• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

4. Образование: переход к открытой проектной модели

Высокая скорость изменения востребованных на рынках труда (и шире — в экономике) компетенций ставит перед системой образования совершенно новые вызовы. Эффективный работник начинает приобретать черты предпринимателя и члена проектной команды. Он больше не может быть исполнителем, выполняющим поставленную задачу. Профессиональная подготовка перестает быть достаточной для успеха, если она не соединяется с пониманием широкого контекста профессиональной деятельности, способностью не просто адаптироваться к переменам, но выстраивать собственные проекты, работать в группах, вести коммуникацию.

В этих условиях от университетов требуется обеспечивать:

а) проектные формы обучения: предоставлять студентам возможность участия в коллективных (групповых) проектах, которые формируют также умение работать в команде, в том числе сформированной самими студентами в порядке самоорганизации; для этого в рамках уже имеющихся инструментов организации проектной работы («ярмарка проектов», инициативы образовательных программ) усилится ориентация на командные формы взаимодействия студентов;

б) освоение грамотности нового типа, обеспечивающей эффективную коммуникацию, в том числе в цифровом пространстве (цифровая грамотность); проект по формированию культуры работы с данными у студентов (Data Culture) получит развитие в вопросах обучения навыкам коммуникации как с цифровой средой (тотальное обучение программированию и алгоритмическому мышлению), так и в ней (освоение основ медиаграмотности и создания цифрового контента);

в) понимание общекультурных (в том числе экономических и правовых) основ профессиональной деятельности и умение использовать соответствующие знания на практике; доступные уже сегодня дисциплины соответствующего профиля будут дополнены предложениями относительно реализации студенческих проектов в этих областях;

г) возможности выстраивания индивидуальных образовательных траекторий для каждого студента, которые будут дополнены цифровыми инструментами, в том числе рекомендательного характера.

Цифровая революция в образовании создает потенциал для качественного расширения образовательных возможностей каждого преподавателя и студента. «Вход» в Университет с каждым годом все меньше ограничен его территорией, Университет становится открытым образовательным пространством. В дополнение к открытым мероприятиям и образовательным продуктам Университета (общеуниверситетские факультативы, онлайн-курсы, лекционные площадки в городском пространстве) посредством цифровой среды участникам образовательного пространства страны станет доступно большинство сервисов и продуктов НИУ ВШЭ.

При этом индивидуальную образовательную траекторию студента необходимо рассматривать максимально широко, так как освоение тех или иных компетенций является необходимым условием и для старта, и для продолжения профессионального пути. Таким образом, момент «входа» студента в Университет не привязан к его жизненной траектории жестко, а «выход» из Университета может быть отсрочен на долгий промежуток времени.

НИУ ВШЭ, накопивший за предшествующие 20 лет значительный потенциал как исследовательский и проектный университет, будет реализовывать в 2020–2030 гг. принципиально новую образовательную модель, опирающуюся на быстрорастущие возможности цифровых технологий (где Университет сейчас является одним из лидеров) и на имеющийся потенциал социально-экономических направлений, тесно связанных с практикой. Глобальная конкурентоспособность и репутация Университета позволят ему быстро продвигаться на региональных и мировых рынках высшего образования.

Сетевые проекты НИУ ВШЭ с университетами в регионах России к 2030 г. распространят передовые образовательные стандарты НИУ ВШЭ на 50 тыс. российских студентов за счет изучения в онлайн и смешанном формате: отдельных курсов НИУ ВШЭ, комбинаций курсов в виде специализаций, образовательных программ. Они будут способствовать ликвидации разрыва в качестве образования в столицах и регионах, формированию общего образовательного пространства России высокого качества.

