• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Анализ и атрибуция памятников художественной культуры"

Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Ванеян Елена Александровна, Гусева Анна Валентиновна, Проказина Надежда Владимировна, Шарнова Елена Борисовна
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 10
Контактные часы: 100

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры» являются:обобщение и анализ опыта научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области анализа и атрибуции памятников истории и культуры; формирование у студентов магистратуры представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы магистерской диссертации; формирование навыков научно-исследовательской работы, включающей в себя работу с различными типами и видами памятников, анализ техники создания памятника культуры, выявление, отбор, анализ архивных источников и научной литературы, интерпретацию получаемых результатов; развитие навыков академического письма, подготовка курсовой работы; выработка навыков ведения научных дискуссий, презентации методов и результатов собственных исследований и возможностей их практической реализации (написание докладов и статей); получить представление об основных тенденциях современного арт-рынка; получить представление об основных формах антикварной торговли. В результате освоения дисциплины «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры» студент должен: уметь работать с архивами и архивными документами; уметь формулировать исследовательскую проблему; уметь составлять развернутый план исследования; уметь формировать необходимый корпус исследовательской литературы по теме курсовой работы; уметь составлять библиографию по определенной теме; свободно пользоваться Интернет-сайтами и каталогами ведущих аукционов; уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний и экспозиции выставок при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства; получить практические навыки работы с современными российскими галереями и аукционными домами. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке курсовой работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обобщение и анализ опыта научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области анализа и атрибуции памятников истории и культуры
  • формирование у студентов магистратуры представления о тематическом поле проблемы с целью выбора научного направления исследования и темы магистерской диссертации
  • формирование навыков научно-исследовательской работы, включающей в себя работу с различными типами и видами памятников, анализ техники создания памятника культуры, выявление, отбор, анализ архивных источников и научной литературы, интерпретацию получаемых результатов
  • развитие навыков академического письма, подготовка курсовой работы
  • выработка навыков ведения научных дискуссий, презентации методов и результатов собственных исследований и возможностей их практической реализации (написание докладов и статей)
  • получить представление об основных тенденциях современного арт-рынка
  • получить представление об основных формах антикварной торговли
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь составлять библиографию по определенной теме
  • свободно пользоваться Интернет-сайтами и каталогами ведущих аукционов
  • уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний и экспозиции выставок при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
  • получить практические навыки работы с современными российскими галереями и аукционными домами
  • уметь использовать данные, полученные в ходе анализа музейных собраний, аукционных каталогов и экспозиции выставок при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
  • Умеет формулировать тему искусствоведческого исследования
  • Умеет выделять проблему исследования и анализировать предоставленные данные.
  • Умеет выдвигать научную гипотезу и формулировать вопрос исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ч.1. Введение.
    Виды исследования в искусствоведенье. Где применяются искусствоведческие исследования, в какой форме существуют. Кто проводит и какими методами. Междисциплинарные методы и история искусства. Особенности формулировки темы исследования. Выбор темы исследования.
  • Ч.1. Искусствоведческое исследование как научный текст
    1. Академический текст, жанр, дискурс. Анализ жанра. Регистр, цель, организация, стиль. 2. Анализ дискурса. Письменный дискурс. Абзац, риторические функции, структура информации, когезия 3. Критическое чтение: описание/нарратив, объяснение, аргумент 4. Суммирование информации и критика. Обозначение своей точки зрения 5. Структура научной статьи, эссе, студенческой работы. Структура Введения. 6. Проблема плагиата. Ссылки и библиография 7. Структура и написание абстракта 8. Дискуссия. Академическая презентация 9. Подведение итогов
  • Ч.1. Основные тенденции и развивающиеся секторы современного арт-рынка.
