• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертации, представленные на защиту и подготовленные в НИУ ВШЭ

Сортировка:по дате защитыпо имени научного руководителяпо имени соискателя

Показаны работы: 1 - 7 из 7

Взаимосвязь временной перспективы и прокрастинации у сотрудников разного должностного статусаКандидатская диссертацияУченая степень НИУ ВШЭ

Соискатель:
Чеврениди Анастасия Андреевна
Дисс. совет:
Совет по психологии
Дата защиты:
10/28/2019
Данное исследование посвящено изучению взаимосвязи временной перспективы и прокрастинации у сотрудников разного должностного статуса. Проведенное исследование (n=180) показало, что прокрастинация и направленность временной перспективы взаимосвязаны. От конструктивной прокрастинации, смысложизненных ориентаций, рефлексии и временных отношений личности зависит успешность в профессиональной деятельности. Способность к организации времени определяет успешность в профессиональной деятельности, что было обнаружено нами при сравнении показателей временной перспективы и прокрастинации в группах топ и мидл-менеджеров. Успешность управленческой деятельности в группе топ-менеджеров была обусловлена направленностью в будущее (m = 59.2), высоким уровнем рефлексии (m = 161.5) и смысложизненных ориентаций: цели в жизни (m = 35.3), процесс жизни (m = 34.4), результативность жизни (m = 28.4), локус контроля - Я (m =24.6), локус контроля – жизнь (m = 32.7) и осмысленность жизни в целом (m = 155.2), а также низким уровнем прокрастинации (m = 53.4). Выявлена взаимосвязь рефлексии и прокрастинации, как особого способа организации деятельности, как деструктивного и конструктивного компонента деятельности.Полученные результаты позволяют наметить некоторые перспективы дальнейшего исследования содержания и последствий прокрастинации в различных видах деятельности.
Диссертация [*.pdf, 2.40 Мб] (дата размещения 8/20/2019)
Резюме [*.pdf, 624.89 Кб] (дата размещения 8/20/2019)
Summary [*.pdf, 642.61 Кб] (дата размещения 8/20/2019)

Формы отношения личности к жизненным оппозициямКандидатская диссертация

Оппоненты:
Шабельников Виталий Константинович, Гостев Андрей Андреевич
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
12/5/2017
Диссертация представляет собой теоретико-эмпирическое исследование отношения личности к жизненным оппозициям. В работе обосновывается категория «отношение к жизненным оппозициям», обобщающая гуманитарное знание о специфической личностной активности, которая направлена на познание и рефлексию жизни в оппозициях, проблематизацию жизни, разрешение жизненных противоречий и решение жизненных задач. Теоретическое исследование раскрывает роль «принципа оппозиций» в познании личности, сосредоточено на «оппозициях» как объекте исследований в семиотике, лингвистике, психологии личности, психотерапии. Представлено герменевтическое исследование отношения к оппозициям на материалах древних апокрифов, мифологических и рефлексивных текстов. Обоснован ряд онтогенетических и культурогенетических аспектов отношения личности к оппозициям. На основе теоретического исследования разработана концептуальная модель отношения личности к жизненным оппозициям, раскрывающая психофункциональную структуру отношения (мыслительное, апперцептивное, эмоциональное, интуитивное и рефлексивное отношение к оппозициям), операциональный план отношения, представленный 28 дифференцированными операциями, уровни продуктивности отношения. Разработана авторская исследовательская методика «Задачник оппозиций». В исследовании выявлены высоко-продуктивные и деструктивные (в числе прочих) операции обращения с оппозициями.  Эмпирически обнаружены формы отношения личности к жизненным оппозициям: функционально полное продуктивное, мыслительно-интуитивное продуктивное,  мыслительно-эмоциональное умеренно продуктивное, рефлексивное умеренно продуктивное и непродуктивное отношения к оппозициям. Установлены связи этих форм и их операционального состава с глубинными и Я-детерминированными свойствами личности. Выявлен ресурс жизнестойкости, заключенный в формах отношения личности к оппозициям. Обоснована специфическая роль рефлексии в реализации каждой формы отношения к оппозициям.

