Шарнова Елена Борисовна
- Доцент:Факультет гуманитарных наук / Школа исторических наук
- Академический руководитель образовательной программы:История искусств
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2012 году.
- Научно-педагогический стаж: 39 лет.
Образование, учёные степени
- 1987Кандидат искусствоведения: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»
- 1980
Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «история искусства»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
2008 (сентябрь) - стажировка в фонде Аттингем, Великобритания. Изучение королевских коллекций
2011 (сентябрь) - стажировка в фонде Аттингем, Великобритания. Изучение архитектуры, музеев и частных коллекций в Глазго и западной Шотландии
Выпускные квалификационные работы студентов
- Бакалавриат
Афанасьева И. А. «Образы Италии в пейзажных этюдах русских художников первой половины XIX века». Факультет гуманитарных наук, 2019
Смирнова Е. К. «Влияние голландской живописи на французскую живопись XVIII века». Факультет гуманитарных наук, 2019
Разуваева Д. А. «Крестьянский жанр в русской живописи второй половины XVIII – первой половины XIX века». Факультет гуманитарных наук, 2019
Малахов И. В. «П.П. Рубенс и античная скульптура». Факультет гуманитарных наук, 2019
Бурзак А. А. «Мотив танца и его интерпретация во французской живописи XVIII века». Факультет гуманитарных наук, 2018
Дмитриева С. К. «Fancy picture/sujet de caprice: к определению жанра в живописи XVIII века». Факультет гуманитарных наук, 2018
- Магистратура
Гичевская В. А. «Еврейское искусство в музеях конца XX – XXI веков». Факультет гуманитарных наук, 2018
Дубровская Д. В. «Портретная живопись Джузеппе Кастильоне (Лан Шинина: 1688-1766) и традиция китайского придворного портрета». Факультет гуманитарных наук, 2017
Бузенкова М. М. «Советское искусство 1940-1970 гг. в частных музеях Москвы: принципы коллекционирования и экспонирования». Факультет гуманитарных наук, 2016
Норманн А. В. «Русская живопись второй половины XIX – начала XX в. на мировом художественном рынке: соотношение цены и моды». Факультет гуманитарных наук, 2016
Усачева М. С. «Персональная выставка художника: критерии и факторы успеха (на материале выставок ГТГ 2008 – 2015 гг.)». Факультет гуманитарных наук, 2016
Клименко М. Д. «Французский ориентализм: формирование и развитие образа Востока в живописи Франции в 1830-1870-е годы». Факультет гуманитарных наук, 2015
Гришанина Ю. А. «Аукционный дом Альфа-Арт и формирование антикварного рынка в России конца 1980-х - середины 1990-х годов». Факультет гуманитарных наук, 2015
Даньшина М. А. «Музей Виктории и Альберта и его роль в создании нового типа музея в XIX веке». Факультет истории, 2014
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Искусство XVII – XVIII вв. (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-3 модуль)Рус
- История коллекционирования (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар (Бакалавриат; где читается: Социально-гуманитарный факультет (Пермь); 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Анализ и атрибуция памятников художественной культуры" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Искусство XVII – XVIII вв. (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-3 модуль)Рус
- История коллекционирования и художественных выставок (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Анализ и атрибуция памятников художественной культуры" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Искусство XVII – XVIII вв. (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 1-3 модуль)Рус
- История коллекционирования и художественных выставок (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Анализ и атрибуция памятников художественной культуры" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2016/2017 уч. год)
- Искусство XVII – XVIII вв. (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 3-й курс, 2-4 модуль)Рус
- История коллекционирования и художественных выставок (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Анализ и атрибуция памятников художественной культуры" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2015/2016 уч. год)
- История (Бакалавриат; где читается: Факультет коммуникаций, медиа и дизайна; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- История коллекционирования и художественных выставок (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Анализ и атрибуция памятников художественной культуры" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Профессиональные основы искусствоведения (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2014/2015 уч. год)
- История коллекционирования и художественных выставок (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Анализ и атрибуция памятников художественной культуры" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Анализ и атрибуция памятников художественной культуры" (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Описание и анализ памятников искусства и культуры (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Профессиональные основы искусствоведения (Бакалавриат; где читается: Факультет гуманитарных наук; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Теория и история культуры (Магистратура; где читается: Факультет социальных наук; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2013/2014 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Анализ и атрибуция памятников художественной культуры" (Магистратура; где читается: Факультет истории; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Описание и анализ памятников искусства и культуры (Магистратура; где читается: Факультет истории; 1-й курс, 1, 2 модуль)Рус
- Теория и история культуры (Магистратура; где читается: Центр финансово-экономических решений в образовании; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2012/2013 уч. год)
- Диалог философии и искусства (Магистратура; где читается: Факультет истории; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Музейная практика (Бакалавриат; где читается: Факультет истории; 3-й курс, 1 модуль)Рус
Научно-исследовательская практика (Магистратура; где читается: Факультет истории; 1-й курс, 3, 4 модуль)Рус
- Научно-исследовательский семинар "Пути научного познания и методы анализа памятников художественной культуры" (Магистратура; где читается: Факультет истории; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Теория и история культуры (Магистратура; где читается: Центр финансово-экономических решений в образовании; 2-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Участие в редколлегиях научных журналов
С 2004 – член редколлегии сборника «Век Просвещения //Le siècle des Lumières»
С 2016 г.: член редколлегии журнала «Искусствознание».
