• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная социологическая теория: теоретическая социология и проблемы современного общества

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс имеет основной целью систематизировать и углубить знания студентов магистратуры по общей социологии, познакомить студентов магистратуры с актуальными интерпретациями основных теоретических подходов в социологии. Курс предназначен для формирования профессиональных компетенций студентов магистратуры, специализирующихся в области социологии публичной сферы и социальных коммуникаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: 1) Знать фундаментальную структуру социологической теории, ее основные категории, подходы и проблемы, понятия, разработанные авторами современных исследований в развитие основных категорий классической социологии. 2) Уметь использовать основные социологические понятия и теории как инструмент социологического исследования. 3) Иметь навыки (приобрести опыт) критического социологического мышления, основанного на способности к научной рефлексии.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • усовершенствовать навыки публичных выступлений и работы в группе
  • уметь осмысливать различные явления социальной и экономической жизни, опираясь на научные принципы
  • знать основные принципы и понятия общей социологии, ключевые теоретические подходы к изучению общества и его подсистем
  • знать основные подходы к изучению хозяйства и общества, выработанные в экономической социологии
  • уметь применять разнообразные аналитические инструменты, используемые в современных экономико-социологических исследованиях
  • уметь анализировать события и факты с позиций социологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЧТО ТАКОЕ СОЦИОЛОГИЯ: Историческое и современное понимание
    Основные вопросы социологии. Язык и текст социологии «Железная клетка» рациональности. Макс Вебер Карл Маркс. Социальная структура. Деятельностный характер теории Интерационистская парадигма. Дж.Г.Мид – И.Гоффман. Теорема Томаса Функционалистская парадигма. Р.Мертон Социология как наука в современном мире
  • ЧТО ТАКОЕ СОЦИОЛОГИЯ (Продолжение). Социологическое мышление
    Социологическое воображение. Ч.Миллс Методы сбора и анализа социологической информации как паттерны социологического мышления
  • СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО. Основные дискуссии
    Классическая парадигма в современной социологии. П.Штомпка «Публичная» и «глобальная» социология. М.Буравой. Социология как «мягкая» политическая сила Структура и организации социологии в современном мире Социология в российском обществе вчера и сегодня. Дискуссии и перспективы
  • СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННЫЙ МИР. Максимально обобщенная парадигма
    Теория глобализации. История. Термины. Персонажи Глобализационная матрица. Макдональдизация Дж.Рицера. «Клеточная глобализация» Теория «смерти истории» Ф.Фукуямы и современные конфликты в мире «Конфликт цивилизаций» С. Хантингтона
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Социологическое содержание и социологический смысл цифровизации
    М.Маклюэн и роль СМИ в современном мире Принцип виртуализации. Средства массовой коммуникации. Инфокоммуникация «Постправда». Цифровизация как утопия и реальность.
  • ТЕОРИИ УРБАНИЗАЦИИ
    Урбанизация в историческом ракурсе Современные города. С.Сассен. «Глобальные города» и их перспективы Дезурбанизация, возвратная миграция Экологизация общественного сознания
  • МЕНЕДЖЕРИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
    Менеджериальный класс и менеджериальное общество. Дж.Бернхем "Революция менеджеров". Рост корпораций и распределение власти. Новые формы эксплуатации и контроля. Средний класс в эпоху менеджеризма.
  • ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
    Потребление как экономическая и социологическая категория. Экономический бум 60-х годов в США и расцвет общества потребления. Технический прогресс и его инварианты в области потребительской экономики. Консьюмеризм и «гламур». Вещи в социальных процессах. Мифы как феномен массовой потребительской культуры.
  • ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    Что такое теория и почему она важна для исследовательской работы? Эпистемология социологического знания. Основные подходы к пониманию социальной реальности. Ориентации социологического анализа (объективизм/субъективизм, структура/действие, конфликт/согласие, идеальное/реальное). Проблема преодоления дихотомических противоречий.
  • КУЛЬТУРНЫЙ ПОВОРОТ В СОЦИОЛОГИИ
    Социология культуры и культурная социология: специфика понятийного аппарата и дизайна исследований. Наследие Э.Дюркгейма и антропологические методы в сравнительных исследованиях культур. Изучение ритуалов: Р.Коллинз. Насыщенное описание, К.Гирц. «Сильный подход» культурной социологии, работы Дж. Александера. Культурная травма. Акторно-сетевая теория. Марксистсткие подходы к исследованию культуры, неоколониализм.
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИОЛОГИИ
    М.Вебер и сравнительно-исторический метод. «Социология революции» П.Сорокина и «Коммунистические революции в России и Китае» Т.Скочпол. Стратегия выполнения качественного сравнительного социально-исторического исследования. Количественные стратегии в исторической социологии. Кейс-стади в сравнительных социальных исследованиях. Сопоставление «сравнительного» и «статистического» методов, Ч.Рэгин.
  • СРАВНИТЕЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
    Сравнение у Ф.Бэкона и Дж.С.Милля. Проблемы при реализации сравнительного исследования, Н.Смелзер. Эмпирическое исследование ценностных сдвигов; World Values Survey, Р.Инглхарт; культурные ценностные ориентации, Ш.Шварц. Исследования стратификации, Э.О.Райт и его стратификационная (классовая) схема, типология EGP (Erikson / Goldthorpe / Portocarero). Европейское социальное исследование (ESS). Инсти-туционалистский (Дж.Коулман) и аллокативный (П.Бурдье, Р.Коллинз) подходы к исследованию образования. Международные проекты исследования образования: PISA, PIAAC, TIMSS, PIRLS. Смешанные стратегии работы с материалами международных исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • Работа на семинарских занятиях (неблокирующий)
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оценке подлежит активность на семинарах и в групповых дискуссиях, спонтанные выступления. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, а также качество подготовки к семинарам. Оценка за самостоятельную работу является частью оценки за семинарские занятия (Оаудиторная).
  • Презентация индивидуального проекта (неблокирующий)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.51 * Презентация индивидуального проекта + 0.49 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология : учебник для вузов, Фролов С. С., 2003
  • Социология культуры : учеб. пособие для вузов, Ионин Л. Г., 2004
  • Социология массовых коммуникаций : учеб. пособие, Черных А. И., 2008
  • Социология, учебник, 432 с., Кравченко, А. И., Анурин, В. Ф., 2010
  • Экономическая социология : учеб. пособие для вузов, Радаев В. В., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер Н., Ядов В. А., 1998
  • Социология : учебник для вузов, Фролов С. С., 1999
  • Социология, Гидденс Э., Бердсолл К., 2005