• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Основы критической теории

Уважаемые коллеги! 4 марта 2016 состоялась скайп-дискуссия преподавателей и аспирантов кафедры с Ильей Львовичем Честновым (проф., д.ю.н., СПб).

Беседа преподавателей кафедры теории и истории права НИУ ВШЭ (А.А. Панова, Д.Ю. Полдникова, Б.В. Назмутдинова) и студентов факультета права с доктором юридических наук, профессором И.Л. Честновым была посвящена анализу человека как основного субъекта социальных отношений и права с позиций постклассического правопонимания, сформированного в постмодерном обществе. Важно то, что первокурсники факультета права (А. Кузнецов, К. Сахин, Ю. Крючкова) выступили в роли соорганизаторов мероприятия, составив список интересных и сложных (как отметил докладчик) вопросов и задавая их И.Л. Честнову во время семинара.

Отправной точкой для обсуждения послужил вопрос «Чем отличается понимание субъекта как самостоятельной единицы от понимания субъекта как поглощенной структурой единицы?» Отвечая на него, Илья Львович обратился к категориям «методологического индивидуализма» и «холизма», между которыми, по его мнению, существует диалектическая или диалогическая (как ее называет профессор) связь. Обращаясь к социально-философскому опыту Пьера Бурдье и Энтони Гидденса, Честнов отметил, что индивидуализм, представляющий человека как творца социальной реальности, и холизм, напротив, поглощающий его, совместимы, и эта антиномия – действия и структуры, личности (актора) и института – лежит в основе современной философии права. Данная идея позволяет определить личность как совокупность общественных отношений, которые социализируют индивида, но которые конструируются человеком. Социальные институты «воспитывают» (социализируют) человека, но человек (выдающаяся личность) в свою очередь способен изменять их. Здесь, ссылаясь на своего учителя Л.И. Спиридонова, профессор предложил аудитории задуматься над вопросом: «Что же все-таки первично: общественное или индивидуальное сознание?» Далее, Честнов согласился с идеей В.А. Четвернина о том, что право — это в первую очередь права человека, и дополнил ее мыслью, что право и есть человек.

Юридический позитивизм надстроил мир юридических фикций, создал определенную систему, из которой человек (если, конечно, он не является выдающейся личностью) не может выйти. Объективное право содержит модель человека – правовой статус личности, общую и специальную дееспособность. Реализация структуры или правового статуса происходит индивидуально в субъективном праве (правоотношениях, простых формах реализации права: соблюдении, исполнении, использовании). Данная реализация предполагает, по мнению И.Л. Честнова, личностный момент, в связи с чем представляется важным изучение психических аспектов человека – «реализатора» права. Эффективность правовых норм, законодательства определяется тем, насколько точно человек осуществляет свой правовой статус. Профессор также подчеркнул, что важно изучать способ мышления юристов, которому в отечественной науке не уделяется должного внимания. Так, является заблуждением идея о том, что юристы мыслят на основе формальной логики. Обращаясь к Р. Познеру, Честнов отметил, что современный юрист мыслит прецедентно, стереотипно. Более того, говоря о мышлении юриста, нужно обратить внимание на пересечение институциональных ограничений и личностных мотиваций. Можно полагать, что формальные теории сегодня уходят в прошлое, и на смену им приходят, к примеру, теория атрибуции, типизаций и идеализаций, фрейм-анализ, в соответствии с которыми поведение людей определяется их качествами и ситуациями, в которых они находятся, или теория прототипов (см. исследования Дж. Лакоффа и Э. Рош в когнитивной психологии).

