• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "Лаборатория историка: профессиональные конвенции и практики"

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
11
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар второго года обеспечивает поддержку исследовательской работы студентов по двум направлениям: повышение качества академического письма и аналитическое насыщение исторического исследования. В ходе первого модуля (преподавание на английском) студенты осваивают актуальные техники и приемы составления заявок и другие формы презентации исследовательской работы в англоязычной академии. В ходе второго и третьего модуля обобщаются, актуализируются и расширяются знания студентов о теоретическом оснащении научной работы историка, развивается вкус к методологической рефлексии, сокращается дистанция от истории до теории и формируется пространство практической аналитики, где участники семинара могут тренироваться в освоении разных аналитических приемов и инструментов без отрыва от своего исследования. Предметом обсуждения становятся как фундаментальные вопросы методологии (о статусе и пределах применения теории, о смещении от теории к аналитике, о культуре перевода, о способах и эффектах междисциплинарного заимствования и т.д.), так и актуальные тренды в развитии социогуманитарной аналитики (постоянно расширяющееся семейство эпистемологических поворотов - от лингвистического до темпорального и этического). Важное условие работы в семинаре - выполнение серии письменных заданий, позволяющих каждому участнику настроить аналитическую оптику без отрыва от магистерской диссертации. Четвертый модуль, всецело посвященный обсуждению магистерских диссертаций, заканчивается их предзащитой. НИС ведет команда исследователей, ведущих активную научную работу и имеющих богатый опыт успешного академического письма, аналитического насыщения исследования и методологической рефлексии (К. Черкаев, Г. Орлова, М. Румянцева)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • повысить культуру исторического исследования
  • познакомиться (глубже) с актуальными формами и методами теоретико-эмпирической работы
  • повысить аналитическую чувствительность
  • развить навыки академического письма на русском и английском языках
  • сформировать навык ориентации в актуальном теоретико-методологическом ландшафте
  • приобрести опыт генерации оригинальных теоретических конструкций, гипотез, исследовательских вопросов
  • приобрести опыт формулирования запроса на междисциплинарные заимствования в историческом исследовании
  • научиться формулировать проблему и предмет своего исследования •
  • научиться формулировать аналитическую рамку своего исследования на письме
  • познакомиться с актуальными направлениями социогуманитарной аналитики и научиться ориентироваться в них
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентироваться в актуальном теоретико-методологическом ландшафте
  • Представлять себе генеалогию социогуманитарной аналитики и перспективы ее использования в историческом исследовании
  • Уметь генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Уметь генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Уметь критически анализировать и оценивать современные научные достижения, в том числе в междисциплинарных областях
  • Уметь критически анализировать и оценивать современные научные достижения, в том числе в междисциплинарных областях
  • Уметь ответить на поставленные слушателями вопросы и обосновать свою точку зрения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и теория
  • Рождение аналитики
  • Лингвистический поворот
  • Культурный поворот, критика репрезентации и исследования медиа
  • Визуальный поворот, скопические режимы современности и аналитическая оптика
  • Пространственный поворот, культурная топология и масштабирование
  • Практический поворот, перформативность и практическое действие
  • Больше поворотов
  • Ориентация и навигация
  • Письмо. Как писать о теории?
  • Магистерская диссертация
  • Искусство презентации
  • Искусство полемики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий 1-я творческая (письменная) работа
  • неблокирующий 2-я - 4-я творческие (письменные) работы
  • неблокирующий Участие в семинарских обсуждениях
    работа на семинарах, до 25 баллов, до 5 баллов за участие в одном семинаре; вопросы, развернутые комментарии, обсуждения кейсов, участие в аналитической работе во время занятия приветствуются
  • неблокирующий Творческие письменные задания
    максимальный накопительный балл 25, максимальный балл за письменное задание - 5
  • неблокирующий Участие в семинарах
    участие в семинарах
  • неблокирующий Заявка на проект (на английском)
    все просто
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.3 * активность на семинарах + 0.7 * 1-я творческая (письменная) работа
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * активность на семинарах + 0.7 * 2-я - 4-я творческие (письменные) работы
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.5 * Заявка на проект (на английском) + 0.5 * Участие в семинарах
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.5 * Участие в семинарских обсуждениях + 0.5 * Творческие письменные задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Godfrey, D. G. (2006). Methods of Historical Analysis in Electronic Media. Mahwah, NJ: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=167382
  • Golden-Biddle, K., & Locke, K. (2007). Composing Qualitative Research (Vol. 2nd ed). Thousand Oaks, Calif: SAGE Publications, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=294624
  • Johnstone, B. (2017). Discourse Analysis (Vol. Third edition). Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1647576
  • Morris, R. C., & Spivak, G. C. (2010). Can the Subaltern Speak? : Reflections on the History of an Idea. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=584675
  • Plamper, J., & Tribe, K. (2015). The History of Emotions : An Introduction (Vol. First edition). Oxford, United Kingdom: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=929154
  • Беззубова, О. (2014). Визуальная Культура И Визуальный Поворот В Культуральных Исследованиях Второй Половины Хх Века. Аналитика Культурологии, (28). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15544951
  • МАРТИРОСЯН К.М. (2015). «Практический Поворот» («Practiceturn») В Социальной Философии. Актуальные Вопросы Современной Науки, (41). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16038372

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Patai, D., & Corral, W. H. (2005). Theory’s Empire : An Anthology of Dissent. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=149713
  • Schatzki, T. R., Knorr-Cetina, K., & Savigny, E. von. (2001). The Practice Turn in Contemporary Theory. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=134021
  • The Optical Unconscious of Big Data:Datafication of vision and care for unknown futures. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.313B0DF6
  • Wayne C. Booth et al. The Craft of Research (4th ed.). Chicago: The University of Chicago Press, 2016.
  • Визуальное народоведение империи, или "Увидеть русского дано не каждому", Вишленкова, Е. А., 2011
  • Дискурс и власть : репрезентация доминирования в языке и коммуникации, Дейк, Т. А. ван, 2013
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Социология вещей: Сборник статей / Под ред. Вахштайн В. - М.:ИД Тер. будущего, 2006. - 392 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-025-1