• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Ко второму экзамену уверенности значительно добавилось»

Студенты и преподаватели МИЭФ о прокторинге на экзаменах

© iStock

10 июня в Вышке начнется сессия за третий и четвертый модуль, во время которой многие студенты впервые столкнутся с прокторингом – системой, которая позволяет обеспечить честность при проведении онлайн-экзаменов. В МИЭФе уже провели более 40 экзаменов онлайн с использованием этого инструмента. О том, как подготовиться к экзамену, какие сложности могут возникнуть и как их решать, «Вышке для своих» рассказали студенты Артем Веселов и Ксения Лебедева и начальник научно-методического отдела МИЭФ Сергей Конышев. 

«На мой субъективный взгляд, экзамены были легче»

Артем Веселов

Студент 2 курса МИЭФ (ОП «Программа двух дипломов по экономике НИУ ВШЭ и Лондонского университета»), председатель студенческого совета МИЭФ

Всего у меня по плану 3 экзамена с прокторингом — правоведение, банковское дело и финансы и макроэкономика, два из которых (право и банковское дело) уже прошли. Формат проведения обоих экзаменов, несмотря на дистант, изменился не сильно: разве что преподаватели старались сделать упор не на задания с выбором ответа, а больше на эссе. Это видится, по крайней мере, мне, более логичным: сложность экзамена повысилась не сильно, а вот возможностей списать стало меньше: и время не позволяет, и сам формат.

Экзамен по праву был первым, поэтому волнение было, конечно, велико: вдруг упадет интернет, зайдут родители (по московскому времени экзамены проходили утром или в обед, но сейчас я нахожусь в Новосибирске, где время от московского отличается на +4 часа) или просто что-то случится с компьютером. Да и инструкция на 15 страниц, которую нам выслали за день до экзамена, не внушала спокойствия. Однако все прошло достаточно хорошо: на дверь своей комнаты я повесил табличку, чтобы у родителей точно не было соблазна зайти, в начале экзамена показал свою комнату и стол, все черновики — и спокойно начал писать экзамен. Он был разделен на две части, между которыми был перерыв и можно было выйти из комнаты. Лично у меня технических проблем не возникло: возможно, это связано с тем, что «по долгу службы» я был погружен в процесс больше своих сокурсников. 

Артем Веселов

Ко второму экзамену, который состоялся через 8 дней после права, уверенности значительно добавилось: мы обменялись опытом с однокурсниками, обсудили процесс написания экзаменов с представителями администрации. Также силами студенческого совета мы переработали инструкцию: она стала не сильно меньше, зато структурированнее и понятнее, что отметили наши студенты. Проблем на втором экзамене тоже не возникло, там была одна часть, и все прошло намного динамичнее.

Как решать технические проблемы

Я как представитель студенческого совета вижу, что написание онлайн-экзаменов не всем дается легко: у кого-то возникают проблемы с интернетом, кто-то не может показать комнату целиком, у кого-то вылетает Экзамус. Конечно, все возникающие проблемы добавляют студентам переживаний, ведь финальные экзамены могут весить до 90% в годовой оценке (если курс идет 1 семестр) — и хочется написать его настолько хорошо, насколько это возможно.

После первых экзаменов мы в студенческом совете сделали форму, куда каждый студент может написать свои замечания по проведению экзамена. На данный момент мы зарегистрировали 73 обращения от студентов 1-3 курсов. В основном они касались проблем с платформой (не справлялась с нагрузкой) или интернет-соединением. По результатам работы формы я составил отчет, который направил представителям администрации для обсуждения и поиска решений для тех экзаменов, которые еще не состоялись. Ожидается, что встреча пройдет в ближайшее время. Среди мер, которые уже применяются, я бы выделил функционирование «экстренных» ZOOM-конференций, куда перенаправляются студенты, у которых возникли проблемы с платформой. Так каждому студенту дана возможность написать экзамен.

Также читайте

Пошаговое руководство для студентов и преподавателей

Изначально у нас возникали вопросы по поводу того, на какой период времени можно отводить глаза от экрана и как это будет расцениваться. После первых экзаменов мы поняли, что эта мера в основном касается экзаменов, которые выполняются онлайн (с использованием сервисов Google, например). Но даже в этом случае отводить взгляд можно: если при просмотре записей с экзамена система фиксирует слишком частый отвод взгляда, но при этом студент в начале экзамена полностью показал комнату и свое рабочее место, то вопросов ни у кого не возникнет.

Также я бы отдельно отметил проблему академической честности: находясь в домашней атмосфере, не под полным наблюдением, как в аудитории, велик соблазн прибегнуть к «академическому допингу» и воспользоваться какими-либо вспомогательными материалами. Конечно, все случаи нечестного поведения выявить нельзя, но некоторые студенты уже были привлечены к дисциплинарной ответственности: за нарушение правил экзамена или плагиат.

Буквально несколько дней назад студенческий совет ВШЭ утвердил мнение студенческого совета МИЭФ по некоторым делам (5 кейсов). Вопрос, как полностью предотвратить списывание, может решаться либо составлением более творческих заданий, либо проведением open book экзаменов (как их проводит Лондонский университет).