Массовые открытые онлайн-курсы НИУ ВШЭ, специализации из нескольких онлайн-курсов и онлайн-программы бакалавриата/магистратуры НИУ ВШЭ (первая магистратура стартовала в 2019 г.) образуют новую форму «мягкой силы» российского образования, стимулируя поток студентов на очные программы в российские вузы. К 2030 г. планируется увеличить количество слушателей онлайн-курсов НИУ ВШЭ до 5 млн человек в год, а количество слушателей, получивших сертификаты по итогам обучения, – до 300 тыс. в год, из них треть сертификатов — российским слушателям, две трети — зарубежным, в том числе половина сертификатов – по итогам освоения англоязычных онлайн-курсов.

Задача переориентации Университета на предоставление широкого доступа к своим образовательным продуктам российскому и мировому сообществу потребует и обновления форматов обучения в рамках основных очных образовательных программ, логики их дизайна, и новой инструментальной поддержки учебного процесса.

4.1. Преобразование на проектной основе основных образовательных программ Университета

НИУ ВШЭ практически всю свою историю развивался, одновременно увеличивая и качество приема, и численность своих студентов. Сегодня потенциал роста за счет привлечения наиболее талантливых абитуриентов близок к исчерпанию: НИУ ВШЭ в 2019 г. принял — в зависимости от направления — от 25 до 50% наиболее сильных абитуриентов страны. При этом быстрый рост репутации Университета привлекает все больше сильных абитуриентов, несмотря на постоянное повышение требований к ним. С 2013 до 2018 г. при практически неизменной численности бюджетного набора количество платных студентов возросло в бакалавриате в 4,5 раза и в магистратуре в 2 раза, при этом постоянно росло их качество (в бакалавриате проходной балл ЕГЭ увеличился с 75 до 85, что соответствует бюджетному набору ведущих вузов России). Дальнейшее увеличение контингента возможно только за счет снижения требований к качеству подготовки, что не соответствует репутации НИУ ВШЭ. Переход к проектной работе студентов, которая станет основным вектором развития образовательных программ Университета в перспективе до 2030 г., потребует ограничения численности студентов на очных программах.

4.1.1. Полный переход на проектное обучение к 2024 г.

Проектное обучение студентов будет основано на их встраивании в коллективы, работающие над проектами в области фундаментальных и прикладных исследований, в профессиональные практические проекты в областях конструирования, дизайна, коммуникаций, создания программного обеспечения, менеджмента, маркетинга и др. Переход на проектное обучение, начиная с первого курса бакалавриата (стартовал в 2018 г. на инженерных направлениях подготовки, а также на программах в области дизайна и коммуникаций), позволяет значительно повысить мотивацию самых сильных студентов, ориентированных на проектно-исследовательскую работу, предотвратить их «выгорание» на младших курсах от выполнения исключительно учебных задач. НИУ ВШЭ, таким образом, станет исследовательским и проектным университетом не только для сотрудников, но для всех своих студентов.

Решение этой задачи потребует полностью задействовать кадровый и организационный потенциал научных и проектных центров НИУ ВШЭ, реструктурировать ресурсы этих подразделений и Университета в целом. В частности, будет значительно увеличено число научно-учебных и проектно-учебных групп и лабораторий, расширена поддержка других форм научной и проектной работы студентов.

В соответствие имеющемуся потенциалу Университета по обеспечению проектной работы будет приведено и количество студентов. «Ядро» Университета в Москве будет ограничено 35 тыс. студентов, до 7 тыс. из них будут иностранцы. Для этого начиная с 2020 г. будет ограничен набор абитуриентов в Москве примерно до 80% от существующего уровня, а по ряду направлений — до 60%. Ограничение набора в кампусе Санкт-Петербурга будет реализовано с 2021–2022 гг. Набор в кампусы Нижнего Новгорода и Перми ограничиваться не будет. Региональные кампусы НИУ ВШЭ «вырастут» совокупно до 15-20 тыс. студентов, до 3 тыс. из них будут иностранцы.

4.1.2. Организация проектного обучения

Модель обучения и учебные планы основных образовательных программ НИУ ВШЭ уже предполагают практико-ориентированную компоненту. К 2024 г. она станет обязательной для всех программ независимо от уровня и характера подготовки, студенты станут активными участниками проектно-исследовательской работы Университета. Проектная работа станет стержнем программ, который будет достраиваться остальными образовательными элементами. Характер проектов (научный, прикладной и др.) будет определять направленность образовательной траектории студента. В ряде случаев будет допускаться вариативность направленности в рамках одной образовательной программы.