Гранты
1998 (сентябрь) - грант Института Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун, США
2000 (март-апрель) - грант Центра углубленных исследований изобразительных искусств (CASVA), Национальная галерея, Вашингтон
2001 (ноябрь-декабрь) - грант Центра углубленных исследований изобразительных искусств (CASVA), Национальная галерея, Вашингтон
2002 (апрель-май) - грант Дома наук о человеке, Париж
2003 (июль-август) - грант Дома наук о человеке, Париж
Книги8
- Книга Шарнова Е. Б. Илья Репин. 1844-1930 / Науч. ред.: Т. В. Юденкова. М. : Государственная Третьяковская галерея, 2019.
- Книга Саразен Ж. И., Рычаловский Е. Е., Петрова М. А., Кюнцель-Витт К., Копелев Д. Н., Гаучи Л., Фрумин М., Плавинская Н. Ю., Заборов П. Р., Гольцова К. В., Лебедева Е. И., Шарнова Е. Б., Пожарова М. А., Шиппан М., Андросов С. О., Космолинская Г. А., Сомов В. А., Gallegos Gabilondo S., Koseki T., Palsky G., Verdier N., Ferreira Furtado J., Мезин С. А., Marker G., Zitser E. Век Просвещения. Вып. V: География эпохи Просвещения: между воображением и реальностью. / Рук.: С. Я. Карп; сост.: Г. А. Космолинская; отв. ред.: С. Я. Карп; под общ. ред.: С. Я. Карп, J. Sarazin, Е. Е. Рычаловский. Вып. V: География эпохи Просвещения, между воображением и реальностью. М. : Наука, 2015.
- Книга Краснобаева М. Д., Шарнова Е. Б. Французская живопись в музее-усадьбе «Архангельское». Каталог выставки. Три квадрата, 2014.
- Книга Sharnova Elena, Eyerman C., Georgievskaya E. Old Masters, Impressionists & Moderns: French Masterworks from the State Pushkin Museum. Moscow. Houston : Yale University Press, 2002.
- Книга Кузнецова И. А., Шарнова Е. Б., Бессонова М. А., Георгиевская Е. Б. Французская живопись XVI - первой половины XX века. Каталог собрания. ГМИИ им.А.С.Пушкина. М. : Красная площадь, 2001.
Статьи и главы в книгах20
- Статья Шарнова Е. Б. Каталог коллекции А.С.Строганова и традиция французских аукционных каталогов второй половины XVIII века. // Искусствознание. 2019. № 1. С. 222-249.
- Глава книги Шарнова Е. Б. Репин и старые мастера // В кн.: Илья Репин. 1844-1930 / Науч. ред.: Т. В. Юденкова. М. : Государственная Третьяковская галерея, 2019. С. 55-65.
- Статья Шарнова Е. Б. «Пейзаж во вкусе Сальватора Розы». Сальватор Роза и французский пейзаж XVIII века // Искусствознание. 2017. № 3. С. 122-145.