«Преподаватели тоже понимают, насколько волнуются студенты»

Из хорошего — на мой субъективный взгляд, экзамены были легче, потому что преподаватели тоже понимают, насколько волнуются студенты и какую роль волнение может сыграть на результатах экзамена. Также не нужно тратить время, чтобы добраться до университета на консультации перед экзаменами — таким образом, появляется больше часов, которые можно потратить на подготовку. 

Большую роль в обеспечении более-менее стабильного функционирования системы сыграла слаженная работа технической поддержки МИЭФ и плотный контакт со студенческим советом. Мы аккумулировали замечания студентов, передавали их представителям администрации и те, в свою очередь, могли оперативно исправлять недочеты. 

Кроме стандартных «технических» советов: подготовить рабочее место, настроить компьютер и пр., я бы посоветовал внимательно читать инструкции, проверять свою технику заранее, при возникновении проблем оперативно обращаться к представителям учебного офиса. Я также уверен, что немалую роль могут сыграть и локальные студенческие советы: если они будут работать в плотном контакте с администрацией, освещать весь процесс онлайн-сессии, то это поможет не только студентам, но и самому учебному офису. И, наверное, самый главный совет — не волноваться. В учебном офисе сидят такие же люди, для которых переход на дистант был неожиданным и, уверен, эмоционально затратным. По опыту МИЭФ скажу, что все понимают, в какой сиутации находятся студенты и всегда готовы идти навстречу.

«Офлайн всем привычнее, да и морально проще, когда видишь реакцию человека»

Ксения Лебедева

Студентка 2 курса МИЭФ, член студенческого совета МИЭФ

На МИЭФ практически все экзамены проходят с применением системы асинхронного прокторинга (за студентом не наблюдают онлайн, а просматривают его действия в записи). У меня уже прошло 3 таких экзамена. Стоит отметить, что прокторинг как таковой может быть разным. Например, можно использовать систему Экзамус для проведения абсолютно электронного экзамена в таблицах, по сути пользуясь опциями записи экрана, звука и помещения.

«В условиях прокторинга проверяется такой ценный навык, как умение работать с техникой»

Самое неприятное — зависимость от технической оснащенности. В оффлайне ты понимаешь, что финальный результат не изменится, если у тебя пропадет интернет, сайт упадет или ты не умеешь быстро набирать текст на компьютере. Плюс — сила искусственного интеллекта в прокторинге пока что, скорее, отпугивает: у многих возникает страх, что из-за посторонних звуков или нетипичных жестов работу аннулируют.

Однако с опытом работы в таком режиме появляется понимание, что асинхронный формат, несмотря на трудоемкость, помогает с такими проблемами бороться. Во-первых, для экстренных ситуаций студентам очень помогает организация параллельного экзамена в Zoom, так что нестабильность программы Экзамус уже не так страшна. Во-вторых, хоть фиксация действительно весьма чувствительная, пересмотр записи вручную позволяет отличить действительно подозрительное поведение от обычных нервов. Наконец, вопрос с использованием параллельно открытых вкладок, бесконечно пугающий студентов, решается очень просто: на записи видно все, что происходит на экране. А значит, при ручном просмотре всегда можно определить, почему студент решил переключиться с одного окна на другое.

Скажу заранее, что офлайн всем привычнее, да и морально проще, когда видишь реакцию человека. Мы все же — создания социальные. Но место для позитива тоже есть!

Домашняя обстановка на кого-то действует благотворно, особенно если учесть возможность дополнительно выспаться перед экзаменом. В условиях прокторинга проверяется такой ценный навык, как умение работать с техникой — необходимость в наши дни. Причем эмоциональная составляющая тут повышает стандарты, ведь в конечном счете уровень стресса от такого формата у всех примерно одинаковый.

Редко рассматриваемый аргумент в пользу электронных экзаменов — экологичность такого формата. Мало кто об этом задумывается, но на письменных экзаменах просто сумасшедший документооборот, особенно если идет кросс-проверка эссе, например. Файлы на компьютере же и места меньше занимают, и леса берегут.

На самом деле, для полного осознания удобств электронного формата должна быть определенная культура использования техники. На мой взгляд, мы пока что банально не готовы полностью уйти от того, к чему привыкли за долгие годы.

«Идеальные условия для экзаменов — это выспавшийся гений-студент, выучивший весь материал еще в начале года»

Вспоминая свой первый опыт прокторинга, скажу, что стоит морально быть готовыми к неустойчивости системы. Вылетел интернет, отключилась камера, проблема со сторонними приложениями — это весьма тривиальные, но очень нервные сценарии. Не стоит себя накручивать лишний раз, лучше продумать заранее, куда писать в случае технических неполадок.

Для того, чтобы все прошло максимально спокойно, я бы посоветовала просто читать инструкции к использованию системы. Это покажется банальным, но умение открыть вкладку браузера в режиме инкогнито, ориентироваться на странице сайта и сконцентрироваться в нужный момент — вот залог успеха.