Объявление о защите (дата размещения 03.10.2017):
защита диссертации состоится 5 декабря 2017 г. в 15:00 по адресу: 101000, г. Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, ауд. 118.
Диссертация [*.pdf, 15.04 Мб] (дата размещения 9/13/2017)
Автореферат [*.pdf, 647.15 Кб] (дата размещения 10/3/2017)

Черты личности в рефлексии и жизненных проявлениях человекаДокторская диссертация

Оппоненты:
Слободская Елена Романовна, Белинская Елена Павловна, Яницкий Михаил Сергеевич
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
11/21/2017
Представлена двухмерная модель личности, в которой измерение черт личности противопоставлено измерению рефлексивных характерных адаптаций.  Последние представляют собой Я-схемы, ответственные за организацию и мониторинг информации о чертах личности человеком.  Рефлексивные характерные адаптации – продукт рефлексии человеком своих черт и идеи черт личности в общем плане.  Согласно классической трактовке психологической рефлексии, человек способен осуществлять «ментальные повороты» идеи черты как объекта рефлексии и, тем самым, «вычерпывать» ее содержание.  Такие ментальные повороты, соответственно, создают множество видов рефлексивных характерных адаптаций, которые отличаются от черты.  В диссертации изучается ряд рефлексивных характерных адаптаций, включая установки на черты, мета-черты, мета-установки на черты, диспозициональную эффективность, инкремент мета-черт и субъективную достаточность черты.  В работе показано, что рефлексивные характерные адаптации способны опосредовать (усиливать, компенсировать и элиминировать) связи черт личности с различными жизненными проявлениями человека.  В целом работа представляет собой интегративное исследование, в котором теория черт интегрируется с целым рядом важных, но традиционно автономных подходов к исследованию личности.

Объявление о защите (дата размещения 27.07.2017):
защита диссертации состоится 21 ноября 2017 г. в 15:00 по адресу: 101000, г. Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, ауд. 118.
Диссертация [*.pdf, 4.24 Мб] (дата размещения 4/26/2017)
Автореферат [*.pdf, 1.99 Мб] (дата размещения 7/27/2017)

Рефлексивные предпосылки личностной зрелостиКандидатская диссертация

Оппоненты:
Сапогова Елена Евгеньевна, Аникина Вероника Геннадьевна
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
9/19/2017
Диссертационная работа посвящена изучению взаимоотношений параметров личностной зрелости и особенностей рефлексивных, аутокоммуникативных механизмов и самодетерминации личности. В рамках данной работы принимается подход к определению личностной зрелости, при котором она рассматривается как процесс постепенного усложнения форм саморегуляции. При этом личностная зрелость в современном ее понимании обнаруживает относительную независимость от возрастных и гендерных особенностей. Учитывая неоднозначную роль самих рефлексивных механизмов и процессов аутокоммуникации в процессе становления личности, а также дефицит знания о взаимосвязях этих механизмов с другими особенностями личности, данное направление представляется важным шагом исследований в этой области. Проведенное эмпирическое исследование с участием 430 человек в возрасте от 14 до 25 лет продемонстрировало, что конструктивные формы рефлексивной регуляции, а также конструктивные формы аутокоммуникации — конструктивный внутренний диалог и позитивное одиночество — выступают в качестве внутренних условий личностной зрелости. При этом конструктивные и неконструктивные формы рефлексии начинают дифференцироваться, начиная с определенного уровня личностного развития (с уровня развития эго E5 Самосознания и далее). На более низких уровнях личностной зрелости рефлексия проявляет себя недифференцированно. Конструктивная (системная) рефлексия выступает значимым предиктором уровня личностной зрелости и опосредует связь между открытостью опыту и уровнем личностной зрелости.

Объявление о защите (дата размещения 07.07.2017):
защита диссертации состоится 19 сентября 2017 г. в 15:00 по адресу: 101000, г. Москва, Армянский пер., д. 4, стр. 2, ауд. 414.
Диссертация [*.pdf, 1.79 Мб] (дата размещения 5/17/2017)
Автореферат [*.pdf, 1021.97 Кб] (дата размещения 7/7/2017)