    Расширение географии антикварной торговли, появление новых рынков: Китай – крупнейший рынок с 2011 года и Индия. Глобализация арт-рынка: международные ярмарки (TEFAF в Маастрихте, BRAFA в Брюсселе, Арт Базель, Фриз в Лондоне), фестивали и биеннале современного искусства. Возникновение транснациональных галерей (галерея Лари Гагосяна). Основные клиенты арт-рынка: банки, страховые компании, коллекционеры, художественные фонды, музеи современного искусства. Роль галериста – художественного консультанта в формировании вкуса покупателей. Специфика рынка старых мастеров и современного искусства (первичный и вторичный рынок современного искусства). Антикварный рынок Москвы. Магистры готовят презентации, представляющие разнообразные формы антикварной торговли в Москве, а также презентации, посвященные значимым событиям международного арт-рынка. Семинарские занятия проводятся в форме беседы со студентами и коллективного обсуждения презентаций студентов, домашних заданий, актуальных вопросов и проблем, связанных с современными тенденциями арт-рынка.
  • Ч.1. Традиция знаточества в Европе и России (XVIII- XX вв.). Знаточество как одно из направлений в классическом искусствознании. Роль антикварного рынка в развитии истории искусства в XX веке.
    Во время семинаров студенты обсуждают монографии из предложенного списка, а также участвуют в дискуссиях. Семинарские занятия проводятся в форме беседы со студентами и коллективного обсуждения презентаций студентов, домашних заданий, актуальных вопросов, связанных с изучением традиции знаточества.
  • Ч.1. Принципы каталожного описания. Типы каталогов. Значение атрибуции, описания техники, происхождения памятника при составлении каталогов музейных собраний, аукционов и выставок.
    Во время семинаров студенты учатся делать каталожные описания памятников материальной культуры, анализируют каталоги коллекций российских музеев. Семинарские занятия проводятся в форме беседы со студентами и коллективного обсуждения презентаций студентов, домашних заданий, актуальных вопросов каталогизации музейных памятников.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе (2модуль)
    Эссе представляет собой Введение к КР, в котором ставится вопрос исследования, определяется новизна на основе анализа историографии, дается пример анализа историографии, описываются методы исследования; описывается алгоритм проведения исследования
  • неблокирующий Домашнее задание (3 модуль)
    Домашнее задание представляет собой рецензию, посвященную одной из выставок в московских/санкт-петербургских музеях.
  • неблокирующий Устный доклад
  • неблокирующий Экзамен (4 модуль)
    Проходит в форме предзащиты курсовых работ в соответствии с установленным графиком работы над КР. Студент должен представить презентацию по теме курсовой работы и полный черновой текст КР (в электронном виде). В презентации (12 минут) должны быть обозначены оригинальность и новизна темы на основе анализа историографии; дана краткая характеристика основных источников, в случае их использования; описана структура работу; представлены ключевые аспекты проведённого исследования и выводы работы. Во время предзащиты студенты магистратуры отвечают на вопросы руководителя НИС и приглашенных преподавателей.
  • неблокирующий Домашнее задание (2м)
  • неблокирующий Тест (2м)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3*(0.3*Домашнее задание (2модуль)+0.3*Тест (2модуль)+0.4*Эссе)+0.3*(0.3*Домашнее задание (3 модуль) +0.7*Устный доклад) + 0.4*Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 50 steps to improving your academic writing. Study book, Sowton, Ch., 2012
  • Williams, G. (2014). “Art writing in the Second Machine Age: from Andy Warhol to Kenneth Goldsmith” —— How to Write about Contemporary Art, talks and workshops. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45F9BA9C
  • История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., 2008
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Art market and connoisseurship: a closer look at paintings by Rembrandt, Rubens and their contemporaries. (2008). Amsterdam University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.cbf0cdb6.dc95.42d6.b4cb.12a2c245631c
  • Cambridge academic English. An integrated skills course for EAP. Intermediate. Teacher's book., Manning, A., 2012
  • Daichendt, G. J. (2011). Artist Scholar : Reflections on Writing and Research. Bristol: Intellect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1135688