• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 10 из 11

Дифференциация трудовых ценностей и механизмы их формирования (на примере российского студенчества)Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
5/21/2024
Диссертация посвящена верификации и теоретическому осмыслению внутренне противоречивой структуры трудовых ценностей российской студенческой молодежи, большая часть которой имеет опыт работы во время учебы в вузе. Проанализированы теоретические подходы к типологизации трудовых ценностей, сформулированы ограничения конвенциональной теории внутренних и внешних трудовых ценностей, предложены направления по ее доработке. В рамках количественного этапа исследования, реализованного в 2020-2021 гг., получена иерархия, интегральные показатели и многоуровневые факторы дифференциации трудовых ценностей российских студентов. На основе анализа качественных данных (38 интервью), с помощью метода обоснованной теории выводится основной ценностный конфликт, заключающийся в сопоставлении ориентаций на «двойную выгоду» VS общественно-полезные виды работ, имеющие риски «двойной неоцененности труда»; с помощью теории «якорей» социализации (семья и профессиональное сообщество) и «агентов» (виртуальные образцы) описываются механизмы формирования трудовых ценностей; анализируется структурный контекст выбора, связанный с оценкой институциональных дефицитов среды, способствующих или затрудняющих формирование осмысленной концепции работы со стороны потенциальных молодых профессионалов.
Диссертация [*.pdf, 2.50 Мб] (дата размещения 3/20/2024)
Резюме [*.pdf, 517.56 Кб] (дата размещения 3/20/2024)
Summary [*.pdf, 507.93 Кб] (дата размещения 3/20/2024)

Формирование социальной укорененности в глобальных цепях создания ценности (на примере российского рынка ритейла)Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Белявский Борис Александрович
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
1/12/2024
В работе представлен анализ практик формирования социальной укорененности в глобальных цепях создания ценности с помощью отношенческого подхода, социологии оценивания и теории глобальных цепей создания ценности. Согласно результатам качественного этапа исследования, участники цепей обсуждают и согласовывают выгоду укорененности для создания конечного продукта цепи. Практики укорененности ориентированы на выстраивание положительной репутации, инвестирование в специфические отношенческие активы, поддержание механизмов отбора контагентов и продолжения отношений. Количественные результаты свидетельствуют о значимой связи между интенсивностью укорененности в цепи, большей экономической выгодой для участников и более симметричном распределении власти между участниками отношений. В качественном анализе использовались данные 13-месячного включенного наблюдения и результаты 32 полу-структурированных интервью. Количественные данные получены в ходе четырех крупных опросов поставщиков и торговых сетей в пяти городах России в 2010-2019 годах
Диссертация [*.pdf, 2.40 Мб] (дата размещения 11/10/2023)
Резюме [*.pdf, 474.67 Кб] (дата размещения 11/10/2023)
Summary [*.pdf, 318.34 Кб] (дата размещения 11/10/2023)

Восприятие потребительского рынка: отношение потребителей к представителям торговли и государства (на примере г. Москвы)Кандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Решетеева Регина Игоревна
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
4/9/2021
В диссертации анализируется, как потребители воспринимают свое место в рыночной системе на примере жителей Москвы. В работе используются данные 54 глубинных интервью, а также результаты уличного опроса москвичей, проведенного в 2017 г. Дизайн исследования выполнен в логике обоснованной теории. Отправной точкой в восприятии потребителя является презумпции вины продавца. Потребители полагают, что они находятся в не самом выигрышном положении по сравнению с представителями торговли. «Привычный» формат взаимодействия между потребителем и продавцом мыслится в категориях конфликта или соперничества. Характер противоборства между потребителями и продавцами мы концептуализируем как «потребительский цинизм». Потребительский цинизм – аналитическая категория, основанная на концепции П. Слотердайка, предполагает рутинное подозрение и разочарование. Цинизм парадоксальным образом рождают чувство защищенности и самоутверждения. Стремление вернуть ощущение контроля и избежать обмана провоцируют потребителя на ответные меры – проактивную потребительскую позицию. Реакции потребителей мы концептуализируем как индивидуальное сопротивление, цель которого «защищать» свои интересы и противостоять сложившемуся порядку в повседневных практиках. Напряжение в отношениях с продавцом способно разрешить государство, которое воспринимается как сдерживающая сила. Вместе с ответственностью государства тесно связана категория его виновности. Негативный опыт в отношении с представителями рынка транслируется в критическую оценку усилий регулятора
Диссертация [*.pdf, 2.14 Мб] (дата размещения 2/1/2021)
Резюме [*.pdf, 545.75 Кб] (дата размещения 2/1/2021)
Summary [*.pdf, 394.89 Кб] (дата размещения 2/1/2021)

