В очередном выпуске проекта «Вышка для своих» о профессиях — преподаватели финансовых дисциплин. Здесь они размышляют, совмещать ли академическую карьеру с работой в коммерческих компаниях, чем преподавание полезно в неакадемической карьере и в чем отличие финансового образования в Вышке от программ других университетов.
С профессией я определялась в тот период, когда мир был совсем другим и финансов компании в современном понимании в нашей стране не было и в помине. Но мне повезло с бэкграундом — экономика зарубежных стран на экономическом факультете МГУ. Именно благодаря ему я в 1991 году попала в программу интенсивных англоязычных курсов по корпоративным финансам и финансовому учету, которые проводил Всемирный банк для сотрудников министерств и лидеров приватизированных предприятий той поры. Я легко прошла отбор, поскольку ранее окончила отделение мировой экономики на экономфаке МГУ, защитила кандидатскую диссертацию по транснациональным корпорациям и работала, постоянно поддерживая деловой английский с помощью профессиональной литературы, которая была доступна тогда только через Институт научной информации Академии наук.
Эти программы Всемирного банка были непростыми, я прошла через серию этих курсов. Но оно того стоило: я открыла для себя целый новый мир современных финансов, и вся моя последующая жизнь оказалась с этим связана. Меня отобрали далее для работы в команде Всемирного банка, и я сразу же начала передавать эти знания, которые сама получила. По программам Всемирного банка я ездила обучать государственных служащих министерств и центральных банков бывших республик СССР и стран Восточной Европы в центрах переподготовки в Ташкенте, Пекине, Вене, Вашингтоне. Но и сама позже стажировалась в Лондонской школе экономики, в Париже, Амстердаме.
Конечно, я получала предложения перейти в бизнес. Были даже весьма экзотические: мне предлагали переехать в одну из стран Латинской Америки, возглавить там подразделение новой частной российской компании, которая стала международной по операциям. Но я эти предложения отклоняла. Предпочла академическую карьеру: до 2000 года я оставалась в МГУ, затем приняла предложение перейти в Вышку и вот уже 22 года работаю здесь.
Я человек амбициозный, ценю творческую свободу, и, к счастью, академическая среда всегда удовлетворяла всем этим моим требованиям. В бизнесе, особенно в российском, меня смущала очень низкая на тот момент корпоративная культура. И у меня подрастали двое сыновей, а это ответственность за их развитие и будущее, и это большие вложения собственной энергии и сил.
Впрочем, мой выбор в пользу академии, безусловно, не является выбором в пользу свободного времени. Его у меня никогда не было и нет. Я работаю семь дней в неделю, иногда по 12–14 часов в день. И во время отпуска работаю тоже: всегда нужно что-то создавать — статьи, программы и материалы для новых курсов и т.д. Наша команда участвует в стратегическом проекте «Приоритет-2030». И помимо этого сложного проекта, буквально на днях, например, Ярослав Иванович Кузьминов поставил перед коллективом авторов Вышки очень непростую и очень амбициозную задачу: к началу 2024 года выпустить книги, обобщающие масштабное исследование — портрет российской корпорации в эпоху санкций и новой геополитической реальности. Меня тоже пригласили к участию в работе этой команды, и это для меня большая честь, это означает, что школа финансов — один из корневых и успешных проектов Вышки. Создаю команду финансистов для этой цели. Но такой проект также означает, что в плотном графике преподавания, организационных дел школы финансов, работы двух магистерских программ, где я академический руководитель, проектов Научно-учебной лаборатории корпоративных финансов, запущенной мной в 2006 году, нужно создать дополнительное пространство для этого нового захватывающего проекта, включая, увы, и отпускные дни.
За годы, что я работаю в Вышке, сделано очень много. Начинала я с создания кафедры экономики и финансов фирмы в 2003 году, и наша команда стала, пожалуй, первой в стране, в принципе специализирующейся на современных корпоративных финансах. В 2006 году по моей концепции Вышка открыла исследовательскую лабораторию корпоративных финансов (Corporate finance center), и тогда же я разработала концепцию специализированного академического журнала «Корпоративные финансы», который создали в Вышке. Я до сих пор являюсь его главным редактором. А потом у меня появилась новая позиция и задача — руководитель академического департамента финансов, и это такая тоже огромная организаторская работа, потому что в департамент вошли восемь кафедр.
