологическая наука является ведущей (главным образом изучение территории бывшего СССР), она может оказаться привлекательной для иностранных студентов, в первую очередь интересующихся археологией этих территорий. Здесь можно рассчитывать на привлекательность программы для студентов не только из Европы и Северной Америке, но и из Китая, Индии, Кореи и Японии, где имеется значительный интерес к археологии советской Средней Азии и Дальнего Востока. Поэтому магистратура задумывается как международная и должна быть открыта для иностранных студентов. Курсы в магистратуре будут читаться на русском и английском языках, поэтому владение ими в объеме, необходимом для того, чтобы их воспринимать и участвовать в семинарах, является условием для поступления в магистратуру. Написание квалификационных работ и сдача экзаменов могут проводиться по выбору студента на русском, английском, немецком и французском языках. Поскольку владение русским языком является необходимым условиям для изучения археологии Причерноморья, Кавказа, Средней Азии, Монголии и российского Дальнего Востока (большая часть научной литературы по этой тематике издана на русском), необходимость владения русским языком не будет отпугивать тех иностранных студентов, которые интересуются соответствующей тематикой. Предполагается также организация обменов и развитие сотрудничества с университетами, с которыми уже налажены контакты (Бордо, Париж XII, Тюбинген, лондонский Кингс колледж, Чикаго, Людвиг-Максимилиан-Университет Мюнхена, университет Ржешова), а в перспективе, возможно, создание совместной магистратуры.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Реализация магистерской программы «Античная и восточная археология» предполагает подготовку специалистов, которые:

- владеют фактическим материалом по археологии Средиземноморья и Евразии в древности и средневековье;

- обладают знаниями о специфике научных исследований в археологии по сравнению с другими областями исторической науки;

- обладают знаниями о различных научных дискурсах, способны ориентироваться в научной литературе;

- умеют вести поиск необходимой информации, используя как традиционные, так и новейшие информационные технологии, обрабатывать и анализировать разнородные информационные источники;

- владеют междисциплинарными методами исследовательской работы;

- способны самостоятельно планировать и осуществлять научно-исследовательскую работу;

- умеют осуществлять исследовательскую работу в коллективных проектах;

- владеют навыками проведения фундаментальных исследований в области археологии;

- владеют навыками проведения исторических исследований с использованием данных археологии наряду с данными других исторических дисциплин;

- умеют представлять итоги проведенной работы в виде отчетов, аналитических записок, тезисов, рефератов, статей, электронных презентаций, оформленных в соответствии с требованиями и с привлечением современных средств редактирования и печати;

- способны к самостоятельному профессиональному развитию и совершенствованию в профильных направлениях;

- умеют вести научные дискуссии.

Профессиональная деятельность выпускников магистерской программы «Античная и восточная археология» нацелена на проведение междисциплинарных исследований, основанных на использовании данных разных исторических дисциплин и комплексном анализе письменных и археологических источников. Кроме того, выпускники программы получат навыки проведения исследований с использованием данных других наук, включая естественные, в частности физической антропологии, генетики, геоинформатики и др. Кроме собственно научной работы, проведения фундаментальных исследований, выпускники магистратуры будут подготовлены и к работе в прикладных областях. В первую очередь это касается преподавания как археологии, так и исторических дисциплин в целом. Эффективность выпускников магистерской программы «Античная и восточная археология» на рынке образовательных услуг обеспечивается сочетанием в структуре их подготовки аналитического и практического компонентов. Магистранты овладевают как аналитическими навыками, позволяющими им самостоятельно составлять программы и методики обучения, так и практическим опытом преподавания. Еще одним направлением деятельности, к которому готовит магистратура, является музейная работа. Выпускники магистратуры получат навыки описания, обработки и исследования древних и средневековых артефактов, которые являются необходимыми для работников практически всех музеев, сочетающих в своей работе хранительские функции, функции организаторов и кураторов выставок и экспозиций, с функциями научных работников Кроме того, полученная квалификация позволит выпускникам работать в системе охраны памятников, в особенности в рамках спасательных и новостроечных экспедиций. По оценкам специалистов из Института археологии РАН, в настоящее время в стране не хватает примерно 600-700 специалистов, способных проводить квалифицированную археологическую экспертизу для строительных проектов, а также вести новостроечные и спасательные работы. Именно таких специалистов предполагается готовить в планируемой магистратуре; дополнительным их козырем будет подготовка к исследованиям именно на юге и юго-востоке России, где планируются масштабные строительные инфраструктурные проекты, включая строительство дорог.

