• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мой главный совет – трезво оценивать свой бэкграунд и заранее готовиться, а не надеяться разобраться по ходу»

Анастасия Нестеренко поступала по раннему приглашению на магистерскую программу «Информационная безопасность и технологии искусственного интеллекта». Сегодня она продолжает обучение, является стажером-исследователем и преподает криптографию студентам начальных курсов бакалавриата. Анастасия рассказала о своем опыте поступления и обучения в магистратуре МИЭМ

«Мой главный совет – трезво оценивать свой бэкграунд и заранее готовиться, а не надеяться разобраться по ходу»

14 декабря Высшая школа экономики проведет онлайн-вебинар для будущих магистрантов, где речь будет идти о проектах преднабора, дающих максимальные баллы при поступлении. «Раннее приглашение» - один из таких проектов.Анастасия Нестеренко поступала по раннему приглашению на магистерскую программу «Информационная безопасность и технологии искусственного интеллекта». Сегодня она продолжает обучение уже на втором курсе, является стажером-исследователем, активно участвует в исследовательской работе и преподает криптографию студентам начальных курсов бакалавриата. Анастасия рассказала о своем опыте поступления и обучения в магистратуре МИЭМ.

Расскажите, пожалуйста, где вы обучались до магистратуры и почему выбрали именно эту программу.

Я окончила бакалавриат по программе «Информационная безопасность» в МИЭМ НИУ ВШЭ. Долго рассматривала разные варианты магистратуры, но в какой-то момент стало понятно, что хочу продолжать развиваться именно в этой области.

В итоге я поступила на программу «Информационная безопасность и технологии искусственного интеллекта» на том же факультете. Тематика моих исследований – стеганография с использованием глубинного обучения – идеально ложится в направление программы, и мне хотелось развивать себя именно в этой сфере. Постепенно к этому добавился интерес к безопасности ИИ и детекции ИИ-контента.

Вы поступали по раннему приглашению. Как для вас проходил этот процесс?   

Нужно было собрать достаточно серьёзное портфолио: научные публикации, опыт работы или исследовательской деятельности, рекомендательные письма, высокий средний балл. Причём сделать всё это нужно было довольно рано – уже в феврале, за несколько месяцев до основного потока поступающих.

Мне удалось пройти по раннему приглашению, но я знаю немало сильных ребят, у которых это не получилось. Чтобы рассчитывать на такой формат поступления, нужно системно работать весь бакалавриат, а не «просыпаться» только на последнем курсе.

Расскажите, пожалуйста, о программе.

Программа получилась очень разносторонней – она полезна специалистам по информационной безопасности с разными интересами.

На первом курсе мне особенно запомнился курс «Защита компьютерных сетей и систем». В этом году очень нравятся «Технологии пентестинга» и «Основы MLSecOps». Хороша система МагоЛего: если внимательно отобрать курсы, можно прокачаться в смежной области, которой нет в основной программе, но которая важна для твоих исследований. Учебный офис помогает договариваться с преподавателями, даже если изначально посещение курса по МагоЛего не планировалось.

И, конечно, хотела бы отметить нашего наставника – Евсютина Олега Олеговича, руководителя нашей программы, — невероятно сильный специалист в области информационной безопасности. Он всегда готов помочь по программе и подсказать направление, в котором студенту лучше развиваться. Я искренне считаю, что нашей программе очень повезло с руководителем.

Насколько и чем отличается обучение в магистратуре от обучения в бакалавриате? 

В магистратуре появляется больше свободы и ответственности. Большинство студентов уже работают, и программа это учитывает: пары проходят в удобное время, почти всегда есть записи занятий. Преподаватели оценивают именно освоение материала, а не просто факт присутствия на парах. Это создаёт здоровую, зрелую атмосферу: если ты мотивирован, у тебя есть все условия для роста. Кроме того, многие одногруппники уже глубоко погружены в область, кто-то работает в индустрии, кто-то в исследованиях. Общение с такими людьми, совместные проекты и обсуждения сами по себе помогают расти профессионально.

Как обучение в магистратуре на данный момент изменило представление о будущей специальности? Планируете ли вести научную деятельность?

Магистратура скорее не изменила, а закрепила моё ощущение, что я двигаюсь в правильном направлении. Я смогла глубже уйти в свою исследовательскую тему и понять, что научная деятельность мне действительно подходит. Уже с первого курса магистратуры я начала работать стажёром-исследователем на кафедре (кафедра информационной безопасности киберфизических систем МИЭМ, - Ред.) и параллельно вести семинары у бакалавров. Это помогло посмотреть на профессию с двух сторон: как исследователь и как преподаватель.