Высокую планку мне удалось сохранить для всего, что делала впоследствии: все наши проекты и продукты были в чем-то уникальны. Все это были творческие и даже инновационные задачи. Три магистерские финансовые программы, концепции которых написаны мной. И я брала на себя ответственность и риски их реализации, ведь две из них полностью платные («Корпоративные финансы» и «Магистр аналитики бизнеса»), без бюджетного финансирования. Мы стали, по сути, первыми на факультете учить на принципах проектно-ориентированной модели обучения на магистерской программе «Корпоративные финансы». Мы последовательно выстроили эту модель и затем все ценное перенесли и умножили в нашей третьей магистерской онлайн-программе “Master of business analytics”. Позже этот принцип будет провозглашен в Вышке как базовый, а мы начинали так учить с самого начала, когда небольшие группы студентов работают над действительно важными для бизнеса прикладными темами. Наши программы на Coursera, сначала русскоязычные, в том числе первая на этой глобальной платформе именно финансовая специализация «Корпоративные финансы и стоимость компании», а затем магистерская англоязычная прикладная онлайн-программа в 2021 г. — все это прорывные проекты, каждый становился бенчмарком для индустрии. Исключительный опыт создания целого цикла финансовых бизнес-лекций для долгосрочных уникальных программ “Executive MBA” и “Doctor of Business Administration” в Высшей школе менеджмента, которой на протяжении многих лет руководил Филонович Сергей Ростиславович, привил вкус и умение делать бизнес-программы. И теперь уже примерно 4 года мы в школе финансов ведем свою линейку корпоративных и открытых бизнес-программ.
Я благодарна за то, что Вышка все эти годы создает условия для инноваций, атмосферу креативности и возможности доводить их от идеи до реализации в повседневной работе. Еще один пример — история с инициированным мной еще в 2006 году проектом доступа к международным базам данных: от 1–2 терминалов Bloomberg, далее к целому классу терминалов для использования прямо в учебном процессе, затем и к новым международным базам.
И вот что еще хочется подчеркнуть. В школе финансов не просто разнообразие лекционных курсов, программ, но и исключительная команда. С нами вместе — интересные эксперты из бизнеса с ярким убедительным опытом. Уверена, что они ценят те творческие возможности, которые возникают для них в наших программах. И вовсе не случайно и то, что в школе финансов работает много наших же выпускников. Преподавателей со стороны мы, конечно, тоже берем, но их мало. Мы расширяем коллектив «изнутри». Все-таки людям, которые выросли вместе с нами, гораздо проще поддерживать этот темп работы, интенсивность, дух новаторства.
Лучшим решением в моей жизни было в 2002 году подать заявку на стипендию Эдмунда Маски. На тот момент я был уже состоявшимся специалистом в области финансового менеджмента, окончил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет имени Петра Великого (он тогда назывался Государственный технический университет), защитил диссертацию по стратегическому контроллингу и уже 5 лет проработал в западных компаниях, занимаясь там инвестиционным контроллингом. Это были такие мировые гранды, как PepsiCo, Ford Motor, Philip Morris. Но я четко понимал недостаток своих знаний в области управления финансами и мечтал развиваться, расширять область своих знаний и дальше строить карьеру в бизнесе. Петербург в начале 2000-х предоставлял очень мало возможностей для развития, а мне важен был серьезный рывок.
Я подал на две разные стипендии, поскольку шансов получить стипендию Маски было не так много: на Питер было всего одно место. Я выиграл обе, но пошел на Маски, потому что мне предложили очень хороший университет — Университет Корнелл, он входит в топ мировых рейтингов и является частью Лиги плюща. Я попал на программу МВА в Johnson School of Management, причем стипендия покрывала 100% стоимости обучения плюс 1000 долларов в месяц на жизнь. Эта учеба перевернула мою жизнь. Я познакомился с удивительными людьми — как профессорами, так и студентами. Но особенно привлек меня карьерный трек профессоров. Оказывается, большинство из них делали не одну, а целых две карьеры: одну в бизнесе, а вторую — в академической науке, некоторые последовательно (начинали с бизнеса, а потом переходили в науку), а некоторые даже и параллельно. Моими кумирами были профессор Robert A. Jarrow (соавтор многих математических моделей в области ценообразования опционов), одновременно занимавшийся академическими исследованиями и консультациями банкиров на Уолл-стрит, и Robert H. Frank, работавший также в государственных структурах и написавший множество популярных книг о применении экономической теории в повседневной жизни. Но самое большое впечатление на меня произвела профессор Randy Allen; она стала первой женщиной-партнером в компании Deloitte, но, решив, что достигла в бизнесе многого, сменила карьеру консультанта на карьеру профессора практики. Она считала свою вторую, академическую карьеру своим важнейшим вкладом в развитие общества. Истории жизни этих профессоров произвели на меня такое сильное впечатление, что я захотел выстраивать свою жизнь похожим образом.
