• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

III. Мероприятия программы и этапы их реализации

Достижение цели и решение задач университета осуществляются путем скоординированного выполнения взаимосвязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий программы.

Модернизация образовательной деятельности университета включает следующие мероприятия:

  • переход к принципиально новой гибкой и открытой модели образования, опирающейся на собственные образовательные стандарты, возможности цифровых технологий и глобальных образовательных, научных и профессиональных ресурсов, в том числе внешних по отношению к университету провайдеров;
  • развитие проектной работы студентов как одного из основных элементов образовательного процесса, вовлечение студентов в проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, в профессиональные практические проекты, включение все большего числа студентов и аспирантов в исследовательские, профессиональные и образовательные проекты университета, в том числе с оплачиваемой занятостью;
  • реализация цифровой платформы для выбора и формирования индивидуальной образовательной траектории каждого студента с образовательными модулями из дисциплин, проектов, научно-исследовательских (проектных) семинаров и практик, в том числе внешних по отношению к университету провайдеров;
  • введение образовательных траекторий в магистратуре (общая траектория, ориентированная как на абитуриентов, желающих углубить знания в ранее освоенной области, так и на абитуриентов, желающих сменить направление подготовки или достроить свои компетенции в другой области, прикладная профессиональная траектория, ориентированная на конкретные сегменты рынка труда и включающая в качестве одного из ключевых компонентов профессиональные практики и прикладные проекты, исследовательская (академическая) траектория в составе аспирантских школ и (или) научных подразделений университета);
  • увеличение количества базовых кафедр в рамках расширения практико-ориентированной деятельности по ряду направлений;
  • развитие аспирантуры на основе включения аспирантов в масштабные научно-технологические проекты;
  • формирование индивидуальных траекторий обучения аспирантов, включающих подготовку исследовательских кадров не только для науки и образования, но и для исследовательских кластеров в корпоративном секторе;
  • повышение размера финансового обеспечения аспирантов до уровня не ниже средней заработной платы по региону;
  • поддержка академической мобильности аспирантов;
  • развитие институциональных партнерств с региональными университетами по подготовке квалифицированных исследовательских кадров;
  • переход к преподаванию основных и части факультативных учебных предметов по модели смешанного обучения (сочетание цифровых инструментов и традиционных контактных форм) с использованием искусственного интеллекта для генерации и оценки заданий, технологии дополненной и виртуальной реальности, симуляторов, интеллектуальных тренажеров;
  • предоставление студентам всех образовательных программ возможности для освоения инструментальных социальных и общекультурных компетенций (в том числе в области экономики и права), цифровых компетенций, навыков презентации и коммуникации, а также предпринимательских компетенций;
  • предоставление все большему числу российских студентов университета возможности академической мобильности в части взаимодействия с ведущими университетами России и мира, в том числе в смешанном и онлайн-формате;
  • запуск широкого спектра образовательных программ, полностью реализуемых в режиме онлайн (русскоязычных и иноязычных), открытие полностью иноязычных треков в рамках русскоязычных образовательных программ с расширением практики индивидуальных образовательных траекторий для иностранных студентов;
  • развитие дополнительных образовательных программ, в том числе массовых и специализированных программ дополнительного профессионального образования, как в специализированных подразделениях, так и на всех факультетах с выходом в сегмент высокомаржинальных программ переподготовки и повышения квалификации менеджеров и специалистов-экспертов высшего и среднего звена;
  • переформатирование системы дополнительного профессионального и бизнес-образования с преодолением имеющейся фрагментации, создание бизнес-школы мирового уровня с международными программными (European Foundation for Management Development Programme Accreditation System и Association of Masters of Business Administration) и институциональными (European Quality Improvement System и Association to Advance Collegiate Schools of Business) аккредитациями и аккредитациями крупных специализированных организаций отраслевой специализации. Для успешного выполнения этой задачи необходимо в том числе сформировать современный кампус бизнес-школы;
  • развитие портфеля сетевых программ университета, реализуемых совместно с российскими и зарубежными университетами и предусматривающих ответственность образовательной организации за качество образования и получаемые компетенции в таких формах, как программа 2 дипломов, программа специализации (обязательного набора тематически связанных учебных курсов), подтвержденная сертификатом университета, в составе основной образовательной программы университета-партнера, программа смешанного обучения, подтвержденная сертификатом университета, на основе массового открытого онлайн-курса университета;
  • производство и обновление массовых открытых онлайн-курсов и специализаций университета на национальных и глобальных платформах онлайн-образования на базе всех основных (обязательных) предметов образовательных программ образовательной организации, специально разработанных для основных предметов образовательных программ высшего образования;
  • поддержание высокого качества приема абитуриентов, поступающих как на места, финансируемые за счет бюджетных средств, так и по договорам об оказании платных образовательных услуг, со средним баллом единого государственного экзамена не ниже 90 баллов (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета) и 80 баллов (за счет средств физических и (или) юридических лиц) в г. Москве и не ниже соответственно 87 баллов и 77 баллов - в филиалах;
  • создание онлайн-платформы, позволяющей реализовать гибкие подходы к отбору и привлечению абитуриентов, с использованием которой будут разрабатываться и проводиться интеллектуальные состязания нового типа, направленные на выявление и развитие как академических знаний, так и практических социально-психологических навыков, проектного мышления, навыков коллективной работы;
  • расширение линейки интеллектуальных состязаний для студентов, в том числе в целях отбора абитуриентов магистратуры, организация интеллектуальных состязаний для студентов по широкому спектру направлений, представленных в университете (кейс-чемпионаты, хакатоны, деловые игры, моделирование судебных процессов и др.), систематическое участие студентов в значимых интеллектуальных состязаниях международного уровня.