Организация проектной работы для всех студентов Университета требует широкого взаимодействия с работодателями, а также линейки проектно-учебных центров на базе действующих в НИУ ВШЭ аналитических и исследовательских структур. Для обеспечения этой работы под руководством учебного блока НИУ ВШЭ будет сформирован «сетевой офис» с представительствами на факультетах. Он обеспечит взаимодействие с отраслевыми работодателями и организацию проектной работы со студентами во всех институтах / крупных центрах Университета.

Проектное обучение через научные исследования будет проходить в научно-учебных группах (НУГ), научно-учебных лабораториях (НУЛ), научных студенческих секциях, сформированных во всех исследовательских коллективах (включая неформальные научные группы в составе департаментов и школ), а также посредством участия студентов во «взрослых» проектах фундаментальных и прикладных исследований в качестве стажеров-исследователей и волонтеров.

4.2. Вариативность образовательных траекторий

Развитые исследовательские и проектные ресурсы НИУ ВШЭ, его тесное взаимодействие с государственными структурами и крупными корпорациями генерируют большие возможности для студентов в выстраивании образовательных траекторий.

В условиях высокой динамики изменений на рынке труда в части востребованных компетенций Университету необходима модель быстрой настройки и реконфигурации образовательных программ. Для НИУ ВШЭ такой моделью станет новый формат организации образовательных программ, в рамках которого Университет выступает «платформой» для сборки индивидуальной образовательной траектории студента, включающей следующие элементы: образовательные модули, состоящие из дисциплин, проектов, научно-исследовательских/проектных семинаров; модули, ориентированные на развитие межпредметных навыков, и их конфигурации. Эта логика позволит повысить вариативность образовательных траекторий при сохранении объемов образовательного контента. Основываясь на этой логике, НИУ ВШЭ в 2020–2021 гг. осуществит серьезную реформу, направленную на расширение выбора и более четкое позиционирование разных типов образовательных программ и образовательных траекторий студентов. Эти траектории будут иметь как прикладной, так и научный характер.

Программы будут допускать три вида образовательных траекторий.

  • «Общая» траектория без жестких требований к базовым профессиональным компетенциям студентов, за исключением «ядра» дисциплин программы. В магистратуре такие программы будут ориентированы в первую очередь на выпускников бакалаврских программ, желающих сменить или достроить свои знания в другой области, а также на выпускников вузов с недостаточным для НИУ ВШЭ уровнем базовых компетенций. Прием будет проходить в группы программ по крупным областям знаний («Гуманитарные науки», «Экономические науки» и др.). При этом абитуриент будет изначально выбирать в качестве системообразующего элемента своей траектории участие в определенном научном или проектном семинаре с сопровождающими его курсами, самостоятельно формируя оставшуюся часть своей образовательной программы согласно собственным потребностям. Будут сформированы общефакультетские пулы образовательных курсов, доступные одновременно всем студентам магистратуры по областям знаний. Также будут представлены сервисы по консультированию студентов относительно построения индивидуальных траекторий обучения и выбора курсов.
  • Прикладная траектория ориентирована на конкретные сегменты рынка труда и имеет жесткие требования к базовым компетенциям. Будет включать в качестве обязательного элемента профессиональную практику в реальных компаниях и организациях — партнерах НИУ ВШЭ.
  • Исследовательская (академическая) траектория/программа будет реализована с аффилиацией с аспирантскими школами. Обучение на таких программах/траекториях будет доступно тем студентам, которые уже продемонстрировали реальные научные результаты. В магистратуру эти студенты будут приниматься уже с наличием темы исследования, их обучение будет строиться вокруг работы над исследовательским проектом. Студенты магистратур, аффилированных с аспирантскими школами, будут обеспечиваться финансированием (стипендиями, грантами и др.) в размере не ниже 80% от средней заработной платы по региону и возможностями международной мобильности (стажировки и участие в конференциях с докладами). Это позволит сохранить в НИУ ВШЭ самых талантливых студентов, ориентированных на качественное образование, и предотвратить их отъезд за рубеж.