Возможные места трудоустройства выпускников настоящей магистерской программы и сфера применения знаний и умений, полученных по магистерской программе, включают следующие организации и государственные органы:

Научные, образовательные и музейные учреждения:

- Научно-исследовательские институты, работающие в области гуманитарных наук

- Государственные и негосударственные вузы

- Центры повышения квалификации преподавателей и других работников образовательной сферы

- Учреждения среднего профессионального педагогического образования (педагогические, музыкально-педагогические, художественно-педагогические колледжи)

- Государственные и негосударственные средние общеобразовательные учреждения

- Федеральные и региональные музеи, в коллекциях которых представлены археологические материалы

- Организации, проводящие новостроечные и спасательные раскопки

- Новостроечные отделы научно-исследовательских институтов

- Государственные организации по охране памятников и проведению спасательных раскопок (ГУП «Наследие» и археологические службы в регионах)

- Частные организации, проводящие новостроечные археологические раскопки

Государственные учреждения:

- Министерство высшего образования и науки Российской Федерации

- Министерство культуры Российской Федерации

- Федеральные и региональные агентства образования, культуры, науки, охраны памятников

- Департаменты образования мэрий

- Районные и иные управления образования

Негосударственные организации:

- Компании, предоставляющие услуги по получению среднего, высшего и специального образования за пределами РФ

- Культурные центры при посольствах - Негосударственные центры и курсы дополнительного образования (административные структуры образовательных курсов)

Редакционно-издательские предприятия:

- Редакции издательств научной, учебной, педагогической, научно-популярной литературы и литературы по искусству

- Редакции энциклопедий исторического, историко-культурного, историкохудожественного, историко-религиозного профиля

- Редакции средств массовой информации

- Редакции сетевых изданий и интернет-ресурсов

Выпускники программы «Античная и восточная археология» смогут решать задачи в следующих видах профессиональной деятельности: а) в научно-исследовательской деятельности:

– подготовка и проведение самостоятельных исследований в области археологии, а также междисциплинарных исследований, использующих данные разных исторических дисциплин, включая археологию;

– анализ и обобщение результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов, включающих использование данных естественных наук; – подготовка и проведение научных семинаров, конференций, подготовка и редактирование научных публикаций;

– использование в исследовательской практике современного программного обеспечения в соответствии с профилем магистерской программы (в том числе в целях разработки тематических сетевых ресурсов, баз данных и информационных систем).

б) в педагогической деятельности:

– практическое использование полученных в процессе обучения знаний и навыков в преподавании курсов истории и археологии на всех уровнях общего и профессионального образования;

– применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

в) в организационно-управленческой деятельности:

– постановка и решение задач, связанных с реализацией организационноуправленческих функций, использование для их осуществления методов изученных наук;

– организация и оптимизация работы исполнителей, принятие управленческих решений в сфере организации научно-исследовательских групп, а также при проведении археологических экспедиций разной направленности – как рассчитанных на проведение систематических многолетних исследований, так и новостроечных и спасательных работ;

– подготовка аналитической информации с учетом исторического и археологического контекста и необходимости обеспечения охраны памятников для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления.

г) в культурно-просветительской деятельности:

– содержательная разработка и научное обоснование историко-культурных и историко-краеведческих аспектов деятельности организаций и учреждений культуры;

– подготовка публикаций в СМИ, публичных лекций, теле- и радио передач и иных форм популяризации исторических знаний

– разработка концепций и практическая организация музейных выставок и экспозиций, включающих археологические материалы.

д) в экспертно-аналитической деятельности:

– разработка аспектов, связанных с историческим контекстом и с охраной исторических и археологических памятников в деятельности информационноаналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ;

– проведение археологических экспертиз для строительных проектов и ор

Характеристики образовательных модулей программы

Программа «Античная и Восточная археология» включает:

общенаучный цикл;

профессиональный цикл (практики и научно-исследовательская работа);

итоговую государственную аттестацию.

