• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Отсутствие отвлекающих факторов помогает сосредоточиться на вопросах»

© Даниил Прокофьев

В приближающуся сессию студентам предстоит сдавать часть экзаменов с использованием системы прокторинга. Поговорили с аналитиком и аспирантом Института образования Анной Григорьевой, которая попробовала себя и в роли проктора, и в роли экзаменуемого. 

Григорьева Анна Викторовна
Проектно-учебная лаборатория «Развитие университетов»: Аналитик

Мы занимались организацией экзаменов для иностранных абитуриентов в филиале НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Тогда, в 2015 году, это была новая задача для кампуса, и вся система создавалась с нуля – нужно было найти прокторов из числа преподавателей, аспирантов и коллег, составить график, утвердить расписание, распределить слоты, составить и распространить технические инструкции по проведению экзаменов.

Для того, чтобы набрать прокторов, необходимо было заключить с ними договоры гражданско-правового характера, пройти все финансовые инстанции в университете, то есть процедура сама по себе формально довольно-таки непростая и проводится заблаговременно. Этим занималось наше руководство в международном отделе, а я, как менеджер по приему, была приглашенным проктором. Нам также предлагалась компенсация за эту работу, что приятно, и вообще работа была организована профессионально, с постоянной оперативной поддержкой московских коллег из Дирекции по онлайн-обучению и Дирекции по привлечению иностранных студентов ВШЭ.  

Даниил Прокофьев

Для того, чтобы стать проктором, надо не быть обучающимся, ознакомиться с инструкцией по работе в «Экзамусе», заранее протестировать систему, вовремя выйти в сеть и так далее. Основная задача проктора – следить на экране за человеком, чтобы он не списывал, но «Экзамус» – умная система, для этого он записывает фронтальную камеру и рабочий стол тестируемого. Также сама система визуально распознает основные виды читинга и автоматически выдает предупреждение в чате студенту: проктор просто должен вовремя обратить на это внимание и, если это повторяется, сделать замечание. Если студент получает определенное количество замечаний, он снимается с экзамена. Потом запись, соответственно, можно просмотреть, если на что-то вынужденно отвлекся, но желательно иметь перед собой экраны со студентами все время экзамена.

Как я сдавала экзамен

В 2019 году я поступила в аспирантуру ВШЭ и на этот раз попробовала себя в роли испытуемого, а не проктора. Очень любопытно было посмотреть, как работает система изнутри, побывать с обратной стороны баррикад. В этом году мы сдавали экзамен по «Философии науки». Могу отметить, что с системой работать довольно удобно, можно заранее пройти тестирование – нам проводили такое за 10 дней до экзамена. 

iStock

Необходимо подписать форму согласия на обработку персональных данных и отправить ее в электронном виде и по почте в течение пяти дней после экзамена. Во время самого прокторинга видишь свое сосредоточенное лицо в окне справа, там же – отвеченные вопросы и оставшееся время, что удобно для планирования времени во время экзамена. К предыдущим вопросам можно вернуться и изменить ответ до закрытия теста.  Можно спланировать время ответа, исходя их числа вопросов  – над этим вопросом, например, можно еще подумать, уделить ему лишние 2-3 минуты, а на вопросы попроще ответить сразу. 

«Экзамус» изнутри похож на международные системы оценки знания английского языка IELTS или TOEFL, в которых система также во многом основана на академической честности процедуры тестирования. Тем, кто сдавал в прошлом такие тесты, будет  просто разобраться в «Экзамусе». 

Из сложностей – без паспорта пройти тестирование нельзя, у нас в группе были случаи, что у кого-то не было под рукой документа, но все подобные нюансы подробно прописаны в инструкции. 

Про технические сложности 

Во время прокторинга бывают технические сложности, которые связаны в основном с входом в систему или нестабильным Интернет-соединением, поэтому испытуемым и предлагается пройти проверку системы заранее.  Если у студента плохое соединение, то его может система выкинуть из экзамена, тогда придется начать тест заново. Но в целом в этом нет ничего страшного. 

Даниил Прокофьев

По опыту организации очных вступительных испытаний иностранных абитуриентов, которые также записываются на видеокамеру, могу сказать, что как экзаменатор ты себя чувствуешь спокойнее, когда можешь лично проинструктировать экзаменуемых, ответить на предварительные вопросы, обойти и посмотреть на человека с другой стороны, в конце концов, если что-то кажется подозрительным. На дистанте также сложнее иногда решать ситуации оперативно, если человек паникует. Требуется профессионализм и стрессоустойчивость для осуществления поддержки в таких ситуациях, которому, я например, я лично училась у коллег из Дирекции по онлайн-обучению, которые в этом плане работают на превосходном уровне. Также для решения таких ситуаций существует предварительное тестирование системы. Советую всем студентам воспользоваться возможностью и пройти предварительное тестирование системы. Тогда вас ничего не будет пугать на экзамене.

Наверное, сдавать экзамен с прокторингом непривычно и это может вызывать какие-то неприятные переживания, связанные с тем, что не видно лица экзаменатора. Но много ли информации мы можем  почерпнуть из личного контакта с экзаменатором? Наоборот, отсутствие отвлекающих факторов зачастую помогает сосредоточиться на вопросах и лучше сдать экзамен. 

Также могут возникать опасения по поводу технических сбоев, но это не так страшно, если заранее протестировать компьютер – все требования к системе и инструкции высылаются студентам заранее, до экзамена, так что такая возможность есть. 

Полноценная ли эта замена обычному офлайн-экзамену?

Это сложный вопрос. С формальной стороны – да, я думаю, что прокторинг вполне может заменить большинство письменных тестов или заданий по типу открытых ответов. 

С точки зрения эффективности – все-таки мне кажется эффективнее реальный экзамен, даже если он проводится в ZOOM или на других платформах с открытым общением. Потому что когда перед тобой сидит живая экзаменационная комиссия, они с тобой общаются, могут задавать дополнительные вопросы в зависимости от твоих ответов, само событие экзамена предполагает контакт с конкретной личностью, а значит ответственность перед кем-то, а не только перед собой, за свой результат. Тем более, если преподаватели – коллеги. В случае с прокторингом же речь идет скорее про контроль честного выполнения экзамена, не более того. Поэтому мне лично кажется, что очные экзамены все же эффективнее.

3 июня, 2020 г.

«Вышка» в Telegram