Платформенная организация образовательных траекторий также позволит реализовать модель «широкого бакалавриата/магистратуры», индивидуализирующих траектории студентов, в том числе с выходом за пределы одного направления (актуальна для студентов, желающих дополнить свою траекторию блоками других специализаций).

Реформа по редизайну образовательных программ актуальна для всех уровней образования в НИУ ВШЭ, но особое значение она имеет для магистратуры. Спрос на магистерские программы Университета хотя и высокий (НИУ ВШЭ — единственный вуз в России, имеющий 3,5 тыс. платных студентов магистратуры), но продолжает оставаться значительно ниже спроса на программы бакалавриата и специалитета. Это обусловлено спецификой российского рынка труда, для многих сегментов которого достаточно квалификации бакалавра, и рынка образования, для которого магистерское образование сближается с дополнительным профессиональным образованием.

В НИУ ВШЭ сформировались и внутренние ограничения развития магистратуры:

  • программы часто не нацелены на конкретные сегменты рынка труда (соответственно, не заданы уровень и спецификация профессиональных компетенций), и это не всегда возможно в силу характеристик сферы занятости;
  • состав студентов крайне дифференцирован, в том числе по базовым компетенциям, что требует адаптации относительно слабых студентов через повторение базовых курсов, которые уже знакомы студентам ведущих вузов и не приветствуются ими;
  • низкая вариативность внутри программ с небольшим контингентом снижает мотивацию студентов к обучению;
  • до 10% лучших выпускников бакалавриата НИУ ВШЭ продолжают обучение в ведущих зарубежных университетах, что резко ограничивает возможность формирования в магистратуре сильных групп студентов, заинтересованных в исследовательской работе.

Все эти ограничения будут ослаблены предложенной моделью реформирования.

При этом в условиях динамичности трансформации рынка труда узкоспециализированная подготовка, которая в долгосрочной перспективе в наибольшей степени подвержена рискам невостребованности, будет реализована только в рамках профессионализированных магистерских программ или модулей дисциплин, погруженных в образовательные программы в качестве их части.

Задача обновления модели конструирования основных образовательных программ потребует трансформации стандартов обучения. Новый дизайн образовательных программ потребует внутренних усилий на преломление инерционных форм экстенсивного развития портфеля образовательных программ: Университет осуществит переход от расширения линейки программ к расширению возможностей «сборки» образовательных продуктов.

Основной сложностью станет поиск конфигурации рамки обучения с учетом федеральных нормативных ограничений. Рабочий вариант такой конфигурации планируется разработать для программ бакалавриата в 2020 г., программ магистратуры к 2021 г.

4.3. Методическая экосистема и валидация качества обучения

При многообразии траекторий обучения студентов необходимо наличие стройной системы методической поддержки, которая будет задавать стандарты и нормы учебного процесса, а также свидетельствовать о корпоративных правилах преподавания, оказывать поддержку профессорско-преподавательскому составу и методистам, которые участвуют в этом процессе как разработчики и как пользователи.

Для контроля качества различных элементов обучения и определения уровня освоения образовательных продуктов вне НИУ ВШЭ необходима система инструментов для внешнего по отношению к процессу обучения оценивания (в том числе в рамках международных сертификаций и аккредитаций) как отдельных элементов программ, так и компетенций без привязки к элементам учебного плана. Отдельное внимание будет уделено разработке/поиску возможностей оценивания цифровых и метапредметных компетенций. При этом дополнительно будут разработаны и представлены в формате цифровых автоматизированных решений инструменты, позволяющие студентам проводить самоконтроль образовательных результатов по мере обучения.

Кроме того, индивидуальный дизайн образовательных программ и валидация образовательных решений требуют повсеместного внедрения цифровых технологических решений, обеспечивающих соответствующие процедуры.

