• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Транспортное планирование

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс главным образом пропедевтичен и пытается дать студентам глубокое, а не общее, понимание процессов и причин, приведших транспортный комплекс городов к нынешнему состоянию и определяющих его дальнейшее развитие на 5—50 лет вперёд. Курс сжато и ёмко восполняет лакуны познания студентов, будущих градоустроителей, нетранспортного направления подготовки и бекграунда: причин нынешней пространственной организации городов, экономической теории, экономики города, его внешнего вида, транспортных закономерностей поведения жителей, институциональной, электоральной и административной экономики, физики и электротехники, маркетинга и клиентского сервиса, законов в строительстве, проектировании и прав собственности. По завершению курса студенты должна понимать, как городские и национальные экономики зависели и зависят от транспортных корреспонденций и как транспортные решение взаимоувязаны со всеми остальными следствиями в городском хозяйстве. Обобщая, курс даёт студентам понимание, что транспортное дело – это не «одна из тем экономики города или городского хозяйства», а главный определить облика и функции города и приложение всех видов наук на городскую карту.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Отойти от подхода «очевидных и общеупотребительных» знаний студентов о городе и транспорте к научному и практическому осмыслению предлагаемых решений и предложений;
  • Вручить студентам научно обоснованные знания о том, как города развиваются пространственно, технологически и экономически на примере транспорта;
  • Проиллюстрировать на конкретных диахронических примерах, что именно сделало города такими, какие они есть сегодня, и что будет определять их будущее.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Оперирует отраслевым терминологическим аппаратом.
  • уметь научно обоснованно и профессионально высказывать свои оценки о транспортных решениях и проектах
  • иметь возможность приводить доказательства своим предложениям по организации транспортных проектов
  • понимать, как собираются и анализируются транспортные данные
  • проводить основные расчёты транспортных задач (технические, экономические, финансовые) на взятой географии рассмотрения
  • отличать умозрительные транспортные решения от научно-обоснованных
  • определять экономические последствия градостроительных решений в транспортном планировании
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 4. ВВЕДЕНИЕ В ТРАНСПОРТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Основные понятия.
    Различные трактовки термина «Транспортное планирование». Транспортная инженерия. Отечественные ученые в области городского транспорта и их основные работы. Городской транспорт (понятие, определение). Основные характеристики работы транспортных систем (скорость, время в пути, расстояние, интенсивность движения, доступность). Основные понятия: провозная способность, пропускная способность, транспортная подвижность, транспортная работа, пассажирооборот и грузооборот, пробег, коммьютинг. Городская транспортная система и ее состав. Пространственная и функциональная структура транспортных систем городов. Модальная структура транспортных систем городов. Модусы (виды) транспорта. Основные, вспомогательные, гибридные и специальные виды транспорта. Особенности и типы модальных структур городских транспортных систем. Пространственная структура городской транспортной системы. Транспортные сети. Транспортные узлы. Транспортные потоки. Узлы внешнего транспорта в системе городского транспорта.
  • Концепция «Legacy» и транспортные причины облика городов
    Первая тема является не введением, а основой всех рассуждений курса о транспорте и о городе. Она описывает сложившиеся за тысячи лет закономерности, которые определяли облик городов и закономерности расселения и поведения как ранее, так и на будущие 25—50 лет. Тема диахроническая и идёт по линии времени: лошадиная тяга — принципы Паскаля и Париж 1654 года, плата за дороги — 1790-е и паровая тяга — 1820-е и позже (первые тоннели, первые железные дороги общего пользования, электробатареи и гибриды) — 1850—60-е и подземное обустройство, реконструкция Османом Парижа, Great Stink Лондона — 1880-е (электрическая тяга, бум метрополитенов) — 1900-е гибриды, концептуализация воздушного транспорта — 1910-е и жидкая тяга на ДВС — послевоенное время, Форд-Т — 1920-е (автобусы и троллейбусы) — 1930-е FDR’s New Deal, ГУШОСДОР, Дойче Райхсбанен, город как театр — 1950-е (венец автомобильной эры) — 1960-е (разрушение железных дорог в США, основы для ИКАО/ИАТА, воздушное движение в США) — 1970-е (COD, urban sprawl) — 1980-е (итоги разрушения общественного транспорта) — 1990-е (TOD, reinvented transit) — 2000-е (дот-комы, концептуализация транспортных эффектов развала СССР) — 2010-е (концептуализация XaaS/MaaS, уберизация, ИТС) — 2020-е (personal transit, SA(E)V, отход от термина «общественный транспорт»). Каждый термин показывается диахронически с пояснением причин – административных, финансовых, технических и политических. Внедряется основное понимание legacy – детерминированности будущего прошлым.
