• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция игрового столкновения как направление социологической интерпретации геолокационных игр The Conception of Gaming Encounter as a Resource for Sociological Interpretation of Location-Based Mobile Games Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Глазков Константин Павлович
Руководитель:Баньковская Светлана Петровна (др. работы под рук-вом)
Члены комитета:Запорожец Оксана Николаевна (ИГИТИ НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук, председатель комитета), Корбут Андрей Михайлович ( Центр фундаментальной социологии НИУ ВШЭ, кафедра анализа социальных институтов НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук, член комитета), Ним Евгения Генриевна ( департамент медиа НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук, член комитета), Подвойский Денис Глебович (Отдел теории и истории социологии ИС РАН, кандидат философских наук, член комитета), Свинаренко Арсений Николаевич (Finnish Youth Research Network, Faculty of Social Sciences (MASoc), University of Tampere, Tampere, Finland, кандидат социологических наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:31.10.2018
Диссертация принята к защите:31.10.2018
Дисс. совет:Совет по социологии
Дата защиты:01.02.2019


В диссертационной работе осуществляется разработка, адаптация и апробация консистентного концептуального аппарата в русле интеракционистской концепции И. Гофмана для анализа публичного взаимодействия в условиях технически опосредованной коммуникации между индивидами в геолокационных играх. В качестве эмпирического материала используются видеоматериалы пяти игровых эпизодов (общей продолжительностью 244 минуты) в рамках игры в Ingress the Game и Pokémon Go; десять полуструктурированных интервью с игроками Ingress the Game и с игроками Pokémon Go; онлайн-опрос игроков (497 респондентов) Ingress the Game, проживающих преимущественно в крупных городах Центрального федерального округа России. За теоретическую основу взята концепция игрового столкновения И. Гофмана, а также работы, адаптирующие ее к анализу опосредованной коммуникации. В работе предлагаются и обосновываются теоретико-методологические проблемы, возникающие при адаптации подхода И. Гофмана для анализа публичного взаимодействия с участием геолокационных игр. В работе обозначена связь геолокационных игр с интеллектуальной традицией игрового переопределения городского пространства в рамках ситуационистских проектов. Производится реконструкция категориального аппарата И. Гофмана для анализа публичного взаимодействия, а также подчеркнуто принципиальное отличие концептуальной схемы «столкновение – собрание – ситуация» от раннего драматургического подхода и позднего фрейм-анализа И. Гофмана. Показано, какие идеи И. Гофмана были в наибольшей степени восприняты в смежных подходах, а какие, наоборот, стали камнем преткновения для их интеграции в другие теоретические построения. На базе видеоматериалов разобрана работа трёх механизмов поддержания присутствия (мониторинга, игнорирования и тотального исключения) и трёх приёмов соблюдения приличий (демонстрирование резервов вовлеченности, сокрытие игры и игра вместе) в геолокационных играх. На материалах опроса и интервью игроков показано, что привлекает и отталкивает игроков в геолокационных играх, как игроки совмещают игровые действия с будничными перемещениями по городу, насколько игроки открыты к спонтанным взаимодействиям в публичных местах.

Диссертация [*.pdf, 2.77 Mb] (дата размещения 29.11.2018)
Резюме [*.pdf, 307.32 Kb] (дата размещения 29.11.2018)
Summary [*.pdf, 203.83 Kb] (дата размещения 29.11.2018)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации



Отзывы:
Отзыв научного руководителя
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата наук НИУ ВШЭ с отличием (протокол № 2 от 01.02.2019).
Ключевые слова: вовлеченность, геолокационные игры, и. гофман, правила приличия, присутствие, публичное взаимодействие