• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Конкурс проектов дает возможность воплощать свои идеи в полноценные исследования»

© Даниил Прокофьев

Зачем Вышке сад-огород, почему важно изучать неформальные связи в исторической перспективе и как исследовать аллюзии в русской поэзии. Об этом и не только поговорили с некоторыми студентами, чьи концепции были одобрены факультетом гуманитарных наук в рамках конкурса проектов.

Проектный подход станет основой образовательной модели Вышки – это предусмотрено Программой развития до 2030 года. Проектная модель, в том числе, предполагает создание проектно-учебных и научно-учебных лабораторий и групп, в работу которых будут вовлекаться студенты.

С этой целью в апреле был запущен новый конкурс на создание проектных групп не только среди сотрудников, но и среди студентов. Сейчас итоги конкурса подведены факультетами, впереди – второй этап, когда центральные комиссии университета дополнительно могут поддержать проекты в инициативном порядке.

Екатерина Волошина
Студентка 2 курса ОП «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»

Проект «Цифровые исследования интертекстуальности на материале русской поэзии»

В третьем модуле у меня был майнор по Digital Humanities, и одним из обязательных заданий был проект: тогда мы придумали идею и сделали первые наработки. Мы сделали немного, но наш преподаватель – Даниил Андреевич Скоринкин – увидел в нем потенциал и предложил подать на конкурс проектов. Это был хороший шанс для нас всех развиваться в направлении Digital Humanities, и мы, конечно, согласились.

Как-то раз я читала комментарии к сборнику Мандельштама и подумала, что интересно было бы визуализировать связи между поэтами, представить в виде графа их аллюзии друг на друга. Ребята поддержали эту идею: мы подумали, что это может изменить наш взгляд на русскую поэзию, оставшийся со школьных времен. Когда мы начали работать со сборниками, то поняли, что литературному комментарию не хватает стандарта: все сборники составлены по-своему и это мешает, например, их машинной обработке. Так возникла вторая идея: придумать единый формат для литературного комментария, чтобы облегчить работу с ним в дальнейшем. Унифицированный литературный комментарий мог бы быть полезен во всех областях гуманитарного знания.

Наш план – не только анализировать интертекстуальные связи между поэтами с помощью цифровых методов, но и создать ресурс, который соберет литературные комментарии к русской поэзии с возможностью поиска по ним. Без конкурса проектов у нас не было бы возможности оплатить хостинг сайта, например. Конкурс дает нам возможность заняться тем, что интересно, попробовать провести свое научное исследование с большими данными, в то время как учебный проект ограничивает по времени и по ресурсам.

«Особенно ценно, что гранты дают и студентам, и мы во время учебы можем воплощать свои идеи в полноценные исследования»

Большая часть нашей команды состоит из компьютерных лингвистов, но так как исследование междисциплинарное, в нашей команде есть и филолог. Мы не первый раз работаем вместе над проектами, поэтому нам гораздо легче распределять обязанности в соответствии с нашими интересами: кому-то больше нравится разработка TEI, кому-то – работа с инструментами визуализации.

Никита Акульчев
Студент 2 курса ОП «Культурология»

Проект «Добрый университетский сад-огород»

В моей семье есть традиция – каждые майские праздники мы сажаем картошку, чтобы в конце августа завалить все погреба. В Москве я не мог продолжить заниматься тем же, а руки-то чесались! Я начал выращивать овощи на подоконнике в общежитии, выросли перцы и базилик. После чего, проконсультировавшись с мамой и бабушками, я и решил предложить коллегам проект «доброго огорода».

Проект мы делаем инициативной группой 2-го курса Культурологии «Клуб юных любителей». Мы все любим разное, но в какой-то момент наши интересы пересеклись на домашнем огороде. Мои сокомандники оказались в проекте по разным причинам: в основном это идеология zero waste, внимание к распространенному в России распределенному образу жизни и просто желание делать что-то своими руками.

Мы начали думать о проекте с начала этого учебного года – провели мастер-класс по посадке кресс-салата с экспертом Надеждой Ждановой, сделали соцсети и решили начать захватывать пространство Вышки под наши добрые нужды. До карантина успели только высадить несколько емкостей с салатом и рассаду перцев на подоконниках учебного корпуса.

Наш проект предполагает создание «зеленых» зон на прилегающей к корпусу ФГН на Старой Басманной территории, а также в самом здании. Будут задействованы клумбы, подоконники, в дальнейшем планируем освоить и внутренний двор. Все эти пространства могут использоваться для выращивания овощей и ягод, будут проводиться массовые мероприятия (обработка земли, посадка, сбор урожая), лекции и мастер-классы на огородную тематику с приглашенными лекторами.

На Старой Басманной довольно много зелени, однако пока она отчуждена от студентов: внутренний двор никак не используется, клумбы перед входом засажены однолетними растениями, зелень внутри корпуса поливается уборщицами и лишь напоминает нам о теплой Культуре Два.

«Мы хотим сделать университет более приятным местом для нахождения в нем, чтобы растения и другие декоративные предметы вступали в диалог с посетителями, чтобы студенты, приходя каждый день в Вышку, своими глазами наблюдали созревание плодов наших растений»

Планируем, что наши растения будут участвовать в тематических мероприятиях, инсталляциях, с чем нам помогут наши друзья с 3-го курса Культурологии lab.lapka.