В целях расширения масштабов внедрения и повышения уровня проектного обучения будут обеспечены:

  • актуализация базовых и рабочих учебных планов, способствующих применению проектного подхода к реализации основных образовательных программ;
  • формирование системы стимулов к руководству студенческими проектами для преподавателей и научных сотрудников университета, включая предоставление лучшим из них надбавок к заработной плате и снижение учебной нагрузки, запуск практико-ориентированного обучения руководителей студенческих проектов;
  • запуск практики проведения проектных сессий с ведущими компаниями и социально ориентированными некоммерческими организациями, исследовательскими центрами, направленных на формирование портфеля исследовательских и прикладных проектов, реализуемых с привлечением студентов;
  • достижение кратного роста количества создаваемых проектно-учебных групп и проектно-учебных лабораторий, способствующих вовлечению студентов в профессиональную проектную деятельность;
  • создание проектных офисов, обеспечивающих методическую поддержку организации проектного обучения, разработку и внедрение системы контроля его качества, на всех факультетах и в отдельных крупных научных структурных подразделениях университета.

Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности включает следующие мероприятия:

  • формирование комплексных междисциплинарных научно-технологических программ, отвечающих на возникающие вызовы;
  • создание системы баз социально-экономических данных (в рамках Единого архива экономических и социологических данных Государственного университета - Высшей школы экономики) по модели "мегасайенс" и инструментов управления их оборотом с использованием технологий блокчейн;
  • расширение кадровой базы исследований и разработок университета за счет раннего вовлечения в проекты наиболее талантливых студентов, широкого привлечения постдоков и стажеров, формирования "зеркальных" лабораторий в российских региональных университетах;
  • формирование модели организации исследований на факультетах, основанных на поддержке коллективных (широких) научных проектов и проектных групп (центров, лабораторий), с делегированием части ресурсов структурным подразделениям факультетов и с предоставлением самостоятельности в принятии решения о поддержке коллективных научных проектов;
  • валоризация знаний, распространение научных результатов в целях повышения качества жизни населения и конкурентоспособности российской экономики, прогнозирование и оценка эффектов реализации мер социально-экономической политики;
  • инициирование создания технологических консорциумов, расширение участия в деятельности инновационных территориальных кластеров и технологических платформ.

К приоритетным направлениям для формирования комплексных междисциплинарных научно-технологических программ, отвечающих на возникающие вызовы, относятся:

  • развитие личности и человеческий капитал;
  • сокращение неравенства;
  • управление социальным развитием и повышение качества жизни;
  • экономический рост и политика экономического развития;
  • научно-технологическое развитие и цифровая трансформация экономики и общества;
  • повышение эффективности бизнеса и государственного управления;
  • обеспечение безопасности человека, общества и государства;
  • измерения и анализ в социально-экономических науках;
  • урбанистика и транспортная политика;
  • нейронауки и высокотехнологичное здравоохранение;
  • инжиниринг интернета вещей и киберфизических систем;
  • большие данные и прикладной искусственный интеллект;
  • машинное обучение как основа прикладного искусственного интеллекта и др.