Стипендия Маски подразумевала, что я должен вернуться в Россию и работать там. Я вернулся уже в Москву, присоединился к команде Deloitte, затем работал в международных рейтинговых агентствах Fitch и Moody’s и наконец снова вернулся в Deloitte, в группу по управлению рисками. Моей целью было получить многогранный опыт финансового консультирования и оценки. А когда Deloitte начала сотрудничать с ВШЭ, я понял, что наконец настал и мой час начать вторую карьеру. Я уже дошел до позиции директора и счел этот момент подходящим для такого «квантового перехода». Я начал с того, что читал отдельные лекции как преподаватель-практик в рамках курсов по управлению рисками, но постепенно погружался в академию все глубже и глубже. Сейчас я работаю над докторской диссертацией, много публикуюсь в журналах достаточно высокого уровня. Главным открытием для меня стало то, что финансы — это такое направление, в котором ты не можешь быть только в бизнесе или только в академии. Если хочешь развиваться, тебе надо быть и там, и там. Академическая деятельность помогает очень сильно расширить кругозор, заниматься разработкой новых моделей и методов и переносить новейшие исследования в практику. И наоборот — видеть, какие изменения происходят в практической деятельности как в России, так и за рубежом, и смотреть, можно ли эти тенденции, тренды использовать при дальнейшем развитии академического направления финансов.
И это все сложило мой жизненный пазл, который сейчас позволяет мне заниматься и тем, и тем и делать вторую карьеру в академии. Ну а Вышка — это то, ради чего стоит вставать по утрам даже в самый дождливый день. Ну и плюс, конечно, преподавание. Профессор, заходящий к студентам, он как дрессировщик тигров: он должен заслужить уважение тигров, чтобы они его не съели. Студенты хотят обсуждать новые тренды — криптовалюты, экономику устойчивого развития, инструменты зеленого финансирования, меняющиеся правила корпоративного управления, практики управления киберрисками, и, если ты владеешь нужными им знаниями, сможешь стать их наставником, ты будешь им интересен.
Экономикой я увлеклась еще в восьмом классе — у нас был факультатив по экономике в школе — и после уже целенаправленно поступала в экономический класс базовой школы при Вышке, а затем и в саму Вышку, в МИЭФ. Пока училась, считала, что буду работать в бизнесе. Но оказавшись на четвертом курсе в компании Deloitte и проработав там год, я вдруг обнаружила, что для меня это скучно. Я понимала, конечно, что нужно потерпеть несколько лет, и если дорасти за это время до менеджера или партнера, то работа будет более интересная. Но перспектива несколько лет заниматься шаблонной, без креатива, работой в стиле «шаг вправо, шаг влево — расстрел» меня не устраивала. Поэтому я ушла из Deloitte, пошла в магистратуру Вышки и параллельно с этим начала вести семинары в МИЭФ.
Прежде всего мне очень нравилось преподавать. Для студентов я являлась скорее помощником в их взаимоотношениях с Лондонским университетом: я была практически их ровесницей, недавно прошла через все то же самое. Они не боялись, что их вопросы покажутся мне глупыми, задавали их свободно, и я все разжевывала. Меня выдвинули на «Золотую Вышку» в номинациях «Лучший преподаватель МИЭФ» и «Успех выпускника», и я была этим очень горда.
После магистратуры пошла на кафедру теории денег и кредита. Ею тогда руководил Револьд Михайлович Энтов, и он меня взял преподавателем. Параллельно начала заниматься научными исследованиями в области экономики в рамках учебы в аспирантуре. Тогда Вышка только начала превращаться в исследовательский университет, и это очень поощрялось. По мере того как я углублялась в науку, я понимала, что мне не хватает знаний для написания научных статей на уровне хороших международных реферируемых журналов. Также мои научные интересы больше тяготели к области финансов (кандидатская диссертация у меня была на тему валютных курсов), но финансистов-исследователей в то время в Вышке было мало.
В 2005 году в Вышке состоялась топовая международная конференция, проводившаяся European Finance Association, и именно после этой конференции я окончательно увлеклась современными финансами. В 2008 году я поступила на программу PhD по финансам в Лондонскую школу экономики, через 6 лет благополучно ее окончила и вернулась в Вышку уже в роли международного специалиста. С тех пор я так и занимаюсь эмпирическими исследованиями финансовых рынков, мне очень нравится международная научная среда, в которой мы работаем, у которой нет границ и национальностей. Я и сейчас сохраняю отношения с теми коллегами, с которыми работала раньше, мы пишем в соавторстве статьи. Мне очень нравится погружаться в новые проекты, изучать что-то до сих пор неизвестное и делиться своими результатами с коллегами и студентами.
