• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
10
Декабрь

Русский стиль: безумие или великая красота

Студентка 2 курса магистратуры Ксения Линькова рассказывает о своих впечатлениях от IX осенней выездной школы “Наследие северо-восточной Руси".

Я принимаю участие в этой экспедиции уже в третий раз, и это прекрасно сразу по двум причинам. Во-первых, сфера моих профессиональных интересов —русский стиль второй половины XIX в., который, как известно, сильно опирался на предшествующую традицию русской архитектуры. Поэтому, такие поездки для меня — возможность понять и осмыслить истоки изучаемого явления. Во-вторых, это всегда бесценный опыт, не только профессиональный, научный, но и эмоциональный, жизненный. В этих поездках мы очень любим составлять разные «топы», и я решила составить топ-3 своих впечатлений. Начну с конца.

3. Батюшки

«Мы сейчас находимся в эпицентре благодати…»
Общение с батюшками — ценная составляющая наших поездок. Они все очень разные, с разным жизненным опытом, с разным пониманием и подходом к православию и (к своим) прихожанам. Но объединяет их одно, важнейшее: все любят и стараются сохранить свои храмы. Одни изучают историю и знают происхождение каждого церковного предмета, другие пережили на своем веку много церковных краж, и с болью вспоминают об этом, третьи всем приходом собирают деньги на реставрацию, отвозят иконы в мастерские, пытаются сохранить фрески. Они показывают нам иконографические сюжеты, с любовью отмечая каждую деталь своего храма. Они  рассказывают нам истории знамений и чудесных спасений, полные веры и надежды. Они всегда нам рады: как людям, пришедшим в храм; как молодым, за которыми будущее; как историкам и искусствоведам, способным им помочь в нелёгком труде по сохранению наследия.Каждая церковь уникальна, но каждый батюшка - сподвижник.

2. Интерьеры
«Там, где зелёные деревья и золото на голубом…»
В наших поездках нам часто удается попадать в интерьеры. Это тоже немного о батюшках, которые приезжают в отдаленные церкви, чтобы их для нас открыть, которые ждут, когда мы задерживаемся в пути из-за дорог. Ещё это о благочинных, которые всех батюшке обзванивают, и всегда находят кого-то, кто пустил бы нас внутрь: почти во все церкви просто так не попадешь, они стоят закрытыми.Я небольшой любитель интерьеров, поскольку никогда не чувствовала монументальную живопись. Но в этой поездке я была очарована многими решениями внутреннего пространства: впечатляющими иконостасами, изобретательными фресками, взаимодействием живописи и литургического устройства. Особенно приятным для меня оказалось встречающееся во многих старых иконостасах сочетание золотого и голубого, потемневших от времени (например, ц. Воскресения в Черной заводи, 1783)

1. Архитектура
«Красота никогда не давалась легко…»
Конечно, архитектура для меня — главный интерес экспедиции. Много видели в этот раз абсурдного (Казанская ц. в Курбе 1741-1770) — сильное слово, но и сильное впечатление. Иногда это "так плохо, что уже хорошо", иногда просто "нелеповато". В моем понимании истоки русского стиля внутри этой поездки раскрылись чрезвычайно отчетливо: оригинальные, несколько безумные, но не лишенные своего очарования и внутренней логики. Так, Преображенская ц. в Станилове (1890) и Казанская ц. в Чамерове (1873) демонстрируют примеры смешения сразу двух стилей: русского и византийского. Но было и другое. Часто случается, что по фотографиям в интернете памятник кажется скучным, непримечательным. Но стоит приняться за его рассмотрение, что называется, in situ, и вдруг приятно поражаешься аккуратности, гармонии, тонкости вкуса, вписанности в местность (например, ц. Воскресения в Воскресенском, 1774-1796). Такие вещи никогда нельзя почувствовать через экран монитора. Поэтому полевые исследования для историков и искусствоведов чрезвычайно важны. Прекрасно, что университет даёт нам возможность ездить и изучать наследие российских регионов. Надеюсь, что наше дело поможет привлечь внимание к разрушающихся церквям, к навсегда исчезающим с лица страны памятникам разных эпох.

Отдельное спасибо Л.К. Масиелю Санчесу и А.Ю. Виноградову за организацию поездки и особенно за отличный маршрут.

Отчет об экспедиции по дням можно посмотреть здесь.
Топ-3 памятников, составленный участниками экспедиции.

Текст подготовила Ксения Линькова