• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Речевой дефицит и дислексия: экспериментальное исследование русскоговорящих детейLinguistic deficit and developmental dyslexia: an experimental study of Russian-speaking children

Члены комитета:
Кобозева Ирина Михайловна (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, д-р филол.наук, доцент, председатель комитета), Агрис Анастасия Романовна (Институт возрастной нейропсихологии, канд.психол.наук, член комитета), Архипов Александр Владимирович (Гамбургский университет, канд.филол.наук, член комитета), Лопухина Анастасия Александровна (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", канд.филол.наук, член комитета), Федорова Ольга Викторовна (Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, д-р филол.наук, доцент, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
9/2/2020
Диссертация принята к защите:
9/16/2020
Дисс. совет:
Совет по филологии
Дата защиты:
11/16/2020
Диссертация посвящена теме использования лингвистических методов для исследования речевого дефицита, приводящего к дислексии (нарушению процесса освоения чтения) у детей. Рассматриваются как вопросы коррекции нарушений чтения с использованием лингвистически обоснованного подхода, так и вопросы эффективности существующих тестов для диагностики дислексии, а также вопросы детального исследования лингвистического дефицита как фактора, способного приводить к нарушениям чтения. В опубликованных автором диссертации работах было показано, как опора на теорию языка и использование лингвистических методов позволяют структурировать и дополнять традиционные подходы к исследованию механизмов нарушения чтения. В частности, в работе был впервые описан процесс коррекции дислексии и дисграфии с использованием интенсивной лингвистически обоснованной программы, опирающейся на знания об уровневой структуре языка. Кроме того, в рамках данного диссертационного исследования была разработана и стандартизирована батарея фонологических тестов для русского языка, включающая семь тестов разных уровней сложности, стимулы которой были подобраны с учетом ряда психолингвистических параметров. Наличие данной фонологической батареи позволило провести детальное исследование связи фонологической обработки и чтения у русскоязычных детей начальной школы и впервые получить экспериментальные данные о том, как уровень сложности (измеряемый как количество речевых процессов, вовлечение которых необходимо для успешного выполнения заданий каждого из фонологических тестов) влияет на степень связи фонологической обработки и чтения, которую исследователи могут обнаружить.
Диссертация [*.pdf, 4.56 Мб] (дата размещения 9/14/2020)
Резюме [*.pdf, 1.17 Мб] (дата размещения 9/14/2020)
Summary [*.pdf, 1016.99 Кб] (дата размещения 9/14/2020)

Публикации, в которых излагаются основные результаты диссертации

Complex Phonological Tasks Predict Reading in 7 to 11 Years of Age Typically Developing Russian Children (смотреть на сайте журнала)
Mean Length of Utterance and Other Quantitative Measures of Spontaneous Speech in Russian-Speaking Children (смотреть на сайте журнала)


Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата филологических наук (протокол № 2 от 16.11.2020). Решением диссертационного совета (протокол № 14 от 23.11.2020) присуждена ученая степень кандидата филологических наук.