В продолжение семинара студенты, ранее ознакомившиеся с трудом П. Шлага «Эстетики американского права» и вдохновившиеся его особым видением права как эстетического конструкта, попросили Илью Львовича поделиться с ними его мнением о данной теории и на основе ее положений оценить современное российское право. Профессор начал свое рассуждение с мысли о том, что концепция перспективизма ( legalperspectivism ), которая, по мнению П. Шлага, начинает формироваться в 1950-х гг., определила отсутствие в США ярко выраженной господствующей на сегодняшний день юридической школы. Перспективизм – это состояние взглядов на право. Он непосредственно связан с поглощенностью человека системой, структурой. По Шлагу, данная поглощенность выражается в разнообразии социальных качеств, присущих личности, которые нередко вступают между собой в противоречия, что в свою очередь является причиной отсутствия у человеческого «Я» целостности. Это, к слову, также повлияло на рост количества психических расстройств в XX столетии. Субъект рассредоточен или диффузен, у него нет единой перспективы. В связи с этим представляется, что единственного «наблюдателя», который мог бы дать оценку праву не существует. Здесь Честнов предложил аудитории обратиться к исследованиям Г. Харта, касающимся анализа позиций «участника» и «наблюдателя» в праве. Пытаясь оценить российское право с позиций теории Шлага, докладчик отметил, что оценивать нужно в первую очередь обыденное правосознание, состояние которого в отечественной юриспруденции изучается слабо. В США, напротив, социальная феноменология, в развитие методологии которой сделал большой вклад Аарон Сикурел, активно занимается исследованиями в данной области.  

Что касается правоотношений, то в американской юридической науке они не изучаются, им уделяется внимание преимущественно в России. Как соотносится теория перспективизма и понятие правоотношений? Если у субъектов разные перспективы, то имеет ли место правоотношение как таковое, и как оно может быть отрегулировано? Кроме того, можно ли говорить в данном контексте о таком свойстве права, как «общеобязательность»? Илья Львович акцентировал внимание аудитории на том, что все эти вопросы основываются на проблеме мультикультурности общества, права, альтернативности юрисдикций. Сегодня происходит отказ от мультикультурализма, который, по его мнению, сохраняется лишь в отдельных отраслях права. Так, данное явление характерно для семейного права, но никак не может быть соотнесено, к примеру, с земельным.

В рамках рассматриваемой парадигмы на семинаре также обсуждались понятие юридической ответственности юридического лица (по мнению Честнова, вины у последнего быть не может, а следовательно, не может быть и юридической ответственности); правовые тексты и их толкование – в США, как отметил профессор, выделяется два вида толкования: традиционное («оригинализм») и основанное на позициях перспективизма или «неооригинализма», историзма (см. работы Дворкина); процесс правообразования или источник права в социолого-правовом смысле (в данном процессе было выделено две стадии: инновация, совершаемая элитной группой, и непосредственно легитимация). Особое внимание в ходе дискуссии было уделено юридической социализации, которая, как считает Честнов, не может существовать в чистом виде хотя бы потому, что «чисто» правовых явлений нет, и их можно выделять только аналитически. В связи с этим, следует говорить не о юридической социализации, но скорее о профессиональной.

Можно с уверенностью сказать, что семинар получился очень насыщенным, и каждый его участник вынес для себя что-то новое. Очевидно, что подобные мероприятия должны проводиться гораздо чаще!

К обзору семинара прилагаем его запись, которую вы можете посмотреть, перейдя по ссылке https://youtu.be/WU-5DTf9i4E, а также список рекомендованной к прочтению литературы:

1. Cicourel V.A. Cognitive Sociology: Language and Meaning in Social Interaction. New York: Free Press. 1974.

2. Hart, Н. L. A. The Concept of Law. 2nd ed. with Hart’s Postscri pt. P. Bulloch and J. Raz [Eds]. Oxford: Oxford University Press, 1994. 328 p.

3. Бурдьё П. Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики (запись лекции Пьера Бурдье в курсе Коллеж де Франс, прочитанной им на факультете антропологии Лионского университета Lumiere 14 ноября 1995) [Электронный ресурс] / П.Бурдьё. - Режим доступа: http://bourdieu.name/content/burde-pole-politiki-pole-socialnyh-nauk-pole-zhurnalistiki.

4. Познер Р.А. Экономический анализ права. В 2-х томах. – СПб.: Экономическая школа, 2004. Т.1, Т.2. - 522 с., 454 с.

5. Честнов И.Л. Постклассическая теория права. Монография. СПБ.: Изд.дом «Алеф-Пресс», 2012. - 650 c.

6. ШлагП. Эстетики американского права// Российский ежегодник теории права. № 3. 2010. - С.-Пб.: Издат. Дом СПбГУ, 2011. - С.112-180.

 

Автор: Алёна Геращенко

Пресс-центр факультета права