• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как продюсер театра превращает идеи в живую сцену: интервью с Виктором Золотовым

Виктор Золотов — преподаватель дисциплины «Прикладной проект: продюсирование театрального фестиваля». Мы пообщались с Виктором Золотовым о тонкостях работы продюсера исполнительских искусств (и, в частности, фестивалей), метриках измерения успеха проекта и компетенциях, которые важно освоить начинающему продюсеру театра.

Как продюсер театра превращает идеи в живую сцену: интервью с Виктором Золотовым

Из личного архива Виктора Золотова


Сегодня Виктор Золотов — руководитель службы продюсирования творческих проектов и гастролей Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, преподаватель на сетевой программе двух дипломов магистратуры НИУ ВШЭ и ГИТИСа. Тем не менее в его профессиональном прошлом есть немало историй, о которых захотят узнать начинающие продюсеры.

Виктор Золотов более 8 лет посвятил организации Молодёжной оперной программы (МОП) Государственного Большого театра России. Виктор занимался работой по созданию и выпуску концертов МОП, в частности — планировал образовательную программу коллектива, работал с российскими и иностранными педагогами по вокалу, актёрскому мастерству, иностранным языкам, интерпретации репертуара и сценическому движению, а также занимался документооборотом. Благодаря прошлым проектам он имел опыт продюсирования исполнительских искусств — поэтому Виктор понимал, как должны быть выстроены процессы работы масштабного театрального проекта, чтобы он и его участники стали востребованными во всем мире.

 

Команда сетевой программы «Продюсер театра и исполнительских искусств» пообщалась с Виктором Золотовым о тонкостях работы продюсера творческих фестивалей, метриках измерения успеха проекта и компетенциях, которые важно освоить начинающему продюсеру театра.

 

Кто привёл в сферу исполнительских искусств лично Вас?

Учителя, с которыми повезло, которых встретил, с коллегами, которых приобрёл, и учителя, которые стали коллегами, если лаконично.

 

С чего начинается успешный фестиваль, на Ваш взгляд?

Успешный фестиваль начинается не со сцены, а со смысла. Для чего всё это делается? Какой итог? Без смысла, который держит всё вместе, продюсер превращается в ивент-менеджера. Смысл — это двигатель.

 

Расскажите про Ваш самый запоминающий хаос на старте. Что помогло вытащить из этого пользу?

Расстановка оркестра на площадке «Поли» театра в Китае, когда вдруг все узнали, что в яму нельзя посадить полный состав оркестра. Нам пришлось всё менять. Конечно, изначально постановкой занимался не я, но мне пришлось включиться. Тут уже было не до аналитики, приходилось работать руками.
Вывод: как продюсер ты должен понимать всё до мелочей. Твоя функция — контроль. Просчёт в любом деле недопустим. 

 

Какие три главных риска у фестиваля, которые начинающие продюсеры считают «малозначительными»?

Во-первых, неправильные люди в команде проекта, в том числе — приглашение друзей. Во-вторых, неправильная оценка своих сил и ресурсов. Третье — это лень.

 

Что для Вас в первую очередь является показателем здоровья проекта на стадии подготовки? Какие метрики реально говорят «мы в порядке»?

Если ты не в долгах — это хорошо! У тебя есть деньги, ресурсы — дальше, собственно, реализуй.

 

Учите ли Вы студентов правильно договариваться с артистами: держать условия, держать сроки, держать улыбку? Необходимо ли это вообще?

Да. Это часть курса. Разберём кейсы — как это реально происходит. Универсального правила нет. У специалиста должна быть здоровая оценка себя и людей, которых ты приглашаешь. Творческие люди часто переоценивают себя и бывают необъективны. Это создаёт определённые сложности, но в таком случае мы работаем с нашим человеческим и социальным капиталом.

 

Какие практические упражнения Вы даёте студентам на занятиях, чтобы они прямо на практике учились бюджетированию?

Мы просматриваем десятки смет: разбираем, почему одно стоит столько, другое — иначе. Ищем ошибки. Во всех сметах, во всех расчётах есть ошибки, надо их искать. Если ты умеешь искать ошибки в расчётах других людей, то ты достиг определённой высоты своего профессионализма в планировании финансовых ресурсов.