Паспорт образовательной программы
11.04.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Нет
2 года 
Очная форма обучения, 120
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистр
Нет
С применением
2025/2026 учебный год
Аппаратно-программные комплексы искусственного интеллекта
КОР 1: Применяет классические и современные математические методы цифровой обработки сигналов и статистического анализа для эффективного решения задач поиска, обработки, анализа и понимания данных.
КОР 2: Применяет современные подходы к построению вычислительных программно-аппаратных комплексов, информационно-управляющих и вычислительных систем.
КОР 3: Применяет современные подходы к построению и технологии изготовления вычислительных модульных и микромодульных систем, а также систем на кристалле.
КОР 4: Использует методы оптимизации, анализа данных и машинного обучения в задачах поиска, обработки, анализа и понимания данных.
КОР 5: Применяет технологии эффективной реализации вычислительных алгоритмов в виде компьютерных программ, в том числе с использованием современных подходов программирования и параллельных вычислений.
КОР 6: Применяет технологии эффективной реализации вычислительных алгоритмов в виде программ на аппаратно-ориентированных языках программирования и HDL, в том числе с использованием современных подходов программирования и параллельных вычислений.
КОР 7: Проектирует и разрабатывает высоконагруженные компоненты прикладного и встроенного программного обеспечения.
КОР 8: Проектирует и разрабатывает электронную аппаратуру на основе микропроцессорных и процессорных систем со встроенным программным обеспечениемВ результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются универсальные, общепрофессиональные (определены в разделах ОС по направлениям подготовки) и профессиональные компетенции:
ПК-1 Способен строить статистические и нейрокомпьютерные алгоритмы для обработки, анализа и визуализации больших объемов данных
ПК-2 Способен реализовывать статистические и нейрокомпьютерные алгоритмы обработки и хранения в виде компьютерных программ
ПК-3 Способен к разработке технических спецификаций и документации для проектирования и разработки программного обеспечения
ПК-4 Способен к проектированию и разработке электронной аппаратуры со встроенным программным обеспечением
ПК-5 Способен к проектированию и разработке программного обеспечения для хранения, обработки и анализа данных
ПК-6 Способен к проектированию и разработки аппаратно-программных комплексов реального времени
2024/2025 учебный год
Аппаратно-программные комплексы искусственного интеллекта
Основные конкурентные преимущества:
1. Совместная реализация с ведущими компаниями отрасли
Программа разработана совместно с компанией VK, что обеспечивает студентам доступ к передовым технологиям и практическим знаниям в области искусственного интеллекта.
2. Комплексность подготовки
Студенты получат глубокие знания в различных областях, включая:
Теорию и практику цифровой обработки сигналов
Машинное обучение и нейрокомпьютерные технологии
Разработку встроенного и прикладного программного обеспечения
Архитектуру цифровых вычислительных систем и процессоров
Микроэлектронику
Это позволяет выпускникам успешно решать комплексные задачи в индустрии высоких технологий.
3. Ориентация на современные тенденции рынка труда
Акцент делается на создание встроенных приложений с использованием технологий искусственного интеллекта, что соответствует современным требованиям рынка труда и перспективным направлениям развития IT-индустрии.
4. Практическая направленность
Программа включает практические занятия и проекты, что позволит студентам приобрести реальные навыки, востребованные работодателями.
Характеристики профессиональной деятельности выпускников магистерской программы «Аппаратно-программные комплексы искусственного интеллекта» включают следующие ключевые аспекты:
1. Научно-исследовательская деятельность
Выпускники будут заниматься проведением исследований в области аппаратно-программных комплексов искусственного интеллекта. Это включает разработку новых методов и алгоритмов, проведение экспериментов и анализ полученных результатов.
2. Проектирование и разработка
Студенты научатся проектировать и разрабатывать встроенные приложения с использованием технологий искусственного интеллекта. Они смогут создавать системы, способные эффективно обрабатывать большие объемы данных и обеспечивать высокую производительность.