Зимой мы начали разговор с администрацией, нас поддержал Александр Сергеевич Сувалко, который вел у нас проектный семинар, мы были готовы (да и сейчас) начинать подготовку почвы в клумбах этим летом. План действий после заявки в конкурсе проектов несильно изменился, однако теперь у нас другого уровня мобильность и непосредственная финансовая поддержка, теперь ждем согласования с администрацией.

Денис Сметанин
Студент 3 курса ОП «История»

Проект «Патрон, клиент и брокер. Неформальные социальные связи в истории России в XVIII-начале XX в., как фактор ее развития»

Изначально я не планировал участвовать в проекте и до самого конца мая месяца не хотел писать заявку. Но в социальных сетях я все чаще начал сталкиваться с разными конкурсными заявками, которые организовывали мои однокурсники. Так появилось желание попробовать свои силы в конкурсе и посмотреть, насколько актуальным и востребованным будет проектное исследование, которые мы предложим. 

Мне показалось, что благодаря этому проекту я смогу собрать команду ребят, которым также интересна сфера моих научных интересов – Россия XVIII-XIX вв. Было интересно проверить, насколько это возможно – создать студенческую лабораторию, где мы будем трудиться над своими научными проектами в сфере неформальных связей и насколько сможем друг с другом работать. 

Наш проект про патронажно-клиентельные или патрон-клиентские связи – неформальные связи между двумя и более людьми, взаимодействие которых вызвано стремлением добиться взаимного интереса и получать ограниченные материальные и нематериальные ресурсы общества. 

Идея появилась в тот же день, что и желание попробовать свои силы. Я три года занимаюсь изучением патрон-клиентских связей и считаю, что это позволяет увидеть функционирование привычных нам государственных институтов с другой, «неформальной» точки зрения. Поэтому мне показалось интересным заявить эту идею на конкурсе, чтобы узнать, сколько студентов неравнодушно к исследованию таких связей, а также, кто еще затрагивает эту научную историческую сферу. 

Я надеюсь, что конкурс позволит нам снова заявить о важности изучения патрон-клиентских отношений и этой области исторической науки для понимания многих макро и микро-процессов: от того, как вырабатываются многие государственные решения на уровне отдельных министерств и Госсовета до понимания, какими «неформальными» средствами пользуются многие люди в повседневной жизни для достижения своих целей. Не знаю, насколько это повлияет на жизнь факультета гуманитарных наук, но надеюсь, что этот проект позволит привлечь внимание наших коллег-исследователей с самых разных образовательных программ, которые сочтут изучение неформальных связей полезным и интересным не только в области исторической, но и другой научной дисциплины. 

Пока мы планируем провести организационное собрание в начале учебного года (надеюсь, что получится очно), затем начать проводить наш научно-учебный семинар, посвященный методологии проведения патрон-клиентских отношений, а также ежемесячные семинары, в рамках которых мы будем обсуждать наши проекты, делиться результатами своих наработок. Все это, на мой взгляд, позволит разработать наши кейсы и возможность подать их не только для участия в разных научных конференциях, но и в качестве хороших статей в серьезные рецензируемые научные журналы по истории. 

Другая цель – провести конференцию, посвященную теме патрон-клиентских отношений и возродить традицию проведения публичных научных мероприятий, посвященной этой научной проблеме. 

У нас собралась замечательная команда. Половина ребят сейчас поступает на первый курс магистратуры по истории в Вышку, а другая половина – 4-й курс бакалавриата. У всех есть научные интересы, которые они могут реализовать в рамках этого проекта. Например, Арина Новикова исследует время Екатерины Великой и недавно она изучила дневник жены английского дипломата, на основе которого возможно раскрыть роль неформальных связей в формировании внешней политики Российской империи или определить, какие ещё придворные «партии» существуют.

Или другой наш коллега и член команды – Илья Луховицкий, занимающийся изучением кадровой политики Министерства внутренних дел России 1852-1868 гг. (накануне реформ Александра II), приходит к выводу, что в формировании «реформаторской команды» не последнюю роль сыграли патрон-клиентские связи

«Мне кажется, что такие проекты дают возможность студентам, которые хотят активно реализовывать себя в научной сфере, шанс попробовать себя в качестве настоящего руководителя небольшого научного проекта»

Такие проекты позволяют не только вовлечь студентов, желающих стать учеными или работать в академических структурах, но и тех студентов, которые имеют мало представлений и информации о том, что такое академическая наука, как она живет и работает.

Ангелина Ларина
Студентка 3 курса ОП «История»

Проект «Дигитализация, анализ и публикация архивных документов (XIX-XX вв.): русское историко-культурное наследие Аляски»

В моем случае объявленный конкурс удачно совпал с личными планами. В апреле Международная лаборатория региональной истории России разместила проект для студентов на Ярмарке, в рамках которого предлагалось поработать над расшифровкой и оцифровкой документов из архивохранилищ Аляски, которые были отсняты профессором и ведущим сотрудником Лаборатории Миры Борисовны Бергельсон и другими лингвистами во время летней экспедиции.

«Здорово, что университет мотивирует студентов на подобные долгосрочные проекты»

Меня этот проект заинтересовал, и по его итогам стало понятно, что у нас сложилась инициативная группа из студентов, которая была бы рада продолжить работу с документами. 

Пока мы ещё на первом этапе работы – переводим документы в электронный формат, но в планах создание комментариев, написание лонгридов для ресурсного портала лаборатории «Регионы России в исторической перспективе» (открытие в 2020 г.) и многое другое – работа не на один месяц. 

17 июля, 2020 г.

«Вышка» в Telegram