Идеальные условия для экзаменов — это выспавшийся гений-студент, выучивший весь материал еще в начале года, у которого дома стоит отдельная веб-камера, мощный компьютер и есть интернет-кабель со скоростью подключения 5G. Но все ведь понимают, что идеалы на то и являются таковыми, что их достичь по факту невозможно. Стоит помнить, что пока соблюдаются единые правила проведения экзамена и у всех одинаковые временные рамки, студенты находятся в равных условиях. Таковы реалии цифровой эпохи! Однако я искренне верю, что мы не перейдем на абсолютный онлайн.

Закончу лирическим отступлением: на МИЭФ материалы и задания публикуются онлайн уже очень давно в рамках сотрудничества с Лондонским Университетом. Но студенты потому и поступают не чисто в ЛУ, а на нашу программу — им важна интерактивная часть образования.

«Я могу понять, что вызывает беспокойство студентов»

Конышев Сергей Олегович

Начальник научно-методического отдела МИЭФ

Наличие прокторинга на экзамене — это уверенность. Уверенность каждого студента в том, что все пишут работу в одинаковых условиях подтверждения своих личных знаний и навыков, уверенность преподавателя в том, что результаты экзамена реально отражают знания его студентов. В результате это гарантия качества образовательной программы, гарантия качества полученного диплома. Это подтверждает тот факт, что ведущие университеты России и мира стремятся, даже в текущих непростых условиях, проводить экзамены с использованием прокторинга.

Мы, конечно, понимаем, что при онлайн-прокторинге невозможно гарантировать полную «чистоту» экзамена, но вместе с дополнительной проверкой «неожиданных» результатов (анализ успеваемости студента в течение года, просмотр видеозаписей, дополнительный опрос по темам экзамена, сопоставление написанных студентами текстов между собой и возможными источниками) степень надежности получается неплохая.

На  сегодняшний  день мы провели уже более 40 онлайн-экзаменов с использованием прокторинговой плафтормы Экзамус. В МИЭФ с прокторингом проводятся практически все собственные экзамены. В частности, на 4-м (выпускном) курсе бакалавриата завершился полный цикл из 4 экзаменов с асинхронным прокторингом.

Результаты экзаменов прошли статистический анализ (средние, стандартные отклонения, корреляция с декабрьскими офлайн-экзаменами по тем же предметам), и существенных статистических отклонений от ожидаемых распределений не обнаружено. Студенты 4-курса также прошли анонимный опрос о качестве и прозрачности онлайн-экзаменов в МИЭФ, и их средняя оценка составила около 4 из 5. Это говорит о том, что как раз онлайн-экзамены с прокторингом в минимальной степени отличаются от обычных, традиционных экзаменов. Отклонения результатов от ожидаемых наиболее вероятны в тех случаях, когда прокторинг отсутствует. 

Также читайте

Проректор Сергей Рощин о сдаче экзаменов с использованием прокторинга

Я могу понять, что вызывает беспокойство студентов, еще не погрузившихся в процесс онлайн-экзаменов. Экзамен сам по себе не всегда праздник, а тут еще нужно продемонстрировать свои знания в непривычном онлайн-формате под присмотром невидимого проктора. Неизвестность всегда волнительна. Хорошо помню, как несколько недель назад на консультациях по работе в Экзамус мы долго разбирали со студентами разные кейсы, которые сейчас волнуют студентов на других факультетах.

Развеять опасения нам помогли следующие вещи: 

  1. Очные интерактивные консультации с пошаговым разбором каждого момента инструкции;
  2. Организация нескольких оперативных каналов связи с прокторами до и в ходе экзамена;
  3. Создание резервных возможностей действий для студентов, у которого возникли технические сбои в ходе экзамена;
  4. Формирование собственной команды прокторов, готовых оперативно решать не только содержательные, но технические проблемы студентов (к примеру, настроить ПК студента для работы в Экзамусе);
  5. Очень активная помощь со стороны студенческого совета МИЭФ, который после каждого экзамена собирал обратную связь от студентов, помогал нам улучшить типовую инструкцию к экзамену, ориентировал в отношении тех вещей, который вызывают больше всего трудностей  у студентов. Это позволяло нам лучше понимать и чувствовать, что происходит.

В итоге сейчас, когда онлайн-сессия в МИЭФ вышла на финишную прямую, могу сказать, что многие опасения были напрасными. В частности, о том, что система прокторинга аннулирует экзамен из-за каких-то чисто технических сбоев и ошибочной оценки ситуации на стороне студента, — у нас таких случаев не было ни одного.

Студенты получили опыт работы с системой прокторинга. Если в ходе подготовки к первому экзамену вопросов было действительно очень много, то уже к второму-третьему экзамену их написание стало для студентов рутиной. Новые проблемы, кейсы, конечно, иногда появляются, но главное — не оставлять студента наедине с ними и оперативно оказывать поддержку. Когда знаешь, как и что делать, то ничего не боишься.

29 мая, 2020 г.

«Вышка» в Telegram