• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Культурный трансфер в России рубежа XVIII-XIX веков

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс посвящен методологическим и историко-литературным проблемам компаративистики и теории культурного трансфера. Перед студентами ставится задача осветить основные положения концепции культурного трансфера (в частности, в трудах М. Эспаня). Для иллюстрации теоретических положений сравнительной науки о литературе избран исторический период, как кажется, в особенности богатый на компаративные сюжеты. Речь идет о стремительной европеизации русской культуры на рубеже XVIII и XIX столетий, одновременно сопровождавшейся постановкой вопроса о национальной природе русской политической культуры и литературы. Основная форма проведения занятий – семинары. На семинарах студенты обсуждают ключевые тексты русской словесности того времени, в которых заметно несомненное влияние западных литератур. В частности, мы имеем в виду такие жанры, как легкая поэзия, басня, трагедия, повесть. Особое внимание уделяется истории русского литературного языка и становлению русской литературной критики в компаративном контексте. Одновременно студенты осваивают и обсуждают на семинарах ключевые научные концепции, связанные с интерпретацией многообразных связей русской словесности с европейской культурой.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение ключевых тенденций в истории русской литературы рубежа XVIII и XIX вв. в компаративной междисциплинарной перспективе.
  • Развитие навыка сравнительно-филологического анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать методы филологического компаративного исследования;
  • знать основные события и факты истории русской литературы рубежа XVIII и XIX вв.;
  • уметь применять методологию культурного трансфера при анализе нон-фикциональных и ху-дожественных текстов, созданных на русском языке в начале XIX века;
  • уметь ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в кросс-культурную историю русской литературы XVIII – начала XIX вв.
  • "Сценарии власти" 18 века
  • Русский литературный язык на рубеже веков.
  • "История понятий" Р. Козеллека
  • "Визуальное народоведение" 18 века
  • Русская трагедия и ее европейские истоки – В.А. Озеров.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Блицы
  • неблокирующий Письменная контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 4th module
    0.2 * Активность + 0.4 * Блицы + 0.4 * Письменная контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Карамзин, Н.М.. Стихи : Литературно-художественное издание / Н.М. Карамзин : Художественная классика, 2019. — 78 с. — URL: https://book.ru/book/933246 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Крылов, И. А., & Krõlov, I. A. (1890). Басни Крылова и стихотворения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Языкова, Кольцова и др. : Сборник. Estonia, Europe: Дерпт : Каров. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F17E06DE

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Разыскания в области истории и предыстории русской культуры, Живов, В. М., 2002