• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рыночный обмен как социальное отношение:  взаимодействие торговых сетей и их поставщиков в современной России Кандидатская диссертация

Соискатель:Котельникова Зоя Владиславовна
Руководитель:Радаев Вадим Валерьевич (др. работы под рук-вом)
Оппоненты:Минина Вера Николаевна; Гурова Ольга Юрьевна
Специальность: 22.00.03 Экономическая социология и демография
Дисс. совет:Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:18.05.2012


Диссертационное исследование посвящено современному рыночному обмену и основным хозяйственным институтам, которые лишь в последние десятилетия активно начали изучаться в рамках новой экономической социологии. Социологическое понимание природы рыночного обмена раскрывается на примере изучения взаимодействия закупщиков торговых сетей и их поставщиков в современной России. В диссертационной работе обосновывается теоретическая значимость таких характеристик, как продолжительность и устойчивость взаимодействия для формирования социальных основ рыночного обмена, а также возникновения на их базе социальных структур и институтов рынка. Опираясь на обширный эмпирический материал, включающий количественные данные и полуструктурированные интервью, собранные в 2006–2010 гг. при непосредственном участии автора, получены доказательства тому, что отношениям российских закупщиков торговых сетей и их поставщиков свойственна ориентация на продолжительность и устойчивость. При этом имеются эмпирические подтверждения, что закупщики торговых сетей придерживаются скорее трансакционной ориентации, в то время как поставщики проявляют тенденцию к образованию более тесных и близких отношений со своими партнерами по рыночному обмену: стремятся к образованию более устойчивых межфирменных связей и их закреплению. Кроме того, можно констатировать, что в случае закупщиков торговых сетей ярко выражена региональная дифференциация отношений обмена, демонстрирующая их зависимость от локальных институтов и местных условий. В случае поставщиков обнаружена значимость институциональных механизмов, способствующих укреплению их отношений с контрагентами. По всей видимости, ориентация на укорененный обмен помогает поставщикам справляться с проблемой ресурсной зависимости в цепях поставок.
 

Автореферат [*.pdf, 337.22 Kb]



Ключевые слова: контрактные отношения, розничная торговля, социология рынков