  • Междисциплинарные основы транспортного знания
    Тема пропедевтически очерчивает основные теоремы и приложения смежных наук к транспорту, которые определяли и будут всегда определять транспортное поведение и организацию отрасли. Экономика города, экономическая теория, транспортные рынки (ТОР), институациональная экономика, география, теория тяги и конструирования транспортных средств, промышленное и гражданское строительство, транспортное проектирование и строительство, транспортное и градостроительное законодательство. Мобильность. Гуманитарность. Приложение смежных наук на карту города. Двух- и трёхсекторная экономика, законы спроса/предложения и их нарушения, рыночные равновесия, теория центральных мест, понятие «рынка и базара», транспортные основы экономической транзакции, «транспортные» способы осуществления транзакции. Административный торг, электоральная экономика, теория игр и политика в тревеле, мобильности и на транспорте. Городские утопии и их основы. Подходы к городу-театру. Конкуренция по Демсецу. Каннибализация транспортных предприятий. Типы благ и трагедия общин. Нормовтворчество и нормприменение в планировании, строительстве и перевозке. Региональные расколы. Де-факто де-юре. Роль «государства» и регулятора. Теория выбора, wayfinding. Ограничения инфраструктуры и строительства. Boston’s Big Dig. Финансирование и капитал. ТЭПы. Госзакупки, ГЧП, small government и эффективность. Цифровизация и умный город. XaaS+MaaS+IoT. Биг дата: custody, stewardship, обработка данных, результаты. Протоколы и принципы сетевого строительства. Экосистемность. Генпланы, мастер-планы, архитектура на транспорте. Осман-Посохин-Мозес, Москва-Париж-Нью-Йорк как концепты.
  • Принципы устройстве рельсового, воздушного и автодорожного транспорта
    Тема очерчивает самые главные законы обустройства всей городской транспортной отрасли за последние 100 лет, которые берут начало в 1654 году и даже Римской Империи, но в целом отсчитывают начало современного города и его мобильности с трансформаций Наполеона Бонапарта. Текущая организация отраслевых предприятий, регуляторного законодательства, инженерно-технических принципов на земле, под землёй и в воздухе, а также в транспортном производстве и транспортном проектировании и строительстве — всё необходимое для квалифицированных городских транспортных решений. «Воздушная» часть темы с точки зрения городского транспорта даёт понимание организации полётов, устройства отраслевых рынков (хендлинг, аэродромы и аэропорты, коммерческая недвижимость, клиентский сервис, торговля, лизинг, топливо, управление парком, revenue management, производство ВС). «Рельсовая» часть темы с точки зрения городского транспорта даёт понимание первостепенности её в планировании городов: колейность, габариты приближения строений, скорости, подвижной состав, принципы электрической и гибридной тяги, торможения, конструирования подвижного состава, right-of-way, проектирования пути и путевого хозяйства всех служб. «Автодорожная» часть темы с точки зрения городского транспорта даёт понимание закономерностей в автомобилизации с 1890-х по 2020-е, видов тяги, скоростей и торможения, интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах, принципы проектирования улично-дорожной сети, перекрёстков-узлов-светофоров, интернализации издержек и фондов, платных частей сети, pay-as-you-go и performance-related-pay (PRP) в автомобильном владении и использовании.
  • Будущее транспорта и внедрение новых решений
    Принципы взаимодействия государственных и частных секторов на транспорте. Драйверы и анти-драйверы изменений и основные прогнозы. Капитал и административный ресурс в разрезе разных горизонтов будущего. Управление изменениями на транспорте. Принципы анализа будущего и новых транспортных закономерностей. Основы методов оценки времени и ресурсов для транспортных изменений.
