• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Повседневные практики и сценарии реинтеграции и ресоциализации "трудных" подростков в России Everyday Practices and Scenarios for The Reintegration and Resocialization of “Trouble” Adolescents in Russia Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Лисовская Ирина Викторовна
Руководитель:Омельченко Елена Леонидовна (др. работы под рук-вом)
Члены комитета:Муравьева Марианна Георгиевна (НИУ ВШЭ, кандидат исторических наук, председатель комитета), Charlie Walker ( University of Southampton , Ph.D (University of Birmingham) , член комитета), Чернова Жанна Владимировна (НИУ ВШЭ СПб, доктор социологических наук, член комитета), Шпаковская Лариса Леонидовна ( НИУ ВШЭ СПб, кандидат социологических наук, член комитета), Ярошенко Светлана Сергеевна ( СПбГУ, кандидат социологических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:21.09.2018
Диссертация принята к защите:21.09.2018
Дисс. совет:Совет по социологии
Дата защиты:31.01.2019


В диссертационной работе анализируются проблемы реинтеграции и ресоциализации «трудных» подростков в России. Фокусом исследования выступает повседневность подростков в специальных учреждениях, в том числе учебно-воспитательных для детей и подростков с девиантным поведением, коррекционных школах и училищах, некоммерческих организациях. Основную эмпирическую и методологическую базу исследования составляют 40 полуструктурированных интервью с подростками в возрасте 13-17 лет, педагогами и работниками учреждений. Исследование проводилось в 4 специальных учреждениях, используемая стратегия – кейс-стади. В диссертации описаны особенности повседневной жизни подростков внутри различных специальных учреждений, локализованных в малом, среднем и федеральном городах. Также анализируются повседневные практики воспитанников за пределами неизолированных специальных учреждений, особенности включения в городские сообщества. Автор приводит 4 типа стратегий коммуникаций между педагогами учреждений/организаций и их воспитанниками, между сверстниками: стигматизация-аномия, демократический контроль – социальности, гиперопека – инициатива «сверху», наставничество – солидарности.  В одном из выводов диссертации отмечаются основные барьеры, с которыми сталкиваются «трудные» подростки на пути ресоциализации и реинтеграции в общество. Они могут определяться местом расположения учреждения (городом), самим учреждением и особенностью повседневности в нем, индивидом и его личными переживаниями. Специальные учреждения рассматриваются автором как квази-тотальные, которые имеют особые отличительные черты от каких-либо других. В диссертации выделяются жизненные стратегии «трудных» подростков в зависимости от места расположения учреждения, а также особенностей организации повседневной жизни внутри нее.  Так, в диссертационной работе описываются возможные сценарии реинтеграции и ресоциализации «трудных» подростков, которые обучаются в специальных учреждениях, а также барьеры и условия, которые оказывают влияние на эти процессы

Диссертация [*.pdf, 3.23 Mb] (дата размещения 30.11.2018)
Резюме [*.pdf, 322.09 Kb] (дата размещения 30.11.2018)
Summary [*.pdf, 220.61 Kb] (дата размещения 30.11.2018)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации



Отзывы:
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук НИУ ВШЭ (протокол № 2 от 31.01.2019). Решением диссертационного совета(протокол № 2 от 05.04.2019)присуждена ученая степень кандидата социологических наук НИУ ВШЭ.
Ключевые слова: подростки в трудной жизненной ситуации, реинтеграция, ресоциализация, специальные учебно-воспитательные учреждения, трудные подростки