По мере реализации программы и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", перечень указанных приоритетных направлений может актуализироваться. Важным инструментом их реализации в рамках комплексных междисциплинарных научно-технологических программ станут "большие проекты" - масштабные исследования и разработки, которые на межпредметной основе позволят эффективно решать социально-экономические и технологические задачи. Ключевой характеристикой таких программ и "больших проектов" будет являться их ориентация на решение внешних задач в интересах государства, бизнеса или общества в целом (создание общественного блага).

Кроме того, к указанным приоритетным направлениям относятся:

в сфере естественно-научных, технологических и когнитивных исследований - формирование кластеров высокотехнологичного оборудования и высокоскоростной обработки больших массивов данных, создание собственной современной приборной базы наряду с использованием оборудования партнеров - федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" и центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок;

в сфере социально-экономических и гуманитарных наук - приоритетная поддержка международных сопоставительных проектов с опорой на эмпирические исследования, мониторинговых исследований (в том числе лонгитюдных), экспедиций, специализированных статистических и социологических обследований, обеспечивающих доказательную базу для информационно-аналитической и экспертной поддержки формирования доказательной социально-экономической, научно-технологической, инновационной и культурной политики.

Продвижение университета в глобальном пространстве включает следующие мероприятия:

  • качественная трансформация международного соревновательного (в том числе олимпиадного) движения в целях привлечения наиболее талантливых абитуриентов;
  • создание на глобальных образовательных платформах специализаций для продвижения образовательных программ и научных школ университета на международном рынке образовательных услуг;
  • создание информационных офисов и ресурсных центров в ключевых странах-партнерах;
  • создание новых форматов проведения международных конференций и форумов;
  • продвижение международного бренда университета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Развитие кадрового потенциала университета включает следующие мероприятия:

  • построение дифференцированной и гибкой системы профессиональных траекторий научно-педагогических работников (академическая, практико-ориентированная и образовательно-методическая траектории) с особыми механизмами отбора, стимулирования и оценивания;
  • обеспечение базового стандарта профессиональных компетенций для всех сотрудников (цифровые и социальные навыки, знание английского языка, навыки использования информационных и библиотечных систем, межкультурной коммуникации и др.);
  • введение системы непрерывного профессионального развития сотрудников на основе индивидуальных планов;
  • повышение профессиональных требований при стабилизации контрактных условий для ведущих специалистов и увеличении средних сроков трудовых договоров и продолжительности выплаты надбавок, предусмотренных локальными нормативными актами университета;
  • создание условий для привлечения молодых сотрудников (специальные штатные единицы, реализация программ привлечения и интеграции международных и российских постдоков);
  • обеспечение продуктивного завершения профессиональной деятельности для заслуженных сотрудников;
  • развитие административного и вспомогательного персонала, стимулирование сотрудников к повышению эффективности работы университета;
  • повышение социальной ответственности университета как работодателя и улучшение социального обеспечения работников.

Развитие цифрового университета включает следующие мероприятия:

  • развитие предоставления цифровых сервисов для определенной группы функциональных заказчиков и заинтересованных сторон;
  • формирование методологии цифровой трансформации и модели "цифровой университет";
  • внедрение цифровых сквозных технологий в образовательную, научную и административно-управленческую деятельность университета;
  • развитие цифровых сервисов для всех целевых аудиторий пользователей - абитуриентов, студентов, выпускников, научно-педагогических работников, административно-управленческого персонала, партнеров и гостей университета;
  • развитие современной цифровой инфраструктуры университета, модернизация в части серверного, коммутационного, мультимедийного и терминального оборудования, развитие суперкомпьютерного центра;
  • обеспечение информационной безопасности деятельности университета, сохранности электронных документов и данных, в том числе персональных данных;
  • формирование новых возможностей для всех заинтересованных сторон с помощью использования передовых цифровых технологий, инструментов, аналитики на основе больших данных в качестве базы для принятия решений и развития в парадигме университета, управляемого на основе данных (Data Driven University);
  • повышение доступности образовательных программ и сервисов университета через цифровые технологии и онлайн-инструменты, включая удаленный доступ, в том числе за пределами университета.

Мониторинг достижения национальной цели "Цифровая трансформация" и показателей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" осуществляется университетом как организацией, ответственной за соответствующий результат федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".