4.4. Реализация потенциала цифровых технологий

В рамках цифровой трансформации Университет сформирует единое открытое образовательное пространство, равнодоступное для всех потенциальных целевых аудиторий, внедрит инструменты, гарантирующие качество образования, и создаст новые возможности для обогащения образовательного опыта студентов.

В условиях изменяющегося масштаба образовательной деятельности НИУ ВШЭ обеспечит новое качество обучения за счет развития цифровых образовательных технологий и инструментов, что будет способствовать повышению качества освоения материала, в том числе с возможностью его проверки по мере продвижения по образовательной траектории, позволит освободить преподавателей от рутинной деятельности и обеспечить обучающимся 100%-ную обратную связь, индивидуальный подход и результативность обучения.

При сохранении форм очного взаимодействия студентов, аспирантов и преподавателей (консультации, совместные исследования и проекты) преподавание всех основных предметов и ряда предметов по выбору будет строиться по модели смешанного обучения, которая будет включать онлайн-курсы 2-го поколения с использованием искусственного интеллекта для генерации и оценки заданий, технологии дополненной и виртуальной реальности, симуляторы, интеллектуальные тренажеры. В Университете будет создана инфраструктура для разработки и внедрения цифровых технологий, включая виртуальные лаборатории по различным направлениям образовательной деятельности.

Университет будет развивать цифровые сервисы построения индивидуальной образовательной траектории и формирования цифрового портфолио обучающегося, цифровые инструменты объективного оценивания, самооценивания и взаимного оценивания образовательных достижений (как сквозных межпрофессиональных, так и профессиональных компетенций). Цифровое портфолио будет иметь сквозной характер и фиксировать все этапы получения образования с учетом дополнительного профессионального образования и факультативных курсов.

Все образовательные цифровые ресурсы НИУ ВШЭ будут интегрированы в систему поддержки образовательного процесса нового поколения[1], обеспечивающую создание среды равных возможностей для всех обучающихся и поддержку различных форматов и форм обучения, в том числе сетевого взаимодействия с использованием курсов/контента НИУ ВШЭ университетами-партнерами. Для успешного внедрения системы и ее эффективного использования Университет разработает методики преподавания, ориентированные на цифровой контент, методики адаптации учебных курсов для цифрового формата и трансформации аналогового контента в цифровой.

4.5. Достраивание образовательных программ востребованными межпредметными и метапредметными компетенциями

Универсальные компетенции (критическое мышление, креативность, навыки командной работы и межкультурной коммуникации) стали необходимым дополнением профессиональных компетенций для современного рынка труда. Поэтому НИУ ВШЭ предусмотрит массовое освоение студентами таких навыков и разработает механизмы их подтверждения.

Все студенты Университета будут осваивать коммуникационные, цифровые навыки и навыки работы с данными, будет расширена подготовка бакалавров и магистров с дополнительной квалификацией в области цифровых технологий.

Всем студентам НИУ ВШЭ будет предоставлена возможность получения общекультурных компетенций, способствующих повышению эффективности профессиональной и повседневной деятельности. К таковым на первом этапе реализации программы развития могут относиться компетенции в области экономики и права, необходимые для успешной реализации себя в качестве гражданина и участника рынка. Их освоение будет как практико-ориентированным (инструментальным), так и с изучением теоретических основ. Обучение таким компетенциям будет реализовано посредством вариативных модулей образовательной программы.

Инструментальные общекультурные компетенции (в том числе в области экономики и права), цифровые компетенции и коммуникационные навыки будут осваиваться студентами с 2020/2021 учебного года в обязательном порядке на всех образовательных программах НИУ ВШЭ. Студентам будет предоставлена возможность развития предпринимательских компетенций в сфере бизнеса и социального развития в рамках их проектной деятельности и бизнес-инкубаторов НИУ ВШЭ.

