Как продюсер театра превращает идеи в живую сцену: интервью с Виктором Золотовым
Виктор Золотов — преподаватель дисциплины «Прикладной проект: продюсирование театрального фестиваля». Мы пообщались с Виктором Золотовым о тонкостях работы продюсера исполнительских искусств (и, в частности, фестивалей), метриках измерения успеха проекта и компетенциях, которые важно освоить начинающему продюсеру театра.

Сегодня Виктор Золотов — руководитель службы продюсирования творческих проектов и гастролей Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, преподаватель на сетевой программе двух дипломов магистратуры НИУ ВШЭ и ГИТИСа. Тем не менее в его профессиональном прошлом есть немало историй, о которых захотят узнать начинающие продюсеры.
Виктор Золотов более 8 лет посвятил организации Молодёжной оперной программы (МОП) Государственного Большого театра России. Виктор занимался работой по созданию и выпуску концертов МОП, в частности — планировал образовательную программу коллектива, работал с российскими и иностранными педагогами по вокалу, актёрскому мастерству, иностранным языкам, интерпретации репертуара и сценическому движению, а также занимался документооборотом. Благодаря прошлым проектам он имел опыт продюсирования исполнительских искусств — поэтому Виктор понимал, как должны быть выстроены процессы работы масштабного театрального проекта, чтобы он и его участники стали востребованными во всем мире.
Команда сетевой программы «Продюсер театра и исполнительских искусств» пообщалась с Виктором Золотовым о тонкостях работы продюсера творческих фестивалей, метриках измерения успеха проекта и компетенциях, которые важно освоить начинающему продюсеру театра.
Кто привёл в сферу исполнительских искусств лично Вас?
Учителя, с которыми повезло, которых встретил, с коллегами, которых приобрёл, и учителя, которые стали коллегами, если лаконично.
С чего начинается успешный фестиваль, на Ваш взгляд?
Успешный фестиваль начинается не со сцены, а со смысла. Для чего всё это делается? Какой итог? Без смысла, который держит всё вместе, продюсер превращается в ивент-менеджера. Смысл — это двигатель.
Расскажите про Ваш самый запоминающий хаос на старте. Что помогло вытащить из этого пользу?
Расстановка оркестра на площадке «Поли» театра в Китае, когда вдруг все узнали, что в яму нельзя посадить полный состав оркестра. Нам пришлось всё менять. Конечно, изначально постановкой занимался не я, но мне пришлось включиться. Тут уже было не до аналитики, приходилось работать руками.
Вывод: как продюсер ты должен понимать всё до мелочей. Твоя функция — контроль. Просчёт в любом деле недопустим.
Какие три главных риска у фестиваля, которые начинающие продюсеры считают «малозначительными»?
Во-первых, неправильные люди в команде проекта, в том числе — приглашение друзей. Во-вторых, неправильная оценка своих сил и ресурсов. Третье — это лень.
Что для Вас в первую очередь является показателем здоровья проекта на стадии подготовки? Какие метрики реально говорят «мы в порядке»?
Если ты не в долгах — это хорошо! У тебя есть деньги, ресурсы — дальше, собственно, реализуй.
Учите ли Вы студентов правильно договариваться с артистами: держать условия, держать сроки, держать улыбку? Необходимо ли это вообще?
Да. Это часть курса. Разберём кейсы — как это реально происходит. Универсального правила нет. У специалиста должна быть здоровая оценка себя и людей, которых ты приглашаешь. Творческие люди часто переоценивают себя и бывают необъективны. Это создаёт определённые сложности, но в таком случае мы работаем с нашим человеческим и социальным капиталом.
Какие практические упражнения Вы даёте студентам на занятиях, чтобы они прямо на практике учились бюджетированию?
Мы просматриваем десятки смет: разбираем, почему одно стоит столько, другое — иначе. Ищем ошибки. Во всех сметах, во всех расчётах есть ошибки, надо их искать. Если ты умеешь искать ошибки в расчётах других людей, то ты достиг определённой высоты своего профессионализма в планировании финансовых ресурсов.