3. Инновационные решения
Магистры смогут предлагать инновационные подходы к решению сложных технических задач, связанных с созданием эффективных решений в области искусственного интеллекта.
4. Работа в команде
Умение работать в коллективе является важным аспектом профессиональной деятельности. Выпускники будут подготовлены к эффективному взаимодействию с коллегами и руководством, что позволит им успешно реализовывать крупные проекты.
5. Аналитические способности
Разработка встроенных приложений требует высокого уровня аналитического мышления. Студенты освоят методы анализа данных и принятия обоснованных решений на основе полученной информации.
6. Компетенции в области проектирования микросхем
Важным направлением подготовки является проектирование микросхем для специализированных устройств, используемых в системах искусственного интеллекта. Это обеспечит выпускникам возможность работать над проектами, связанными с разработкой аппаратуры нового поколения.
Перечень Профессиональных компетенций:
ПК-1 Способен строить статистические и нейрокомпьютерные алгоритмы для обработки, анализа и визуализации больших объемов данных
ПК-2 Способен реализовывать статистические и нейрокомпьютерные алгоритмы обработки и хранения в виде компьютерных программ
ПК-3 Способен к разработке технических спецификаций и документации для проектирования и разработки программного обеспечения
ПК-4 Способен к проектированию и разработке электронной аппаратуры со встроенным программным обеспечением
ПК-5 Способен к проектированию и разработке программного обеспечения для хранения, обработки и анализа данных
ПК-6 Способен к проектированию и разработки аппаратно-программных комплексов реального времени
Учебный план образовательной программы состоит из пяти видов учебных и оценочных мероприятий (модулей):
- Ключевые семинары
- Профессиональный модуль (далее – Major)
- Дополнительный модуль (далее – МагоЛего)
- Практика
- Модуль государственной итоговой аттестации (далее – ГИА)
Модуль «Ключевые семинары» предназначен для проектирования персональных образовательных результатов, координации учебной деятельности по освоению ОП в соответствии с ИУП студентов, объединенных одним семинаром наставника, а также для получения студентом представления о передовом опыте и/или исследованиях, соотнесенных с тематикой его траектории обучения. Кроме этого в рамках данного модуля у студентов формируются углубленные знания об особенностях разработки электронной аппаратуры, технологиях микроэлектроники, принципах разработки встроенного программного обеспечения, применения и внедрения технологий искусственного интеллекта в ИТ продукты с большим охватом пользователей, в том числе связанных с рисками технических ошибок на всех этапах жизненного цикла.
Модуль «Major» включает основные дисциплины, формирующие профессиональные компетенции выпускника образовательной программы. В данном модуле предусмотрена вариативность, которая определяется прежде всего тематикой проектов студентов. Пул курсов по выбору состоит из профильных дисциплин по тематике микроэлектроники и разработки программного обеспечения.
Модуль «МагоЛего» содержит дисциплины общеуниверситетского пула, предлагаемые студентам для самостоятельного выбора.
Модуль «Практика» включает следующие виды и типы деятельности:
- Профессиональная практика: производственная практика;
- Проектные практики: проект ВК;
- Научно-исследовательская практика: подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР).
Модуль «Государственная итоговая аттестация» представляет собой защиту выпускной квалификационной работы, которая может быть выполнена как в формате исследовательской работы, так и в форме проекта в групповом или индивидуальном виде.
Совокупность всех универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, сформированных у выпускника, обеспечивает его способность решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в ОП.
|
Область профессиональной деятельности |
Типы задач профессиональной деятельности |
Коды профессиональных компетенций |
|
01. Образование и наука |
научно-исследовательская; педагогическая |
ПК-1, ПК-2 |
|
06. Связь, информационные и коммуникационные технологии |
проектная; научно-исследовательская |
ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6 |
|
40. Сквозные виды профессиональной деятельности |
контрольно-аналитическая; организационно-управленческая |
ПК-4, ПК-5, ПК-6 |
Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.
Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.
Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.
Проректор С.Ю. Рощин
Паспорт образовательной программы «Аппаратно-программные комплексы искусственного интеллекта»