- Глава книги Sharnova E. Nikolaj B. Youssoupov dans le milieu artistique de Rome en 1784-1785, in: L’Académie de France à Rome. Le palais Mancini: un foyer artistique dans l’Europe des Lumières (1725-1792).. Rennes : Presses Universitaires de Rennes, 2016. P. 405-418.
- Статья Шарнова Е. Б. Рецензия на книгу Т.В.Юденковой «Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века» // Искусствознание. 2016. № 3. С. 310-315.
- Глава книги Шарнова Е. Б. Аннотации к картинам Гаспара Дюге и Крещенцио Онофри // В кн.: Вдохновленные Римом. К 400-летию Сальватора Розы и Гаспара Дюге. Каталог выставки. М. : In Artibus Foundation, 2015. С. 102-119.
- Глава книги Шарнова Е. Б. О создании языка истории искусства в России. Описание знаменитых произведениями школ и вышедших из оных художников и проч. (1767-1768) князя Д.А.Голицына // В кн.: Век Просвещения. Вып. V: География эпохи Просвещения: между воображением и реальностью. / Рук.: С. Я. Карп; сост.: Г. А. Космолинская; отв. ред.: С. Я. Карп; под общ. ред.: С. Я. Карп, J. Sarazin, Е. Е. Рычаловский. Вып. V: География эпохи Просвещения, между воображением и реальностью. М. : Наука, 2015. С. 337-361. doi
- Глава книги Шарнова Е. Б. Феномен «частновладельческого» музея в конце XIX – первой трети XX века и собрание П.М. и С.М.Третьяковых // В кн.: Павел Третьяков. Предшественники и последователи: частное и музейное коллекционирование XVIII – начала XX века. М. : Государственная Третьяковская галерея, 2014. С. 8-19.
- Статья Шарнова Е. Б. Пейзажи Пьера Жака Волера из собрания Музея-усадьбы «Архангельское». О пользе исторической атрибуции // Собрание. 2013. № 4. С. 8-13.
- Глава книги Шарнова Е. Б. Гаэтано Гандольфи в России // В кн.: Век Просвещения III. Западноевропейское искусство XVIII века в России. Тексты, коллекции, мастера. М / Науч. ред.: Г. А. Космолинская, С. Я. Карп, Е. Б. Шарнова. Вып. III. Наука, 2011. С. 190-201.
- Глава книги Шарнова Е. Б. Мариано Росси – «забытый художник» итальянского сеттеченто // В кн.: Культура, эпоха и стиль. Классическое искусство Запада. М. : Галарт, 2010. С. 269-281.
- Глава книги Шарнова Е. Б. Юбер Робер - «рисовальщик садов» // В кн.: Сад: символы, метафоры, аллегории. Памятники исторической мысли, 2010. С. 296-309.
- Глава книги Шарнова Е. Б. Феномен redecouverte в истории французского искусства // В кн.: Искусство как сфера культурно-исторической памяти. М. : Изд-во РГГУ, 2008. С. 353-364.
- Глава книги Шарнова Е. Б. Европейский неоклассицизм и русская академическая картина XVIII века // В кн.: Иностранные мастера в Академии художеств. М. : Памятники исторической мысли, 2007. С. 81-89.
- Глава книги Sharnova, Elena. La peinture italienne dans la collection du prince N.B.Youssoupov, in: Le gout pour la peinture italienne autour de 1800, prédécesseurs, modèles et concurrents du cardinal Fesch. Actes du colloque organisée par l'INHA. Ajaccio, 2005/ Paris, 2006. Ajaccio : ville d'Ajaccio - musee Fesch, 2006. P. 221-232.
- Глава книги Шарнова Е. Б. Никола де Куртейль. Французский художник в России. // В кн.: Век Просвещения / Отв. ред.: С. Я. Карп. Вып. 1: Культурное пространство Европы в эпоху Екатерины II. М. : Наука-М, 2006. С. 413-429.
- Глава книги Sharnova, Elena. "Un vrai musée de la peinture française": La collection française de N. B. Youssoupov, in: Collections et Marché de l'Art en France 1789-1848. Actes du colloque organisée par l'INHA. Rennes : Presses Universitaires de Rennes, 2005. P. 359-373.