4.6. Развитие форм вовлечения студентов

НИУ ВШЭ традиционно предъявляет повышенные требования к вовлеченности студентов в образовательный процесс на всем периоде изучения дисциплин (накопительная система оценивания, регулярный промежуточный контроль, система требований к результатам обучения). Это сочетается с одним из самых развитых механизмов обратной связи со стороны студентов (студенческая оценка преподавания, голосование за лучшего преподавателя).

Новая логика выстраивания образовательных программ предполагает более активную роль студентов в определении своих образовательных траекторий. Для этого Университет будет использовать:

  • инструменты мотивации и обучения студентов ответственному и проактивному включению в вопросы определения своего образовательного пути и освоения отдельных компетенций (взаимо- и самооценка и рефлексия);
  • механизм тьюторства/менторства, который необходим в НИУ ВШЭ в условиях усиления многообразия образовательных возможностей и который будет включать:
  1. автоматизированные рекомендательные сервисы по построению персональной карты компетенций и индивидуального учебного плана;
  2. систему «каскадного студенческого менторства», в рамках которой студенты старших курсов оказывают менторскую поддержку студентам младших курсов (уровней образования): аспиранты — магистрам, магистры — бакалаврам.

4.7. Формирование региональной сети сетевых образовательных проектов НИУ ВШЭ

В перспективе до 2030 г. НИУ ВШЭ будет использовать накопленный опыт сетевого взаимодействия и ресурсы онлайн-обучения для повышения доступности образовательных продуктов НИУ ВШЭ на базе партнеров, в том числе региональных вузов.

Университет будет увеличивать прием студентов за пределами московского кампуса за счет создания сетевых программ с российскими и зарубежными университетами и использования возможностей цифровых технологий (в первую очередь онлайн-курсов): к 2030 г. число студентов программ с сетевым участием НИУ ВШЭ будет увеличено до 50 тыс.; число онлайн-студентов (в том числе иностранных), получающих сертификаты (а также микростепени и степени) Университета, — до 300 тыс.

В рамках дальнейшего вклада в систему регионального образования Университет продолжит создавать и распространять цифровой образовательный контент, закрепляя свои позиции лидера на международных и российских образовательных ресурсах, таких как Курсера (Coursera) и Национальная платформа открытого образования. К 2024 г. будут созданы онлайн-курсы для «ядерных» дисциплин образовательных программ в области экономики, менеджмента и компьютерных наук; в дальнейшем набор областей будет пополняться, в том числе курсами по обучению сквозным компетенциям (цифровой грамотности, предпринимательской культуре и т.д.). Использование этих продуктов вместе с поддерживаемой Университетом системой валидации образовательных результатов в рамках сетевых партнерств позволит региональным университетам использовать академические достижения НИУ ВШЭ и поддерживать высокое качество предоставляемых ими услуг в регионах.

4.8. Исследовательская (академическая) магистратура и аспирантура

Аспирантура Университета станет источником квалифицированных исследовательских кадров для академического и корпоративного (сегмент научных исследований и разработок) рынков труда: в рамках индивидуализации траекторий обучения аспирантов будут предусмотрены траектории в секторе науки и образования (в том числе подготовка исследовательских кадров в рамках институциональных партнерств с региональными университетами) и корпоративном секторе, предлагающем рабочие места для аналитиков и исследователей.

Одним из основных ресурсов развития программ аспирантуры станет включение всех аспирантов в исследовательские проекты Университета с оплачиваемой занятостью.

Прием в академическую аспирантуру[2] будет осуществляться через команды научных проектов (75% абитуриентов должны иметь опыт работы в проекте и свою тему исследования в рамках проекта), что позволит обеспечить актуальность тематик исследований, поддерживающую научную среду и инфраструктуру, и продвижение в рамках мероприятий федерального проекта «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» национального проекта «Наука».

