• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Личность, творчество и учение Л. Н. Толстого в поэзии и эссеистике Давида Самойлова Personality, creative works, and teaching of L.Tolstoy in the poetry and essays of David Samoilov Кандидатская диссертация Ученая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:Тупова Екатерина Владимировна
Руководитель:Немзер Андрей Семенович (др. работы под рук-вом)
Члены комитета:Лекманов Олег Андершанович (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", д-р филол.наук, председатель комитета), Гельфонд Мария Марковна (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", канд.филол.наук, член комитета), Розенблюм Ольга Михайловна (Российский Государственный Гуманитарный Университет, канд.филол.наук, член комитета), Степанищева Татьяна Николаевна (Тартуский университет, PhD, член комитета), Чупринин Сергей Иванович (Редакция журнала "Знамя", д-р филол.наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:15.07.2019
Диссертация принята к защите:2.08.2019
Дисс. совет:Совет по филологии
Дата защиты:18.10.2019


Диссертация посвящена отражению в творчестве Давида Самойлова личности, миропонимания и конкретных художественных решений Л.Н. Толстого. Материалом исследования послужили художественные тексты Самойлова, его мемуары, эссеистика, дневниковые записи, письма. Используются как издания прижизненные (журнальные и газетные публикации, авторские книги), так и посмертные публикации.Толстовские мотивы и темы поэзии и эссеистики Самойлова, за редким исключением, ранее не попадали в поле зрения исследователей. В диссертации предпринята первая попытка выявить и интерпретировать стратегии включения наследия и «образа» Толстого в поэтические и прозаические (мемуарные) тексты Самойлова на разных этапах его творческого пути. В первой главе  характеризуются история освоения толстовского наследия Давидом Кауфманом в годы отрочества, юности и военной молодости и  «толстовская» линия поэзии Давида Самойлова второй половины 1940-х – 1960-х гг. Во второй главе детально рассмотрены три наиболее важных в «толстовском» плане сочинения Самойлова конца 1960-х — первой половины 1970-х гг. — «военные» главы мемуарной книги, позднее получившей название «Памятные записки», поэма «Струфиан» (1974) и поэма  «Цыгановы» (1973-1976). Итогом самойловских размышлений о Толстом, его судьбе, спорах писателя с самим собой, толстовском уходе становится поэма «Возвращение» (1988).  Ей посвящена третья глава диссертации.Анализ «толстовского пласта» самойловской лирики показывает, что поэт обращается к Толстому при осмыслении важнейших жизненных вопросов: должное поведение человека на войне и угроза его «расчеловечивания»; константы российской истории, в том числе — в ХХ веке, проблема власти («Струфиан»), судьба крестьянства и ее «альтернативный вариант», проблемы жизни и смерти («Цыгановы»). Стимулами к углублению диалога с Толстым в конце 1970-1980-ые оказываются события, происходящие в пространстве позднесоветской культуры (в частности, толстовский юбилей 1978 года) и обстоятельства личной жизни. Сделанные наблюдения существенно обогащают представление как о смысловом единстве творчества Самойлова, так и о его динамике, а также дают представление о стратегиях осмысления и включение в  художественный мир поэта элементов толстовского мировоззрения.

Диссертация [*.pdf, 1.50 Mb] (дата размещения 14.08.2019)
Резюме [*.pdf, 482.51 Kb] (дата размещения 14.08.2019)
Summary [*.pdf, 343.63 Kb] (дата размещения 14.08.2019)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации



Отзывы:
Отзыв научного руководителя
Отзыв члена Комитета
Сведения о результатах защиты:Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата филологических наук НИУ ВШЭ (протокол № 2 от 18.10.2019). Решением диссертационного совета (протокол № 12 от 31.10.2019) присуждена ученая степень кандидата филологических наук НИУ ВШЭ.
Ключевые слова: А.И.Солженицын, «Анна Каренина», "Возвращение", «Война и мир», Д.С. Самойлов, «И свет во тьме светит», Л.Н.Толстой, мифологизация, "Памятные записки", «Поденные записи», рецепция классики, "Струфиан", «Три смерти», "Цыгановы"