- Статья Elena Sharnova. A Newly Discovered «Justice of Trayan» from the Second School of Fontainebleau // The Burlington Magazine. 2000. Vol. 142. No. 1166. P. 288-291.
Под редакцией1
Опыт работы
1980-2002 – ГМИИ им.А.С.Пушкина. Научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки, 1987- 1991 – зав. сектором классического искусства. С 1986 - хранитель коллекции французской живописи XVI-первой половины XIX века, а также других европейских школ (Англия, Испания, Америка, скандинавские страны, страны Восточной Европы), хранитель коллекции портретной миниатюры.
1996 – 2000 – доцент кафедры зарубежного искусства в МГУ, курс лекций по французскому искусству XVII-XVIII вв.
2002 - 2012 - доцент кафедры Всеобщей истории искусств РГГУ. Основные курсы: западноевропейское искусство XVII-XVIII вв., семинары по анализу и описанию памятников; спецкурс по истории выставок старых мастеров (кон.XVIII–нач.XXI вв.).
2002 – 2011 - научный сотрудник ГМУ «Архангельское»
Профессиональная деятельность
1980-2002 - ГМИИ им.А.С.Пушкина, научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки, хранитель коллекции французской живописи XVI-первой половины XIX века и портретной миниатюры, 2002- 2011 - научный сотрудник ГМУ "Архангельское"
Как научиться понимать живопись?
Для проведения научно-исследовательских семинаров и чтения лекций на образовательной программе «История» регулярно привлекаются преподаватели из московского и питерского кампуса. Так, 14 и 15 ноября в пермском кампусе Высшей школы экономики состоялись открытые лекции Елены Шарновой, доцента школы исторических наук НИУ ВШЭ – Москва. Елена Борисовна прочитала участникам мероприятия краткий курс на тему «Как смотреть живопись».
Студенты 4 курса защитили свои выпускные квалификационные работы
13 и 14 июня бакалавры-искусствоведы 4 курса защищали свои выпускные квалификационные работы в рамках государственной итоговой аттестации.
Студентка ОП "История искусств" на III Международной научной конференции «Наука будущего» и IV Всероссийском форуме «Наука будущего – наука молодых»
Студентка 4 курса Ирина Афанасьева приняла участие в III Международной научной конференции «Наука будущего» и IV Всероссийском форуме «Наука будущего – наука молодых» и подготовила небольшую заметку об этих мероприятиях.
Наши студенты приняли участие в "Научной весне-2018"
Молодые исследователи искусства снова провели Международный форум "Научная весна", который был учрежден под эгидой Государственного института искусствознания в прошлом году
Юбилей Елены Борисовны Шарновой
19 марта юбилей Елены Шарновой, доцента Школы исторических наук.
Лучшие преподаватели НИУ ВШЭ 2017
В ходе выборов студенты голосовали онлайн в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедурой оценки преподавателей и учебных курсов. Каждый студент мог указать не более двух лекторов и не более двух преподавателей семинарских/практических занятий.
Лучшая научно-исследовательская работа студентов НИУ ВШЭ
Стали известны имена победителей и лауреатов конкурса НИРС 2016 года. Среди них есть и наша студентка.
Открыт бюджетный прием на магистерскую программу «История художественной культуры и рынок искусства»
Магистратура «История художественной культуры и рынок искусства» была организована в Вышке при поддержке Института искусств Sotheby’s в 2012 году. С этого года на нее можно поступить на бюджетные места. Слушатели программы получат теоретические знания и прикладные умения в области истории и искусствоведения, которые в дальнейшем дадут им возможность построить успешную карьеру в художественной сфере. Занятия ведут искусствоведы, реставраторы, эксперты современного арт-рынка.
«Пока мы будем думать о Средневековье как о темном времени, мы сами останемся темными»
Каждая эпоха выстраивает для себя свое Средневековье, и современность — не исключение. В чем причина популярности метафор, отсылающих к тому времени, почему паблик «Страдающее Средневековье» не медиевистика и как желание быть непохожим на всех может привести школьника к изучению Средних веков, рассказывает Олег Воскобойников, самый молодой ординарный профессор Высшей школы экономики.
Модная, востребованная профессия: искусствовед
В сентябре этого года на факультете истории НИУ ВШЭ начнется преподавание нового образовательного направления по истории искусств (бакалавриат).