Связь рефлексии и понятийного мышления подростковКандидатская диссертация

Соискатель:
Серёгин Константин Сергеевич
Руководитель:
Семенов Игорь Никитович
Оппоненты:
Слободчиков Виктор Иванович, Решетова Татьяна Яковлевна
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
9/24/2013
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в теоретико-экспериментальном исследовании взаимосвязи структурных особенностей личностной рефлексии и понятийного мышления на материале подросткового возраста, ввиду его синзетивности к формированию рефлексии. Осуществляется теоретический вклад в понимание проблем генезиса рефлексии человека, ее основных функций и факторов развития в онтогенезе. На эмпирическом уровне конкретизируются представления о роли понятийного мышления в структуре рефлексивного самосознания человека. Объектом исследования выступает личностная рефлексия подростков, а предметом –  структурные характеристики личностной рефлексии. Цель настоящего исследования выявить и эмпирически верифицировать связь понятийного мышления подростков и личностной рефлексии на уровне ее структурных характеристик
Диссертация [*.pdf, 1.62 Мб]
Автореферат [*.pdf, 434.54 Кб]

Рефлексия как условие динамики фрустрационного реагированияКандидатская диссертация

Соискатель:
Чернышкова Елена Юрьевна
Оппоненты:
Битюцкая Екатерина Владиславовна, Поддьяков Александр Николаевич
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
4/24/2012
Интерес к экспериментальному изучению агрессии, агрессивности личности, особенностей реагирования человека во фрустрационных ситуациях в мировой психологии начинается с публикации книги Дж. Доллара с соавторами «Фрустрация и агрессия» в 1939 году. Почти столетие прошло с тех пор, но общественная и экзистенциальная значимость разработки этой проблемы не утрачивается, а возрастает. Экономические кризисы, информационные перегрузки, экологические катастрофы, вооружённые столкновения, социальные потрясения, безработица обусловливают дестабилизацию эмоциональной сферы личности. Негативные эмоции коммулируются, «не находят выхода», но, в конечном счете, неконтролируемым образом «выплескиваются» во вне или(и) приводят к возникновению психосоматических заболеваний.Агрессивные проявления случаются столь часто, что порой воспринимаются людьми как своего рода «норма» их поведения в обществе (феномен «благородного негодования», убеждение в том, что «добро должно быть с кулаками» и т. д., и т. п.). Тем не менее, отсроченным образом люди, ведущие себя импульсивно, могут переживать чувства стыда и вины и пытаться найти способы совладания с собственной агрессией. Настоящее исследование призвано поддержать тех, кто ставит перед собой эту задачу.Центральная идея работы заключается в том, что значительные ресурсы коррекции агрессивных проявлений открывает рефлексия собственных эмоциональных реакций в ситуации фрустрации. Развитая рефлексивность (генез которой подразумевает прохождение ступеней внешнего контроля, контроля со стороны «значимого другого во мне», наконец, принимает форму субъективного проговаривания собственных импульсивных реакций) есть, предположительно, фактор позитивной  трансформации агрессии. Изучение изменений фрустрационного реагирования в процессуальном контексте при актуализированной рефлексии также является важнейшей частью работы, отражающей динамические аспекты в плане взаимоотношения рассматриваемых явлений. Цель исследования – изучить роль эмоциональной саморефлексии индивида в процессах фрустрационного реагирования. Объект исследования   – саморефлексия как источник динамики поведения. Предмет исследования – влияние эмоциональной саморефлексии индивида в условиях фрустрации на профиль фрустрационного реагирования. 
Автореферат [*.pdf, 435.08 Кб]

Структура личностной рефлексии студентовКандидатская диссертация

Соискатель:
Двоеглазова Маргарита Юрьевна
Руководитель:
Семенов Игорь Никитович
Оппоненты:
Решетова Татьяна Яковлевна, Петрушихина Елена Борисовна
Дисс. совет:
Д 212.048.03 - Совет по психологическим наукам
Дата защиты:
12/2/2008
В наши дни центральной проблемой науки становиться современный человек, что обуславливается движением общества по пути гуманизации, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя. Сложившиеся условия, с одной стороны, расширяют диапазон возможностей, дают определенный простор для самореализации личности, но одновременно лишают ее социальной защищенности, возлагают на человека самого ответственность за свою судьбу, жизненный выбор, позицию, требуют от него новых подходов к организации жизни и деятельности. Осуществляющееся в ходе обучения в вузе успешное овладение человеком профессиональными знаниями, и последующее их применение на практике не может быть воплощено в жизнь без определенных личностных изменений, основанных на осознании человеком себя и своего жизненного пути. Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и эмпирически верифицировать модель содержания и структуры личностной рефлексии студентов, условий ее развития. Объект исследования - личностная рефлексия студентов как психологический феномен. Предмет исследования - структура  личностной рефлексии, условия ее развития.
Автореферат [*.pdf, 349.11 Кб]