4.9. Дополнительное профессиональное образование как один из ключевых видов деятельности Университета

НИУ ВШЭ будет развивать программы ДПО на всех факультетах, что позволит капитализировать уникальные интеллектуальные ресурсы Университета: доля дохода от ДПО во внебюджетных доходах Университета будет увеличена до 30% к 2030 г., в том числе за счет переориентации на корпоративные программы. Критериями успешности программ ДПО станут качественные метрики, такие как высокий (не менее 65 пунктов) показатель NPS (готовность выпускников программ рекомендовать их другим) и доля участников рейтинга «Эксперт-200» среди корпоративных клиентов (не менее 20%).

НИУ ВШЭ выйдет в сегмент высокомаржинальных программ, в том числе программ переподготовки и повышения квалификации менеджеров высшего и среднего звена (Executive Education) в сфере бизнеса и в социальной сфере (например, образование и здравоохранение), будет развивать ДПО в массовом и секторных сегментах и индивидуальные продукты.

Для реализации поставленных задач Университет осуществит переформатирование системы ДПО за счет преодоления имеющейся фрагментации (укрупнения ряда имеющихся подразделений и создания новых структурных единиц); профессионализации ее менеджмента с переходом на ключевые показатели эффективности деятельности; освоения новых рынков; развития онлайн-продуктов и обновления портфеля программ; внедрения современных методов дизайна и продвижения образовательных продуктов на российском и международном рынках; внедрения цифровых образовательных технологий и единых операционных сервисов; создания инфраструктуры, аналогичной университетам мирового класса.

4.10. Корпоративная переориентация бизнес-образования

В Университете будет создана бизнес-школа мирового уровня — приоритетный партнер ведущих российских компаний в развитии кадров и технологий менеджмента. Школа будет строиться по лидирующей в мире модели «университетской бизнес-школы»[3] на основе интегрированного портфеля программ от бакалавриата до ЕМВА[4] экспертных сообществ преподавателей и обширной сети центров и лабораторий передовых исследований менеджмента. Многопрофильность НИУ ВШЭ позволяет развивать этот проект на междисциплинарной основе.

Содержательным отличием бизнес-школы НИУ ВШЭ будет фокус на подготовку и развитие глобально конкурентоспособных и социально ответственных лидеров бизнеса для цифровой экономики России. Образовательные программы школы будут предусматривать развитие навыков современного менеджера с акцентом на предпринимательство, проектный подход, внедрение цифровых технологий, системную интернационализацию.

Критерием успеха школы будет ее профессиональное признание через «звездные» карьеры выпускников и международные программные (EPAS и АМВА) и институциональные (EQUIS и AACSB) аккредитации и последовательное продвижение в Топ-100 и Топ-50 международных рейтингов бизнес-школ, их отдельных программ («Financial Times», «The Economist») и в мировом предметном рейтинге «Бизнес и менеджмент» (QS). 

Экосистема бизнес-школы НИУ ВШЭ будет результатом партнерств с ведущими бизнес-школами мира (в том числе из ТОП-20 рейтинга «Financial Times»), крупнейшими компаниями и предпринимательскими фирмами. На базе школы будет создан национальный ресурсный центр учебных кейсов с возможностью приобретения прав на пользование его материалами[5].

4.11. Интернационализация и экспорт образовательных продуктов

НИУ ВШЭ является одним из университетов — лидеров экспорта образования в России и одним из немногих университетов, имеющих возможность селективной политики приема иностранцев. Высокое качество обучения иностранных студентов (в последние годы их успеваемость составляет 92% от успеваемости российских студентов) и постоянно расширяющийся состав МООК вносят вклад в международную репутацию Университета. При этом НИУ ВШЭ имеет наибольшие возможности по обучению англоязычных студентов (англоязычные учебные офисы, двуязычная среда Университета и хорошее владение английским языком российских студентов). Это позволяет планировать рост численности иностранных студентов при сохранении и даже усилении селективности приема, быстрый рост онлайн-сертификатов НИУ ВШЭ на международных рынках и продвижение на этих рынках полностью цифровых магистерских программ. Тем самым НИУ ВШЭ внесет весомый вклад в реализацию федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование», предусматривающего увеличение к 2024 г. численности иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, до 425 тыс. человек[6].