Взаимосвязь между объективным и субъективным экономическим благосостоянием населения в постсоветской РоссииКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
4/7/2021
В диссертационном исследовании изучается характер взаимосвязи показателей экономического благосостояния и его оценок населением России постсоветского периода. Диссертация состоит из двух частей. В первой части мы на данных второй волны исследования «Life in Transition Survey» тестируем макроэкономические характеристики в качестве условий формирования оценок экономического благосостояния на выборке посткоммунистических стран, в частности, России. Во второй части на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (временной охват составляет 18 лет: с 2000 г. до 2017 г.) тестируется эффект адаптации как механизм, объясняющий характер связи между реальными доходами населения России и оценками материального положения в динамике. Было показано, что показатели экономического благосостояния на макроуровне незначимы в формировании оценок населением своего экономического благосостояния в посткоммунистических странах, в частности, в России. Однако, при этом макроэкономические индикаторы являются модераторами взаимосвязи оценок материального положения и социального капитала. А именно, в условиях более широких социальных программы и более эффективной антиинфляционной политики положительный эффект доверия семье и друзьям/знакомым оказывается более выраженным положительным на оценки материального положения. Другим важным выводом является то, что индивиды преимущественно реагируют не на абсолютные значения реальных доходов, а на их динамику. Проведенный анализ подтверждает, что теория адаптации является релевантной для объяснения связи между реальными доходами и оценками материального положения в России, что указывает на нелинейный эффект реальных доходов. В рамках диссертации также выявлены значимые различия в эффекте адаптации к изменениям в реальных доходах между разными социальными группами, выделенными по гендерному признаку, уровню образования и дохода.
Диссертация [*.pdf, 3.26 Мб] (дата размещения 1/27/2021)
Резюме [*.pdf, 400.23 Кб] (дата размещения 1/27/2021)
Summary [*.pdf, 287.57 Кб] (дата размещения 1/27/2021)

Институционализация государственной поддержки инноваций в России 2000-х годов: кейс бизнес-инкубаторовКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Черныш Анна Всеволодовна
Дисс. совет:
Совет по социологии
Дата защиты:
12/21/2018
В диссертации рассматривается, как возникали и закреплялись правила государственной поддержки инновационной деятельности в России 2000-х гг. Автор анализирует процесс институционализации и рассматривает его на микроуровне — через возникновение таких организаций, как бизнес-инкубаторы. Теоретическим основанием работы являются идеи нового институционализма в организационной теории и экономической социологии. В фокусе находятся роль и ресурсы институционального предпринимателя в процессе институционализации. В исследование включены два государственных бизнес-инкубатора в Новосибирской области и в Санкт-Петербурге. Эмпирическая база исследования — 40 послуструктурированных интервью с инициаторами, сотрудниками, резидентами и другими участниками процесса создания бизнес-инкубаторов.В работе изучены особенности федеральной политики поддержки инноваций, показаны возможности и ограничения развития института господдержки инноваций на региональном уровне. Проанализирован процесс создания региональных бизнес-инкубаторов, показано, кто был в нем задействован, какие ресурсы использовал и как это отразилось на формировании правил инкубирования технологических компаний. На основе сравнительного анализа эмпирических кейсов выделены характерные черты процесса институционализации государственной поддержки инноваций на региональном уровне.
Диссертация [*.pdf, 1.20 Мб] (дата размещения 9/28/2018)
Резюме [*.pdf, 331.87 Кб] (дата размещения 9/28/2018)
Summary [*.pdf, 197.75 Кб] (дата размещения 9/28/2018)

Сетевые взаимодействия в условиях конкуренции за ресурсы на примере молекулярно-биологических лабораторий в России и СШАКандидатская диссертация

