Бакалавриат
2022/2023
Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика"
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Никогосян Мариам Николаевна,
Проказина Надежда Владимировна,
Чамина Надежда Юрьевна,
Шарнова Елена Борисовна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
На НИСе студенты осваивают многообразные методы, используемые в истории искусства Нового времени от Возрождения до XX века. Студенты учатся понимать контекст создания теоретических работ и анализировать их в свете последних достижений науки. Обсуждаются традиционные и новые подходы к изучению памятников изобразительного искусства. Студенты также знакомятся с основными источниками по изучению искусства Нового времени, часть занятий посвящена обсуждению предварительно прочитанных фрагментов трудов теоретиков изобразительного искусства и архитектуры.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление студентов с научными теориями и методами анализа изобразительного искусства XVI–XVIII вв.
- умение анализировать письменные источники по искусству теоретического и документального характера, как в историческом контексте времени их создания, так и в условиях их дальнейшего бытования и интерпретации
- выработка у студентов понимания специфики современного терминологического и научного аппарата по отношению к искусству XVII-XVIII вв.
- ознакомление студентов с научными теориями и методами анализа изобразительного искусства XX-XXI в.
- критически оценивать и анализировать различные подходы к истории искусств
- ознакомление студентов с наиболее значимыми трудами и концепциями в области истории западноевропейского искусства XVII – XVIII вв.
- ознакомление студентов с научными теориями о социальной истории искусства XХ–нач. ХХI в.
- применять изученные методы в своей собственной практике анализа памятников искусства на первоначальном уровне
Планируемые результаты обучения
- знать содержание и основные идеи трудов теоретиков социальной истории изобразительного искусства
- знать терминологию описания произведений изобразительного искусства ХХ и XXI в. в контексте их социальной истории
Содержание учебной дисциплины
- Ч.3. Социальная история искусства
- Ч.3. Модернизм и авангард
- Ч. 4. Раздел 1. Методы социальных наук для исследования истории искусства.
- Ч. 4. Раздел 2. Культурные иерархии и художественный вкус
- Ч. 4. Раздел 3. Исследования публики и аудиторий
Элементы контроля
- Домашнее заданиеразвернутое письменное сообщение на заранее определенную преподавателем тему (1 800 – 3 600 знаков).
- Контрольная работаустное выступление по предложенной теме в индивидуальном или групповом докладе на 10–15 мин. на семинаре.
- Эссеразвернутое письменное сообщение на заранее определенную преподавателем тему (3 000 – 3 600 знаков).
- ЭкзаменПисьменная работа (эссе, объем 3 000 – 3600 знаков), нацеленная на разработку навыков критического чтения искусствоведческой литературы. В качестве темы для экзаменационного эссе предлагается написать развернутую рецензию на монографию.
- Доклад-Презентация
- Работа на семинаре
- Доклад-Презентация
- Итоговая презентация
- Анализ текста
- Полевое исследование 1Необходимо выбрать место для наблюдения, связанное с аудиториями/потребителями/экспертами в искусстве (открытие выставки современного искусства, уличная продажа картин, фестиваль комиксов, фан-конвент и пр.). По итогам написать отчет о полевом наблюдении. Текст на 1,5 страницы c указанием ФИО, темы исследования и места наблюдения. На практикуме можно наблюдать в любом месте, для ДЗ – в связанном с темой исследования. В помощь – практикум и следующие вопросы. I Форма взаимодействия (подсчет физических актов, скорость) II Содержание взаимодействия (мотивы, правила, ритуалы) Вопросы на разных этапах наблюдения: Что они делают и как часто? Что именно я вижу? (на чем останавливается взгляд) Почему они это делают? По какой причине? (как это можно понять?) Для чего это делаю я? Что я пытаюсь увидеть? (какова цель исследования?) Какие чувства я испытываю, какую позицию занимаю? Как настроиться на наблюдение Старайтесь отвлечься от своей обычной роли участника ситуации и ответить на вопрос: что здесь происходит? Обратите внимание на следующие аспекты: 1) место: как организовано пространство, что в нем находится, как оно выглядит/что видно, какие есть зоны 2) люди: как их можно категоризировать, как они выглядят, каковы их отношения, какие роли они принимают в разных действиях 3) действия: какие есть практики и взаимодействия, кто в них вовлечен, как они разворачиваются, какие объекты в них задействованы, что люди говорят, какие действия происходят без разговоров, можно ли выделить разные типы ситуаций
- Полевое исследование 2Задание: Транскрипт интервью Описание: Проведите интервью продолжительностью не менее 40 минут. Интервью может быть как экспертным, так и биографическим, как с автором, так и с потребителем, то есть вы можете поговорить с искусствоведом, художником, сотрудником галереи, коллекционером, посетителем выставки, фанатом какого-либо визуального произведения, например, комикса, и т. д. Сделайте расшифровку наиболее интересного для вас фрагмента (должно получиться не менее 3 страниц текста). Отмечайте паузы, смех, сарказм. Добавьте не менее 5 пометок о ходе (не о содержательных результатах!) интервью, ваших удачных и неудачных решениях в процессе исследования.
- Полевое исследование 3.На вашем фрагменте расшифровки проведите кодирование. Представьте результаты в виде дерева кодов/таблицы/схемы, а также добавьте (не менее 3 абзацев) собственную интерпретацию получившихся кодов и связей между ними.
- Активность на семинарахОтветы на вопросы преподавателя по заданным к занятию материалам. Участие в дискуссиях о содержании материалов. Применение обсуждаемых теорий к собираемым полевым данным.
- АктивностьУчастие в дискуссиях на семинарских занятиях. Оценка складывается как среднеарифметическая из оценок за активность на занятиях
- ТестТест проводится в конце 2 модуля. Из трех предложенных преподавателем ответов на вопрос нужно выбрать один.
- ЭссеПисьменная работа (2500-3000 знаков), посвященная критическому анализу одной из рассматриваемых на семинарах тем. Задача – сформулировать собственный взгляд на тот или иной метод, его эффективность, универсальность или наоборот ограниченность.
Промежуточная аттестация
- 2020/2021 учебный год 3 модульО = 0,7 * (0,3 дз + 0,3 кр + 0,4 экзамен) + 0,3 * (эссе)
- 2022/2023 учебный год 1 модульО итоговая = О (1 модуль)х0,2 + О (2, 3, модули: О задания на семинарах / количество заданий)х0,8
- 2022/2023 учебный год 3 модульО итоговая = О (1 модуль)х0,2 + О (2, 3, модули: О задания на семинарах / количество заданий)х0,8
- 2023/2024 учебный год 1 модуль0.3 * Полевое исследование 1 + 0.1 * Активность на семинарах + 0.3 * Полевое исследование 3. + 0.3 * Полевое исследование 2
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.4 * Активность + 0.4 * Тест + 0.2 * Эссе
- 2023/2024 учебный год 3 модульОценка за НИС 4 курса представляет собой среднее арифметическое между оценками за задания и округляется к ближайшему арифметическому целому.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История экономического быта Западной Европы. Т.1-2, Кулишер, И. М., 2004
Рекомендуемая дополнительная литература
- Jameson, F. (1991). Postmodernism, Or, The Cultural Logic of Late Capitalism. Durham: Duke University Press Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=681874