Вклад университета в развитие системы образования России, взаимодействие университета и общества включает следующие мероприятия:

  • содействие развитию кадрового потенциала образовательных организаций высшего образования, в том числе через организацию онлайн-семинаров и конференций, совместных научных и методических коллективов на базе использования сетевых ресурсов университета, проведение стажировок и программ повышения квалификации преподавателей, исследователей и администраторов, реализацию программы российских постдоков;
  • развитие сетевой формы реализации образовательных программ, позволяющей студентам университетов-партнеров изучать онлайн-курсы университета;
  • реализация программы поддержки публикационной активности авторов из университетов-партнеров путем отбора и доведения до публикации в соответствии с международными стандартами перспективных научных статей в журналах университета;
  • поддержка развития общего образования в регионах России путем осуществления аналитики и исследований, расширения и методической поддержки сети базовых школ, подготовки управленческих и педагогических кадров, разработки содержания и методов обучения и рекомендаций по развитию школ, работающих в сложных социальных условиях;
  • создание национального центра учебных кейсов на материалах российских компаний и поддержка развития современного управленческого образования в российских университетах;
  • предоставление открытого доступа к результатам исследований университета для российских и зарубежных исследователей, преподавателей и студентов, популяризация основных научных результатов;
  • создание методического центра по современным подходам оценки образовательных результатов с возможностями удаленной автоматической проверки заданий и предоставления автоматической обратной связи для разных групп пользователей (учащиеся, учителя, администраторы и др.);
  • развитие социального волонтерства студентов;
  • социальная поддержка студентов, включая их трудоустройство в университете, поддержку их физического и ментального здоровья, развитие их психологической устойчивости и осознанности;
  • развитие исследовательской и экспертной работы в интересах гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и г. Нижний Новгород по вопросам градостроительной политики, экономики, социальной сферы, инновационного развития, экологии, энергетики, транспорта, электронных сервисов и развития технологий "умный город";
  • расширение просветительских и культурных мероприятий в рамках проекта "Университет, открытый городу";
  • развитие программы студенческих экспедиций "Открываем Россию заново", расширение взаимодействия с регионами, партнерскими университетами и организациями.

Развитие системы управленческого консалтинга включает следующие мероприятия:

  • формирование кадровой и методологической основы центров компетенций;
  • создание центра компетенций по цифровой трансформации государственного управления и регулирования отраслевого развития в Российской Федерации;
  • формирование методологии проектного управления при реализации цифровой трансформации системы государственного управления и регулирования отраслевого развития, а также отраслевых моделей цифровой трансформации (включающих в том числе продуктовую, процессную модели, модель данных, типовые принципы и политики цифровой трансформации, методологию мониторинга цифровизации отрасли, технологическую дорожную карту);
  • разработка цифрового экспертно-аналитического инструментария для мониторинга и анализа результатов цифровой трансформации отраслей экономики и государственного управления, построенного на принципах управления на основе данных;
  • формирование методологии построения цифровой инфраструктуры и базы знаний архитектурных решений, применяемых при цифровизации отраслей экономики и государственного управления;
  • формирование базы знаний и базы лучших практик цифровизации отраслей экономики и государственного управления.

Развитие материально-технической базы и социальной инфраструктуры включает следующие мероприятия:

  • реализация комплекса мер по доведению обеспеченности университета имущественной инфраструктурой (учебно-лабораторными площадями и общежитиями) до уровня не ниже среднеотраслевого;
  • формирование в университете современных научных, образовательных и рекреационных пространств, стимулирующих научную и образовательную коммуникацию, проектную работу студентов;
  • внедрение единого стандарта управленческих, информационных и инфраструктурных сервисов, обеспечивающих конкурентоспособность университета на международном уровне, и дизайн-проекта кампуса, предполагающего общий дизайн среды и информационных ресурсов;
  • построение системы обеспечения проживания иностранных и иногородних студентов, учитывающей их возможности и предпочтения и основанной на организованном доступе к объектам размещения различных типов и различных форм собственности с требуемыми характеристиками.

Реализацию мероприятий программы предполагается осуществить в 2 этапа:

1-й этап - 2021 - 2024 годы;

2-й этап - 2025 - 2030 годы.

План реализации мероприятий программы приведен в приложении № 1.

Объемы финансового обеспечения мероприятий программы приведены в приложении № 2.

Целевые показатели (индикаторы) программы приведены в приложении № 3.

Справка о включении деятельности, направленной на достижение национальных целей развития Российской Федерации, в программу приведена в приложении № 4.