• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

5. Воспитание и привлечение талантов

Сегодня НИУ ВШЭ является точкой притяжения лучших абитуриентов страны — победителей и призеров олимпиад, школьников с высокими баллами ЕГЭ по предметам вступительных испытаний. На новом этапе развития Университет сконцентрирует свои усилия на модернизации системы воспитания и привлечения талантливых абитуриентов, основными характеристиками которой станут:

  • воспитание талантов и расширение географии;
  • реализация гибких подходов к отбору и привлечению абитуриентов;
  • цифровизация коммуникации со школьниками и абитуриентами.

В процессе модернизации системы будут сохранены хорошо зарекомендовавшие себя инструменты воспитания и привлечения талантов: олимпиады, предметные школы, лектории для абитуриентов бакалавриата и магистратуры, образовательные программы Лицея НИУ ВШЭ. Оставляя неизменной основу, Университет приведет эти проекты в соответствие современным запросам к компетенциям школьников и студентов.

5.1. Воспитание талантов и расширение географии

Ядром системы воспитания и привлечения талантливых абитуриентов Университета является Лицей НИУ ВШЭ.

На новом этапе Лицей расширит спектр направлений подготовки и будет развивать модель старшей школы, предполагающую учебную самостоятельность обучающихся (в том числе в построении индивидуальной образовательной траектории в соответствии с п. 1.56 федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»), развитие исследовательских навыков, критического мышления, проектных компетенций, методов анализа и научного чтения.

Для последовательного воспитания «своего» абитуриента Университет будет расширять представительства Распределенного Лицея [1], распространять образовательную модель Лицея в региональных школах, создавать тематические сети партнерских[2] и базовых школ[3] (подробнее см. раздел 9.1).

Благодаря взаимодействию с Лицеем образовательные программы в этих школах будут реализовываться в сетевой форме (предусмотренной п. 1.38 федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»), а учителя этих школ будут иметь возможность повысить уровень профессионального мастерства и получить независимую оценку своей квалификации (пп. 1.8 и 1.9 федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование»).

5.2. Гибкие подходы к отбору и привлечению абитуриентов

НИУ ВШЭ диверсифицирует подходы к отбору и привлечению талантливых абитуриентов за счет выстраивания систематической работы с федеральными и региональными платформами концентрации талантов и проведения конкурсов и состязаний для школьников и студентов, которые будут направлены на выявление и развитие академических знаний (конференции, конкурсы научных работ по всем направлениям деятельности Университета, олимпиады) и практических социально-психологических навыков, проектного мышления, навыков коллективной работы (хакатоны, кейс-чемпионаты, командные олимпиады).

Для привлечения талантливых иностранных абитуриентов НИУ ВШЭ сфокусирует свои усилия на развитии существующих и создании новых центров выявления талантов за рубежом, в которых будет применяться уровневая система оценки и контроля знаний абитуриентов (диагностические срезы) и будут реализовываться ежегодные очные курсы повышения квалификации учителей.

Университет расширит возможности поступления в НИУ ВШЭ для иностранных абитуриентов за счет укрепления взаимодействия с зарубежными школами-партнерами и профессиональными сообществами учителей-предметников, использования онлайн-форматов конкурсов и состязаний, внедрения системы комплексной подготовки к участию в состязаниях Университета на базе зарубежных школ-партнеров.

Для абитуриентов магистратуры Университет предложит гибкую модель отбора через унификацию системы вступительных испытаний, обеспечение возможности подачи документов на несколько образовательных программ и раннего приглашения к зачислению[4] обучающихся на 3–4-м курсе с предоставлением онлайн-подготовки для обучения на образовательных программах НИУ ВШЭ.

5.3. Цифровизация коммуникации со школьниками и абитуриентами

Для развития потенциала будущих абитуриентов и формирования у них ключевых компетенций Университет создаст Дистанционный лицей и Детский онлайн-университет.

НИУ ВШЭ предложит абитуриентам цифровые сервисы профориентации: открытые вводные онлайн-курсы, цифровые сервисы самодиагностики, рекомендательные и прогнозные сервисы, сервисы оценки уровня готовности к сдаче ЕГЭ, к обучению в НИУ ВШЭ и др. Инструменты, созданные в НИУ ВШЭ, смогут использоваться образовательными организациями для внедрения современных цифровых технологий в общеобразовательные программы в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» (п. 1.33) национального проекта «Образование».

Эффективная работа с абитуриентами будет обеспечена за счет внедрения единой системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы) и онлайн-центра поддержки иностранных абитуриентов, что позволит не менее 70% иностранных абитуриентов проходить отборочные мероприятия в онлайн-формате.

 


[1] Распределенный Лицей НИУ ВШЭ — это объединение лицейских профильных групп и классов среднего общего образования образовательных организаций и НИУ ВШЭ, форма сотрудничества и взаимодействия между ними. Деятельность Распределенного Лицея регламентируется Положением о Распределенном Лицее НИУ ВШЭ и Положением о классах (группах) Распределенного Лицея НИУ ВШЭ.

[2] Партнерская школа — образовательная организация, взаимодействующая с НИУ ВШЭ на основе соглашения о сотрудничестве и разделяющая гуманитарные ценности и идеи системно-деятельностного подхода в образовании, обеспечивающая своим выпускникам высокий уровень образовательных результатов, ориентирующая своих выпускников на поступление в ведущие образовательные организации, в том числе в НИУ ВШЭ. Деятельность партнерских школ регламентируется Положением об Университетском образовательном округе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

[3] Базовая школа — образовательная организация, взаимодействующая с НИУ ВШЭ на основе соглашения о сотрудничестве; образовательная организация обеспечивает своим выпускникам высокий уровень образовательных результатов, ориентирует их на поступление в ведущие образовательные организации, в том числе в НИУ ВШЭ, и участвует в одном из проектов НИУ ВШЭ, направленных на изменения в школе в соответствии с ФГОС старшей школы и/или формирует классы/группы НИУ ВШЭ, обучение в которых осуществляется по рекомендованным учебным планам НИУ ВШЭ.

[4] Раннее приглашение к зачислению в магистратуру направляется выпускникам по инициативе руководства академических программ. К поступлению приглашаются наиболее инициативные и талантливые выпускники ВШЭ и других вузов.