О программе
Направление: 50.04.03 "История искусств"
Где читается: Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ Москва.
Российский художественный рынок испытывает дефицит в специалистах, обладающих глубокими знаниями, как в области истории искусства, так и арт-рынка. В то же время научно-исследовательские отделы музеев и галерей испытывают потребность в профессионалах, не только прекрасно владеющих навыками исследования, но и знающих тонкости управления в сфере искусств и выставочного процесса.
Соединение теории и практики стало основной задачей нашей программы. Поэтому дисциплины программы читаются как ведущими профессорами и доцентами НИУ ВШЭ, так и экспертами–практиками и теоретиками из ведущих музеев и галерей Москвы и Санкт-Петербурга (ГМИИ имени А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж, Русский музей, ММОМА, Pop/off/art, Дом культуры «ГЭС-2», Ассоциация «Ассоциация галерей» (АГА) и другие): А.В. Петухов, О.В. Туркина, М.Д. Лошак, О.Г. Попова, М.В. Лубникова, О.А. Турчина, В.А. Садков, С.В. Польской, Г.А. Аббасова, К.В. Колякина и другие.
Программа дополнена многочисленными мастер-классами, которые проводят специалисты в сфере искусства и арт-рынка. Среди которых: И.А. Доронченков (Заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе), А.О. Ларионов (хранитель коллекции рисунков северных школ XV - XVIII веков В Государственном Эрмитаже), С.В. Попов (директор галереи «Pop/off/art»), С.С. Троценко (основатель Центра современного искусства ВИНЗАВОД и председатель правления Ассоциации галерей), Р.К. Жвания (основатель DiDi Gallery), О.А. Варцева (директор Центра Вознесенского), Н.Н. Берновик (сотрудник Музея современного искусства «Гараж») и другие.
Одной из важнейших составляющих в структуре обучения является учебная практика, которую студенты проходят в музеях, в галереях и различных ключевых художественных институциях.
Кроме того, адаптационные курсы позволяют продолжить образование в области истории искусства и арт-рынка не только искусствоведам, но и специалистам, получившим образование в других сферах.
Цикл базовых дисциплин программы обеспечивает фундаментальную подготовку по двум основным направлениям программы:
— история и теория искусства («Актуальные методы искусствознания», «Теории искусств (на англ.)», «Теория и методы исторического исследования», «Семиотика искусства: религиозные, исторические и культурные контексты художественных произведений», «Новое европейское искусство - художники, галереи, коллекционеры», «История отечественного искусства XX-XXI вв.», «Зарубежное искусство XX века» и другие)
— функционирование арт-рынка («Музей с точки зрения директора: история, коллекции и стратегии развития художественных музеев мира», «История и специфика крупнейших арт-ярмарок и их влияние на художественный процесс», «Проблемы организации галерейного бизнеса», «Менеджмент проектов в сфере культуры», «Актуальные процессы в искусстве (журналы, художественные критики, кураторы, аукционы и галереи за работой)», «Организация и правовые основы художественного рынка» и другие)
Вариативный блок дисциплин программы направлен на углублённое изучение различных дисциплин исходя уже из профессиональных интересов студентов магистерской программы. Он включает в себя как историко-теоретические курсы («Визуальная культура», «Живопись Северного Возрождения в свете новейших исследований», «Искусство итальянского Ренессанса», «Диктат бюргерского вкуса. Роль натюрморта и бытового жанра в искусстве Нидерландов раннего Нового времени», «История кино: введение в теорию», «Философия актуального искусства», «СССР и Исламский мир: изобразительное искусство и архитектура»), так и курсы, раскрывающие специальные аспекты работы арт-рынка («Знаточество. Методы, основной инструментарий и границы возможностей в атрибуции произведений старых мастеров», «Современный арт-рынок», «Музейное и галерейное коллекционирование и работа с предметами искусства в современном контексте», «Основы управления в сфере искусства», «Кураторство художественных проектов. Маркетинг и PR в сфере искусства»).
Так как для будущего эксперта чрезвычайно важно видеть предметы и произведения искусства своими глазами, научиться “читать” вещь, то многие семинарские занятия проходят не только в аудиториях, но и в музеях, галереях и других культурных институциях.
Наши студенты не только слушают лекции и участвуют в дискуссиях на семинарах, у них есть возможность участвовать в научных и практических проектах, ведущихся под руководством преподавателей НИУ ВШЭ и приглашенных экспертов-практиков из ведущих культурных институций Москвы и Санкт-Петербурга. Приобрести опыт работы и попробовать себя в «полевых условиях» музейной или галерей работы позволяет научно-исследовательская практика.
См. также: Ярмарка проектов для студентов ВШЭ
Дисциплины программы читают ведущие научные сотрудники, профессора и доценты НИУ ВШЭ, а также приглашенные исследователи, хранители музейных фондов, сотрудники и руководители художественных галерей и аукционных домов, арт-менеджеры, художественные критики и тд.
Выпускники
Выпускники нашей программы востребованы в административных, фондовых и кураторских отделах музеев, художественных галереях, аукционных домах, в издательствах, специализирующихся на искусствоведческой литературе, а также государственных и общественных организациях по охране культурного наследия, благотворительных фондах, корпоративных музеях и тд.
Например, студенты, поступившие в 2023–2024 учебном году на образовательную программу, к моменту окончания обучения трудоустроены в следующие культурные институции: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей (ГИМ), Московский музей современного искусства (ММОМА), Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Дом культуры «ГЭС-2», Переславский музей-заповедник, Аукционный дом Совком, ФГБУК Госфильмофонд России, Her Voice Gallery Zambia, Архитектурное бюро Олега Клодта.