Соискатель:
Артюшина Анна Владимировна
Оппоненты:
Вахштайн Виктор Семенович, Мирская Елена Зиновьевна
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
10/17/2014
Диссертационная работа направлена на определение условий и последствий сетевого взаимодействия молекулярно-биологических лабораторий в России и США в условиях конкуренции за ресурсы. В исследовании проанализированы существующие в социальных науках подходы к изучению сетевых взаимодействий применительно к анализу научных организаций; исследован процесс выстраивания и поддержания границ коллектива научной лаборатории; описана и объяснена специфика исследовательской работы в молекулярно-биологических лабораториях; выявлено влияние сетевых взаимодействий на функционирование научных организаций в условиях конкуренции за ресурсы. Особенностью диссертационного исследования является то, что сетевые взаимодействия научных организаций исследуются с применением методологии этнографического изучения организации  Б. Латура. Такой подход позволяет учесть специфику отраслей, где результат каждого конкретного проекта зависит от материально-технических условий и уровня организации работы (экспериментальные науки, инженерия).  На материале диссертационного исследования выявлено, что открытая конкуренция за ресурсы, поддерживаемая интенсивными сетевыми взаимодействиями с другими научными коллективами, позволяет лаборатории более эффективно формировать ресурсную базу, чем ориентация на один или несколько источников. Показано, что в современной науке формой борьбы за ресурсы может выступать кооперация конкурирующих лабораторий, поддерживаемая в форме сетевых взаимодействий. Выявлено, что форма сети лаборатории влияет на формирование стиля работы научной организации.
Диссертация [*.pdf, 2.08 Мб] (дата размещения 6/9/2014)
Автореферат [*.pdf, 511.06 Кб] (дата размещения 7/29/2014)

Рыночный обмен как социальное отношение:  взаимодействие торговых сетей и их поставщиков в современной РоссииКандидатская диссертация

Оппоненты:
Гурова Ольга Юрьевна, Минина Вера Николаевна
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
5/18/2012
Диссертационное исследование посвящено современному рыночному обмену и основным хозяйственным институтам, которые лишь в последние десятилетия активно начали изучаться в рамках новой экономической социологии. Социологическое понимание природы рыночного обмена раскрывается на примере изучения взаимодействия закупщиков торговых сетей и их поставщиков в современной России. В диссертационной работе обосновывается теоретическая значимость таких характеристик, как продолжительность и устойчивость взаимодействия для формирования социальных основ рыночного обмена, а также возникновения на их базе социальных структур и институтов рынка. Опираясь на обширный эмпирический материал, включающий количественные данные и полуструктурированные интервью, собранные в 2006–2010 гг. при непосредственном участии автора, получены доказательства тому, что отношениям российских закупщиков торговых сетей и их поставщиков свойственна ориентация на продолжительность и устойчивость. При этом имеются эмпирические подтверждения, что закупщики торговых сетей придерживаются скорее трансакционной ориентации, в то время как поставщики проявляют тенденцию к образованию более тесных и близких отношений со своими партнерами по рыночному обмену: стремятся к образованию более устойчивых межфирменных связей и их закреплению. Кроме того, можно констатировать, что в случае закупщиков торговых сетей ярко выражена региональная дифференциация отношений обмена, демонстрирующая их зависимость от локальных институтов и местных условий. В случае поставщиков обнаружена значимость институциональных механизмов, способствующих укреплению их отношений с контрагентами. По всей видимости, ориентация на укорененный обмен помогает поставщикам справляться с проблемой ресурсной зависимости в цепях поставок.
 
Автореферат [*.pdf, 337.22 Кб]

Ценообразованиев медицине как социальный процесс (на примере коммерческой стоматологии г.Москвы)Кандидатская диссертация

Оппоненты:
Зарубина Наталья Николаевна, Юрченко Олеся Викторовна
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
9/17/2010
Рыночные цены в значительной степени являются продуктом социальных конвенций, предмет которых составляют принципы и факторы формирования цен, а также условия, при соблюдении которых цены признаются легитимными. На многих рынках содержание конвенций, лежащих в основе легитимности цен, а также механизмы, при помощи которых они достигаются, не нуждаются в постоянной артикуляции и подтверждении. Однако процессы маркетизации распространяются на самые разные сферы общества. Все большее число задач по удовлетворению потребностей индивидов делегируется рынку. Ключевую роль в экономиках развитых стран начинают играть рынки услуг, что проблематизирует конвенции, скрытые за рыночными ценами. В это же время частью повседневной жизни становятся рынки суррогатного материнства, человеческих органов, сексуальных услуг и пр. Установление денежных цен на подобные социально нагруженные блага сопровождается ценностным конфликтом, что также ставит под вопрос механизмы формирования и условия легитимации рыночных цен. Несмотря на то, что в последнее десятилетие проблематика ценообразования на потребительских рынках привлекает внимание значительного числа зарубежных экономсоциологов (в российской экономической социологии работы, анализирующие ценообразование на потребительских рынках, пока единичны) практическое действие механизмов легитимации рыночных цен напрямую ими не затрагивается. Недостаточно исследованными остаются и социальные условия маркетизации жизненно важных благ. Диссертация посвящена изучению механизмов формирования и легитимации рыночных цен на блага, имеющие высокую социальную ценность; в частности, на медицинские услуги, спрос на которые производен от спроса на субстантивную ценность - здоровье. Целью исследования является описание и объяснение практических механизмов установления и легитимации цен на коммерческие медицинские услуги. Предметом исследования является социальный процесс формирования и легитимации рыночных цен на медицинские услуги в стоматологии г. Москвы.      
Ключевые слова:
Автореферат [*.pdf, 237.40 Кб]