Быть исследователем в ВШЭ – это реально интересно. В отличие от типичной офисной рутины, мы сталкиваемся с задачами, для которых ещё нет готовых решений. На кафедре можно самостоятельно предлагать темы исследований, и это гораздо ближе мне по духу, чем закрытие стандартных «тасок».

Сейчас я учусь на объединённом треке «магистратура–аспирантура». Мой научный руководитель – Евсютин Олег Олегович. Именно он познакомил меня со стеганографией как с исследовательским направлением. С тех пор в рамках разных проектов я глубоко погрузилась в эту область и устроилась работать на кафедру. Сейчас у меня в планах несколько научных статей — и исследовательских, и обзорных, — каждая на своей стадии готовности. Олег Олегович помогает выстраивать траекторию исследований, консультирует по возникающим вопросам, участвует в редактировании работ и в самом процессе публикации. За эту поддержку я ему очень благодарна.

Расскажите, пожалуйста, об участии в проектной деятельности МИЭМ.  

В рамках проектной деятельности я как раз и занимаюсь научным исследованием. Я инициативно предложила тему своему научному руководителю, и он помог открыть проект и получить доступ к вычислительным ресурсам, которые нужны для экспериментов.

До этого на бакалавриате я работала над более практическими проектами. Например, я участвовала в разработке внутреннего сервиса видеоконференций факультета – meet-miem, а также занималась разработкой в мастерской высоконагруженных систем VK (мастерская в рамках совместной Инженерно-математичской школы НИУ ВШЭ и VK, - Ред.). Так что всегда можно найти проект на свой вкус.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем опыте обучения в совместной Инженерно-математической школе НИУ ВШЭ и VK.

Я училась в ИМШ на 3-4 курсах. Это был довольно интересный прикладной опыт. Из процесса обучения хотелось бы отметить курс «Углубленный C++» Линского Евгения Михайловича. До этого не раз в учебной программе проходила курсы по C и C++, но этот был лучший и заставил полюбить оба языка. Рабочие задачи по мастерской были сложные и требовали креативных решений. Кураторы от VK писали о том, что они хотят сделать, чтобы улучшить KPHP, но придумать, как это реализовать, нам нужно было самим. Встречи с ними проходили часто, и мы могли обсуждать наши идеи все вместе: очень коллаборативный процесс. Было ощущение, что мы реально часть их команды разработчиков. К тому же нас часто приглашали в головной офис компании на разного рода мероприятия и выдавали приятные «плюшки»).

Что входит в обязанности стажера-исследователя в вашем конкретном случае?

Я не только стажёр-исследователь, но еще приглашённый преподаватель по договору ГПХ. В моей работе – исследования, написание статей, проведение семинаров по криптографии для студентов первого и второго курсов. Мне это очень нравится. Многие курсы на образовательном треке расширяют кругозор и позволяют с новой стороны взглянуть на текущие исследовательские задачи – иногда именно так рождаются новые идеи. До этого я работала веб-разработчиком и, если честно, совсем не жалею, что решила переключиться на научную деятельность.

Расскажите немного о себе, своих увлечениях.

Интересов у меня много. Когда поступала во ВШЭ на бакалавриат, у меня было сразу три БВИ: на «Информационную безопасность», на факфиз (факультет физики НИУ ВШЭ, - Ред.) и на «Античность». Во время коронавируса я параллельно с учёбой подрабатывала рисованием портретов – рисовала на заказ. Иногда делаю сайты для друзей. Обожаю настольные игры. Раньше было не так много людей, с кем можно поиграть, но в Вышке я нашла друзей, которые разделяют это увлечение. Однажды мы даже случайно встретили одного из наших преподавателей в антикафе за настолками – оказывается, он тоже часто приходит именно в это антикафе поиграть. Теперь иногда обмениваемся играми.

Какой совет вы дадите абитуриентам магистратуры?

Часто можно услышать рекомендацию брать направление, отличающееся от бакалавриата, чтобы расширить опыт. Это действительно может быть полезно, но важно помнить о пререквизитах. Если в программе есть курсы по темам, с которыми вы ещё не сталкивались, постарайтесь закрыть пробелы заранее, до начала семестра. Иначе можно начать «буксовать» с первых занятий. Я видела, как это происходило с другими ребятами, и сама столкнулась с этим, когда пошла на курс МагоЛего на факультете психологии без достаточной базы. Поэтому мой главный совет – трезво оценивать свой бэкграунд и заранее готовиться, а не надеяться разобраться по ходу.