Программа
Четверг, 25 сентября
18.00 – Презентация и круглый стол по поводу публикации коллективного труда о воспитательных проектах в России от Петра I до Екатерины II (под ред. И. Федюкина и М. Лавринович). Презентация состоится на историческом факультете НИУ ВШЭ, ул. Петровка, д. 12 (на русском языке).
О своем намерении принять участие в презентации просьба сообщить не позднее 23 сентября Наталье Немцевой по адресу nnemtseva@hse.ru
Пятница, 26 сентября
9.00 – 9.30 – Регистрация
9.30 – 9.45 – открытие
9.45 – 11.00 – пленарная лекция. Жан Бутье, Европейская модель воспитания дворянства: дворянские академии в Европе, 1550 - конец XVIII в. (ENG)
11.00 – 11.15 – кофе-пауза
11.15 – 13.45 – I. Воспитательные стратегии: какое воспитание и для какого дворянства?
-
Прокопьев Андрей, Между конфессиональным и сословным стандартом: образование немецкого дворянства в XVI - XVII вв. (RU)
-
Брютер Анни, Дворянство мантии и шпаги во Франции XVII в.: два идеала воспитания? (ENG)
-
Каради Виктор, Изменение отношения к воспитанию и дворянские стратегии в позднефеодальной Венгрии (1760-е - 1848) (ENG)
-
Лер Штефан, ‘Только для образования’. Идеал и практика воспитания на примере Голицыных (1780-1820) (RU)
-
Посохова Людмила, Нобилитация казацкой старшины Гетманщины и Слободской Украины и эволюция моделей воспитания в ее среде в XVIII в. (RU)
-
Фиорелли Виттория, Неаполитанские женщины: от аристократии к либеральному высшему классу (ENG)
-
Вуазен Амели, Вырастить герцога и воспитать императора: сложное и очень эклектичное воспитание Франца Стефана Лотарингского (ENG)
13.45 – 14.30 – обед
14.30 – 16.00 – II. Модели, трансферы, критика и сопротивление
-
Церман Иво, Моральное воспитание аристократии в Богемии (ENG)
-
Грин Майкл, Воспитатели-гугеноты голландского дворянства (1620-1700) (ENG)
-
Строев Александр, Женское воспитание: масонский проект? Трактат графа А.А. Головкина «Мои размышления о воспитании прекрасного пола, или Набросок плана воспитания моей дочери» (1778) (RU)
-
Кислова Екатерина, Модели образования в церковной и дворянской среде в России XVIII в. (RU)
16.00 – 16.15 – кофе-пауза
16.15 – 17.30 – II. Модели, трансферы, критика и сопротивление
-
Киселев Михаил, Криворучко Анастасия, ‘По науке и достоинству’: проблема дворянского образования в правительственной политике и публицистике в Российской империи в 1760-е гг. (RU)
-
Серванский Мачей, Французские аспекты в воспитательной модели польского дворянства в XVIIв. (ENG)
-
Ржеуцкий Владислав, Идеал воспитания дворянина в России: proetcontra (RU)
19.30 – ужин участников конференции
Суббота, 27 сентября
9.30 – 11.00 – III. Воспитательные учреждения и воспитательные модели
-
Федюкин Игорь, Воспитание дворянства и дисциплинарные ин cтитуты: cтановление модерной школы в России, 1660-1760 (RU)
-
Хаванова Ольга, Врожденное благородство и ученое превосходство: венский Терезианум как сословный образовательный идеал второй половины XVIII в. (RU)
-
Синдони Катерина, Воспитательные модели сицилийских дворян в XVIII-XIXвв.: Колледжио Кутелли (ENG)
-
Туманюк Екатерина, Дворянская воспитательная модель начала XIX века на примере семьи Н.Н. Муравьева: от Осташева к Школе колонновожатых (RU)
11.15 – 11.30 – кофе-пауза
11.30 – 13.45 – IV. Тенденции
-
Стогова Анна, Дружба как императив поведения в Англии и Франции второй половины XVII – начала XVIII в. (RU)
-
Бруски Андреа, Учить местные языки, учиться на местных языках: живые языки в воспитании элит (Франция, XVII-XVIIIвв.) (ENG)
-
Кошелева Ольга, Воспитание речевой культуры в российском благородном юношестве (RU)
-
Андреев Андрей, Формирование воспитательной концепции Ф.-С. Лагарпа: европейские идеалы и русская практика (RU)
13.45 – 14.30 – обед
14.30 – 16.00 – V. Что говорят нам источники?
-
Буркардт Альбрехт, Истоки Гран Тура в трактатах о воспитании дворянства с XVIпо начало XVIIв. (ENG)
-
Ле Кам Жан-Люк, Воспитание лютеранского немецкоговорящего дворянства через призму биографий, содержащихся в погребальных проповедях (ENG)
-
Фафурин Геннадий, Распространение инноваций в сфере воспитания дворянина через призму европейской книжной торговли и репертуар Петербургской книжной лавки в 1760-х гг. (по архивным материалам) (RU)
-
Смагина Галина, ‘В составе совершенного воспитания’: план образования молодой знатной дамы, составленный академиком Я.Я. Штелиным в 1778 г. (RU)
16.00 – 16.15 – кофе-пауза
16.15 – 17.45 – V. Что говорят нам источники?
-
Берелович Владимир, Воспитательные планы в частном воспитании в России во второй половине XVIII в. (RU)
-
Солодянкина Ольга, Воспитательные идеалы и практики рода Шереметевых ( XVIII - начало XIX в.) (RU)
-
Лавринович Майя, ‘… Вы найдете в господах ваших покровителей, а в вверенных вам детях – друзей…’: как готовили «новую породу» гувернанток для дворянских детей в начале XIX века (RU)
-
Редин Дмитрий, Как воспитывали Ивана Васильевича (повесть В.А. Соллогуба ‘Тарантас’) и проблемы дворянского воспитания в русской художественной прозе первой половины XIX в. (RU)
17.45 – 18.00 – Заключительные ремарки и окончание конференции