Факторы и типы сберегательных стратегий населения России во второй половине 1990 годовКандидатская диссертация

Оппоненты:
Авраамова Елена Михайловна, Красильникова Марина Дмитриевна
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
1/24/2003
Сберегательное поведение населения Советского Союза на протяжении многих десятилетий было достаточно очевидным и легко предсказуемым. Имевшая место в стране ситуация товарного дефицита не позволяла советским гражданам в полной мере реализовывать свои потребности в товарах и услугах, поэтому значительная часть сбережений была вынужденной Выбор инструментов для их осуществления был крайне ограничен – наличные рубли и Сбербанк. Ситуация резко изменилась в начале 1990-х годов, когда в России начался период экономических реформ. Высокие темпы инфляции вынуждали население искать новые способы сохранения денежных средств. У россиян появилась возможность свободно покупать и продавать иностранную валюту, ценные бумаги, вкладывать деньги в коммерческие банки. Значительно расширился круг сберегательных стратегий: люди стали задумываться о том, как сохранить и приумножить свои средства в новой, непривычной для них поначалу ситуации неопределенности. Актуальными стали проблемы эффективности и безопасности вложений. При этом ситуация в финансовой сфере менялась очень быстро. Каждый новый кризис заставлял людей переосмысливать свое текущее финансовое поведение. Целью исследования является определение основных факторов и типов сберегательных стратегий населения России во второй половине 1990-х годов. Основным объектом исследования является население России в целом. Предмет исследования – стратегии сберегательного поведения населения.
Автореферат [*.pdf, 335.19 Кб]

Стратегия социального воспроизводства нового обеспеченного класса России: западное образование детейКандидатская диссертация

Соискатель:
Зеликова Юлия Александровна
Оппоненты:
Чередниченко Г.А., Дискин Иосиф Евгеньевич
Дисс. совет:
Д 212.048.01 - Совет по социологическим наукам
Дата защиты:
12/21/2001
Процесс трансформации российского общества сопровождается изменением всех сфер общественной жизни, в том числе, изменением социальной структуры общества. Появились новые формы социального расслоения, не свойственные обществу советского типа, в том числе сформировался слой обеспеченных людей, не скрывающих, а наоборот, демонстрирующих свое материальное благополучие. Новый социальный слой, состоящий из обеспеченных людей, сделавших свое состояние в условиях экономических реформ, стал предметом пристального журналистского и научного интереса. Об этом свидетельствует значительное число публикаций во всех публицистических и социологических журналах за последние несколько лет. Этот новый социальный слой вызывает интерес у социологов и экономистов не только потому, что представляет собой новое социальное явление, но и в связи с тем, что среди экономической и политической элиты общества все чаще стали появляться представители именно этой социальной группы. А от того, кто играет или будет играть в обществе роль элиты, во многом зависит дальнейшее развитие страны. Цель исследования состояла в том, чтобы изучить роль западного образования детей в процессе формирования и воспроизводства новой социальной группы обеспеченных семей. Объектом данного исследования является новый обеспеченный класс российского общества. В эмпирической части были выделены две группы респондентов. Первая группа - представители нового обеспеченного класса России, которые самостоятельно оплачивают западное образование своих детей. Вторая группа - дети респондентов первой группы. Следует отметить, что респондентами первой группы были женщины, так как, в данном случае, эта категория респондентов наиболее соответствует критериям доступности и компетентности.
Автореферат [*.pdf, 275.53 Кб]