Задумываться о своей будущей профессии я начала достаточно поздно — в конце 10-го класса, когда разговоры о выборе вуза мечты для друзей и одноклассников стали основными. Подумывала стать юристом, но через месяц раздумий определилась и решила, что хочу быть финансистом: нравилась математика, нравилось планировать свои доходы и расходы (хотя особо планировать в конце 90-х было нечего), нравилось анализировать, разбираться в причинах и следствиях ситуаций и, конечно же, импонировало то, что профессия финансиста на рынке труда хорошо оплачивается.
Конкурс на факультет был одним из самых высоких, со вступительным экзаменом по физике, но я поступила. В то время студенты сразу выбирали будущую специальность, и я как-то сразу написала заявление на «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Многие мои однокурсники хотели сразу стать финансовыми директорами или финансовыми аналитиками, а я решила, что понимание бухгалтерского учета позволит понять сущность бизнеса, разложить его по полочкам.
На четвертом курсе я начала работать по специальности. Первыми задачами стали расчет и начисление заработной платы сотрудникам небольшой компании, расчеты социальных взносов, формирование и сдача деклараций и статистических отчетов по заработной плате. Я научилась общаться с государственными структурами, поняла, как важны в работе финансиста внимательность к деталям и постоянное изучение законодательства, дисциплина. Но также я поняла, что мне хочется выполнять более аналитические и креативные задачи, быть более самостоятельной в принятии решений.
Диплом я писала по теме, связанной с организацией и повышением эффективности внутреннего контроля в компании, и это стало судьбоносным моментом. Научный руководитель по итогам написания диплома предложил мне остаться в университете на должности преподавателя и подумать над поступлением в аспирантуру. Параллельно были предложения из банков, из отдела методологии внутреннего аудита, но я выбрала университет. Было безумно страшно, казалось, что у меня недостаточно практического опыта, но желание генерировать новые идеи и менять отношение молодежи к этой профессии победило. Пришлось много читать, изучать опыт компаний, выполнять практические проекты, но главное — это было интересно.
Я защитила кандидатскую, мне предложили сначала должность заведующего кафедрой, затем — декана факультета экономики. Руководство любым подразделением, в том числе образовательным, очень похоже на руководство маленьким бизнесом. Есть задачи планирования и распределения ресурсов, поиска источников покрытия расходов, разработки новых коммерческих продуктов и многие другие. А чтение финансовых дисциплин, написание статей, подготовка учебников однозначно заставляют держать себя в тонусе и изучать новые тенденции, тренды и законодательство.
Несколько лет назад в моей карьере произошел новый поворот — мне предложили курировать финансовые вопросы нижегородского кампуса Вышки. И опять пришлось учиться. Но в этот раз не финансам, а управлению, взаимодействию с большим количеством людей, учиться правильно расставлять приоритеты. Теперь я точно знаю: одного знания предметного поля недостаточно, нужно вкладываться в себя с разных сторон, в противном случае можно просто быстро выгореть и не достигнуть поставленных целей, а главное — подвести свою компанию (в моем случае университет) и людей, которые работают вместе с тобой.
Недавно студенты задали мне вопрос, не жалею ли я о выборе профессии. Я не задумываясь ответила «нет». Работа финансиста очень разнообразна. В ней могут найти себя люди, которым нравится общение с цифрами, анализ информации, подготовка выводов. Но также есть целый спектр креативных задач, связанных с оптимизацией и повышением эффективности процессов, разработкой регламентов, методик, выстраиванием финансовой политики и многим другим. Важно просто выбрать то, что тебе нравится.
Специалист в области финансов — одна из наиболее востребованных профессий в современном мире. Грамотные финансисты нужны и государственным учреждениям, и коммерческим компаниям, и индивидуальным предпринимателям, и даже частным лицам, которые решили серьезно заняться инвестированием в потенциально прибыльные проекты.
Финансисту мало быть хорошим специалистом в своей сфере, ему также надо хорошо ориентироваться в правовых тонкостях, отслеживать изменения законодательства, поскольку при оперировании огромными суммами главная задача — обеспечение финансовой и экономической безопасности, а также приумножение состояния организации.
Конечно же, финансовые специальности пользуются большим спросом у абитуриентов. Естественно, что и требования к преподавателям не снижаются, а, наоборот, постоянно повышаются. На примере наших героев мы видим, как важны для представителей такой четкой и основанной на анализе данных профессии не только умение свободно оперировать цифрами, но и определенная доля творческой свободы и креативность. Вышка дает своим преподавателям возможности обучения, совершенствования навыков и творческой самореализации.