Основная доля учебного материала приходится на первый год обучения. Помимо освоения учебных дисциплин, в течение первого и второго годов обучения в магистратуре большое значение придается выработке у студентов навыков самостоятельных научных исследований на семинарских занятиях, в рамках предлагаемого научно-исследовательского семинара и в академических проектах подразделений НИУ ВШЭ. Основными формами обучения в магистерской программе являются:

- лекции, на которых рассматриваются теоретические положения и понятия соответствующих курсов, дается аналитический обзор важнейших разработок в области социальной истории;

- семинарские занятия, в рамках которых студенты учатся осуществлять самостоятельную аналитическую работу со специальной научной литературой и с историческими источниками, вести научную дискуссию, а также получают навыки написания самостоятельных письменных работ;

- археологические практики, в рамках которых студенты учатся навыкам проведения полевых археологических работ и применению на практике знаний и навыков, полученных в ходе обучения, а также знакомятся с важнейшими археологическими памятниками;

- домашние задания, организующие самостоятельную работу студентов по проработке и углубленному изучению отдельных аспектов учебного материала;

- исследовательские индивидуальные и групповые проекты;

- научные конференции и семинары, на которых происходят презентации результатов исследовательских проектов студентов;

- консультации преподавателей и специалистов для оказания помощи студентам в усвоении теоретического и практического учебного материала;

- стажировки в исследовательских и образовательных институциях, в архивах и библиотеках России и стран Западной Европы;

На втором году обучения студенты пишут магистерскую диссертацию. Диссертация представляет собой самостоятельное исследование и должна продемонстрировать умение студентов применять теоретические знания к решению конкретных научных и прикладных задач в области исторической науки. После защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается квалификация магистра (Master of Science) по направлению 46.04.01 «История».

Часть дисциплин читается на английском языке.

Дисциплины программы, обязательные к изучению:

1. Археология в изучении истории письменных и бесписьменных обществ.

2. История археологии. Современные теории и методы археологии.

3. Проблемы хронологии : абсолютная и относительная хронология археологических памятников.

4. Методы полевых археологических исследований 

5. Естественнонаучные методы в археологии 

6. Физическая антропология и палеогенетика 

7. Основы геоинформатики в археологии

Дисциплины по выбору студентов:

1. Классическая археология архаической и классической эпох (VIII-IV вв. до н.э.).

2. Классическая археология эллинистической и римской эпох (III в. до н.э. – III в. н.э.) 

3. Археология Ирана и Средней Азии

4. Позднеантичная и ранневизантийская археология (IV – VII вв. н.э.).

5. Археология Индийского субконтинента и юго-восточной Азии

6. Археология Дальнего Востока (Китай, Корея и Япония)

7. Археология Месопотамии и Анатолии доэллинистической эпохи

8. Библейская археология (Сирия, Палестина, Аравия)

9. Археология фараоновского Египта

10. Кавказ и Закавказье в древности

11. Черноморский регион в древности.

12. Археология евразийских степей : железный век и раннее средневековье

13. Изобразительные источники и их информационный потенциал

14. Археология Западной и Центральной Европы севернее Альп

15. Законодательная база РФ по археологии

Практики и научно-исследовательская работа:

• Научно-исследовательская археологическая практика (1-2 курс);

• Научно-музейная практика (2 курс);

• Курсовая работа (1 курс)

• Научно-исследовательские семинары (1-2 курс)

• Подготовка выпускной квалификационной работы (2 курс)

Государственная итоговая аттестация: Защита выпускной квалификационной работы  (магистерской диссертации)

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

В случае необходимости, обучающимся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья (по заявлению обучающегося) могут предлагаться следующих варианты восприятия учебной информации с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных технологий:

1) для лиц с нарушениями зрения: в печатной форме увеличенным шрифтом; в форме электронного документа; в форме аудиофайла (перевод учебных материалов в аудиоформат); в печатной форме на языке Брайля; индивидуальные консультации с привлечением тифлосурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.

2) для лиц с нарушениями слуха: в печатной форме; в форме электронного документа; видеоматериалы с субтитрами; индивидуальные консультации с привлечением сурдопереводчика; индивидуальные задания и консультации.

3) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: в печатной форме; в форме электронного документа; в форме аудиофайла; индивидуальные задания и консультации.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Античная и восточная археология»

Перейти к содержанию программы