Дальнейшее развитие интернационализации образования будет происходить как в направлении предоставления все большему числу российских студентов возможности академической мобильности в ведущие университеты мира, так и в направлении увеличения числа иностранных студентов на образовательных программах Университета и наращивания присутствия оригинальных образовательных курсов и модулей НИУ ВШЭ на глобальных онлайн-платформах.

Университет расширит возможности академической мобильности для студентов за счет развития программ двух дипломов и поддержки участия студентов в зимних и летних школах ведущих университетов. Практически все студенты должны будут получить международный опыт не только через программы академической мобильности, но и через участие в международных конференциях и студенческих школах, стажировки в иностранных компаниях, волонтерскую работу с иностранными студентами и ППС, в том числе в России.

Развитие бакалавриата по широким образовательным областям позволит открывать полностью англо(ино)язычные траектории в рамках русскоязычных образовательных программ, что расширит возможности формирования индивидуальных образовательных траекторий для студентов по обмену и повысит привлекательность образовательных программ НИУ ВШЭ для иностранных студентов.

Для обеспечения устойчивого прироста иностранных студентов Университет продолжит создавать программы (включая сетевые) совместно с зарубежными университетами-партнерами, осуществит переориентацию программ на новые рынки, в том числе на рынки стран бывшего СССР, где НИУ ВШЭ может конкурировать с ведущими российскими и зарубежными университетами по качеству образовательных продуктов.

Увеличение доли российских студентов на англоязычных образовательных программах и доли студенческих работ (курсовых, выпускных квалификационных работ), а также диссертационных исследований, выполненных на языках международного общения, будет способствовать глубине процессов интернационализации в Университете и укреплению его репутации за пределами России.

В ответ на растущий спрос в ряде стран Азии и Африки на постдипломные программы НИУ ВШЭ будет реализовывать образовательные траектории «бакалавриат в зарубежном университете — магистратура в НИУ ВШЭ» в партнерстве с зарубежными университетами, ориентированными на подготовку бакалавров. Для университетов-партнеров будет создана система подготовки студентов бакалавриата к целевому поступлению в магистратуру НИУ ВШЭ.

Важным направлением экспорта образования станет создание образовательных программ, полностью реализуемых в режиме онлайн (англо(ино)язычных и русскоязычных). Запуск первой англоязычной (для НИУ ВШЭ и российских вузов в целом) онлайн-магистратуры по компьютерным наукам в партнерстве с образовательной платформой Курсера (Coursera) в 2020 г. позволит НИУ ВШЭ войти на рынок онлайн-обучения по программам основного образования (бакалавриат и магистратура) на этапе его становления.

Университет будет расширять организацию междисциплинарных образовательных школ для иностранных граждан, проводимых как в НИУ ВШЭ, так и совместно с партнерскими университетами за рубежом.

  


[1] SmartLMS (Learning Management System).

[2] Академическая аспирантура — это специальная программа, реализуемая в рамках обучения в аспирантуре НИУ ВШЭ. Главная особенность программы — наличие обязательной обучающей программы для аспирантов. В первый год обучения аспирантам читаются продвинутые курсы по базовым профессиональным дисциплинам, а также курсы, связанные с развитием академических знаний и навыков. Второй год ориентирован на специализированные курсы, часть которых читается в НИУ ВШЭ, а часть — в зарубежных университетах (подробнее о программе).

[3] Например, Уортонская школа Пенсильванского университета (The Wharton School, University of Pennsylvania), Школа бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета в Беркли (Haas School of Business, University of California at Berkeley), Бизнес-школа IE (Instituto de Empresa), Школа бизнеса им. Саида Оксфордского университета (Said School of Business, University of Oxford).

[4] Executive master of business administration.

[5] Аналогично центрам в Гарвардской школе бизнеса (Harvard Business School), в бизнес-школе INSEAD и в Крэнфилдской школе менеджмента (Cranfield School of Management). 

[6] В соответствии с Паспортом федерального проекта «Образование», утвержденным проектным комитетом национального проекта «Образование» 8 декабря 2018 г.