  • Концептуализация и проектирование транспортных решений (экономическая часть)
    Формирование капитальных и операционных затрат: взаимные закономерности. Фиксированные и вариативные издержки. Сбор доходов и его организация. Определение технико-экономических показтелей (ТЭПов) для линейных сооружений, подвижного состава, договорной работы, закупок и перевозок. Перевозочный процесс: принципы управления парком, организации труда, автопилотирование, оплата труда и налогообложение, закономерности привлечения капитала на транспорте. Финансирование транспортного проекта, балансирование капитальных и операционных затрат, юридические и регуляторные закономерности.
  • Концептуализация и проектирование транспортных решений (техническая часть)
    Тема раскрывает самые основные принципы проектирования транспортного решения (узла, линии, вида транспорта или города целиком). Скорости: коммерческие, технические, конструкционные, рекордные. Расчёт транспортного спроса в прошлом, настоящем и будущем. «Виды» транспорта. Закономерности и основы рассматриваются с точки зрения конкретных городов, кейсов и географии. Выбор типа тяги, приоритетность и right-of-way, способы выбора и создания подвижного состава, виды топлива, расчёты провозных способностей, управление движением, безопасность, сигнализация, парности. Параметры комфорта среды, узлов и сети
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость занятий
    При наличии уважительной причины (справки по болезни и пр.) данное занятие не учитывается при подсчете суммарного балла.
  • неблокирующий Работа на занятии
  • неблокирующий Домашнее задание
    Правила округления Для подсчета результирующей оценки используются стандартные правила округления (до 0,5 баллов оценка округляется в меньшую сторону, после 0,5 включительно – в большую). На промежуточных этапах расчета текущей оценки могут использоваться десятичные значения – однако, финальная оценка за текущую работу округляется согласно стандартным правилам округления. При этом результирующая оценка ниже 4 баллов не округляется до 4. Например, если она составляет 3,8 балла, то это означает, что слушатель не перешел рубеж, необходимый для получения удовлетворительной оценки, и ему выставляется неудовлетворительная отметка «3» по 10-балльной шкале
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * Домашнее задание + 0.1 * Посещаемость занятий + 0.3 * Работа на занятии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Banister, D. (2008). The sustainable mobility paradigm. Transport Policy, (2), 73. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.trapol.v15y2008i2p73.80
  • Bliemer, M. C. J., Mulley, C., & Moutou, C. J. (2016). Handbook on Transport and Urban Planning in the Developed World. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1194858
  • Institut für Mobilitätsforschung. (2013). Megacity Mobility Culture : How Cities Move on in a Diverse World. Berlin: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=565374

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Banister, D. (2002). Transport Planning (Vol. 2nd ed). London: Taylor & Francis [CAM]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=103101
  • Blinkin, M., & Koncheva, E. (2016). Transport Systems of Russian Cities : Ongoing Transformations. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1353847
  • Cervero, R. (1998). The Transit Metropolis : A Global Inquiry. Washington, D.C.: Island Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=972710
  • Dameri, R. P., & Rosenthal-Sabroux, C. (2014). Smart City : How to Create Public and Economic Value with High Technology in Urban Space. Cham: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=806612
  • Gakenheimer, R. A., & Dimitriou, H. T. (2011). Urban Transport in the Developing World : A Handbook of Policy and Practice. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=387731
  • O’Flaherty, B. (2005). City Economics. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=282258
  • REVEILLAC, J.-M. (2017). Modeling and Simulation of Logistics Flows 2 : Dashboards, Traffic Planning and Management. [Place of publication not identified]: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1455731
  • Schiller, P. L., Kenworthy, J. R., & Bruun, E. C. (2010). An Introduction to Sustainable Transportation : Policy, Planning and Implementation. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=333038
  • Shiftan, Y., & Attard, M. (2015). Sustainable Urban Transport. Bingley, U.K.: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1001653
  • Small, K. A., & Verhoef, E. T. (2007). The Economics of Urban Transportation. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=208963
  • The Economics of Urban Transportation. (2007). Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.research.vu.nl.publications.12a4ad0e.27f7.4ca6.9ac1.71acb04f2409
  • Weiner, E. (2008). Urban Transportation Planning in the United States : History, Policy, and Practice (Vol. 3rd ed). New York, N.Y.: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=275758
  • Weiner, E. (2016). Urban Transportation Planning in the United States : History, Policy, and Practice (Vol. Fifth edition). Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1235217
  • World Bank. (2013). A National Framework for Sustainable Urban Transport Systems : Proposals for Improving Urban Transportation in Russian Cities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7D9A6349