• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегии повседневной жизни студентов Императорского Московского университета середины XIX – начала XX в. в условиях регламентирующей политики государстваEveryday Strategies Of Moscow Imperial University Students In The Mid 19th — Early 20th Century In The Context Of The State's Regulatory Policy

Соискатель:
Фадеева Марина Владиславовна
Члены комитета:
Савельева Ирина Максимовна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», д-р истор. наук, председатель комитета), Борисова Татьяна Юрьевна (Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", канд. истор. наук, член комитета), Петров Федор Александрович (Государственный исторический музей, д-р истор. наук, член комитета), Туманова Анастасия Сергеевна (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», д-р истор. наук, член комитета), Цыганков Дмитрий Андреевич (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, канд. истор. наук, член комитета)
Диссертация принята к предварительному рассмотрению:
4/10/2023
Диссертация принята к защите:
4/10/2023
Дисс. совет:
Совет по истории
Дата защиты:
6/20/2023
В историографической традиции история российского студенчества начала ХХ в. рассматривается преимущественно в контексте истории революционного движения. Настоящее диссертационное исследование посвящено анализу взаимоотношений студентов и государства, что позволяет реконструировать государственную политику в отношении учащихся университета и описать систему контроля за подданными.Источниковую базу исследования формировали как опубликованные документы, так и архивные материалы, включая источники, впервые вводимые в научный оборот. Использованные источники можно разделить на следующие видовые группы: законодательство, материалы университетского и полицейского делопроизводства, статистические материалы, периодика, источники личного происхождения.Методологическую основу данного диссертационного исследования составили методы и подходы, разработанные в рамках истории повседневности.Диссертационное исследование опирается на общие принципы объективности, источниковедческие методы и метод исторической реконструкции.Из всей системы государственной политики в отношении университета были выявлены те её составляющие, которые были направлены на регламентацию жизни университетских студентов. Их совокупность анализируется и описывается как система поощрений, взысканий и контроля. Полиция, университетская администрация, а также университетские профессора осуществляли контроль за поведением студентов. В отношении студентов полицией применялись различные практики наблюдения, в первую очередь — негласный надзор за потенциально «неблагонадёжными» студентами.Возможные стратегии поведения студентов (от согласия с предъявляемыми государством требованиями до выражения своего несогласия — индивидуального и коллективного) описаны как их реакция на существовавшую государственную политику. Повседневная жизнь студентов также зависела от регламентирующей политики государства.Коллективные нарушения правил и порядка в университете рассматривались государством как проявления запрещённой студентам корпоративности и карались серьезнее, чем большая часть проступков отдельных студентов. Студенческие волнения были преимущественно реакцией молодых людей на внутренние проблемы системы устройства университета и одновременно единственным оставшимся студентам способом выразить свое недовольство положением дел в университете.
Диссертация [*.pdf, 3.12 Мб] (дата размещения 4/13/2023)
Резюме [*.pdf, 358.87 Кб] (дата размещения 4/13/2023)
Summary [*.pdf, 289.91 Кб] (дата размещения 4/13/2023)

Отзывы
Отзыв научного руководителя
Сведения о результатах защиты:
Комитет по диссертации рекомендовал присудить ученую степень кандидата исторических наук (протокол № 2 от 20.06.2023). Решением диссертационного совета (протокол №4 от 28.06.2023) присуждена ученая степень кандидата исторических наук.