• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости – краеугольный камень журналистики

10 февраля творческий руководитель образовательной программы «Журналистика», ведущий телеканала «Москва 24» Иван Князев провел мастер-класс «Новостной формат: как создать яркий текст?».

Новости – краеугольный камень журналистики

© Владимир Волков для Института медиа

 Мы отобрали некоторые тезисы-наставления молодым специалистам и будущим журналистам.

       1. Минимум слов, максимум информации!

Есть три вида жанров журналистики: информационный, аналитический, художественно-публицистический. Новости относятся к первому. Они - краеугольный камень вашей будущей профессии. Именно новости составляют 30% всего телепросмотра. Знать законы, по которым они создаются, - положить крепкий старт карьере. Минимум слов, максимум информации - золотое правило формата. 

       2. Пирамида

Текст новости строится по принципу перевернутой пирамиды. Главная информация - всегда в начале, затем - подробности и детали в порядке убывания актуальности. В печатных и электронных СМИ для создания структуры есть заголовок и лид, на телевидении эту роль играет первое предложение ведущего. 

        3. Заголовок и лид

Заголовок - краткий факт, который отвечает на вопрос «Что случилось?». Лид более детально раскрывает суть новости. На олимпиаде “Высшая проба“ есть задание, проверяющее понимание этих терминов. Держите в голове: лид не просто заголовок, в который вы добавили несколько слов. Он уточняет, отвечает на вопросы «где и когда это случилось?». И если из него можно вычеркнуть слово без потери смысла, то это нужно сделать. 

       4. Главный факт

В первую очередь определите главный факт. Если основное событие уже случилось и вы пишете про последствия, смело ставьте их на первое место. Потребителю новости уже известно, что произошло из прошлых публикаций или выпусков. Он пришел за новой информацией.

        5. Как формировать предложения

Пишите коротко и по существу. Подлежащее, сказуемое, дополнение, определение. Точка - лучший знак препинания. В телевизионных новостях она позволит ведущему расставлять паузы и не утяжелять речь. Сводите к минимуму вводные конструкции и наречные выражения. Части предложения связывайте смысловыми конструкциями. Прямой порядок слов в новости - самый правильный. Так читатель и зритель лучше усваивают информацию. 

        6. Аббревиатуры

Даже опытному ведущему трудно произносить сложные аббревиатуры. Формат статьи они также перегружают. ЗАО можно заменить на “компания”, АО - на “завод”. Оставьте только самые употребимые и знакомые слова - например, ГАИ - чтобы было понятно, о чем идет речь и чем организация занимается.

        7. Цитирование

Если вы сомневаетесь в фактологии, цитируйте чужие источники. Особенно если приводите в тексте точные цифры о количестве пострадавших или иную статистику. Берёте эксклюзивный материал другого агентства - обязательно ссылайтесь на него. Это подстрахует вас и не введет зрителя/читателя в заблуждение. 

        8. Авторский стиль

Фиксируйте то, что вам нравится в чужих текстах. Овладевайте этими приемами. Со временем, когда вы научитесь подбирать слог под ситуацию и свободно переключаться с одной речевой манеры на другую, сформируется ваш собственный стиль и творческий почерк.

        9. Нет шаблонам!

Убирайте из материала речевые штампы, метафоры, жаргонизмы, профессионализмы. Адаптируйте пресс-релизы под необходимый вам формат. Для пресс-службы МВД приемлемо написать: «Транспортное средство совершило наезд на пешехода». Вам не нужно усложнять конструкцию, сообщайте факты коротко и ясно: «Машина сбила пешехода». От двойных отрицаний также необходимо избавляться.

        10. Собственное мнение

Избегайте оценочных суждений и модальных слов. «К счастью, никто не пострадал», - это не про факты. Цель журналиста - заменить выражения «важный, уникальный» на конкретику, на основе которой зритель сам сделает правильные выводы. 

        11. И еще…

Новости - беспристрастный источник. Автор и ведущий новостей в эфире и на страницах изданий не имеют права на личное отношение к ситуации. Безусловно, полностью уйти от собственной позиции удается редко, она все равно «просвечивает» через стилистику и манеру речи. Помните: не все хотят слушать чужую точку зрения. В этом в том числе проявляется профессионализм и журналистская этика.

 

Анастасия Кравцова