• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
15395
Адрес: Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 114
Время присутствия: Вторник 14:00-15:30
Адрес: Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 114
Время консультаций: Время консультаций: по предварительной записи и уведомлению по электронной почте
Расписание
SPIN РИНЦ: 6968-1148
ORCID: 0000-0002-5931-0738
ResearcherID: L-7417-2015
Scopus AuthorID: 13004410900
Google Scholar
Руководители
Старовойтенко Е. Б.
Чумакова М. А.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Петровский Вадим Артурович

  • Ординарный профессор (2010)
  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2007 году.
  • Научно-педагогический стаж: 46 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 1997
    Ученое звание: Профессор
  • 1994
    Доктор психологических наук: специальность 19.00.00 «Психологические науки», тема диссертации: Феномен субъектности в психологии личности
  • 1977
    Кандидат наук: специальность 19.00.00 «Психологические науки», тема диссертации: Активность субъекта в условиях риска
  • 1972

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»

  • Член-корреспондент РАО

Профессиональные интересы

Автор концепции надситуативной активности субъекта, теории персонализации, которая рассматривается как процесс идеального "представливания" личности в других людях ("отраженная субъектность"), мультисубъектной теории личности

 

Достижения и поощрения

Учебные курсы (2023/2024 уч. год)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Публикации63

Публикации (избранное)

Монографии:

  1. Хрестоматия «Консультативная психология», соавторы: Бороденко М.В., Кулагина И.Ю., 2007г.
  2. Импульсная модель экзистенциального выбора. М., 2002.
  3. Трансактная модель рефлексивного выбора. М., 2001.
  4. К построению алгебры когито. М., 1998.
  5. Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994. (отв. ред. и автор).
  6. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
  7. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993 (в соавт).
  8. Одаренные дети: экология творчества. Челябинск - Москва, 1993. (в соавт.).
  9. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. (в соавт.).
  10. Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада. М., 1993. (в соавт.).
  11. Воспитателю о личностном общении. М., 1992. ( в соавт.).
  12. Психология неадаптивной активности. М., 1992.

Учебные пособия

  1. Основы практической консультативной психологии, 2007г.
  2. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Психология воспитания. М., 1994. (отв. ред. и автор).
  4. Экспериментальные методы исследования личности в коллективе / Под ред. А.В. Петровского и В.А. Петровского. М., 1985.

Статьи в журналах:

  1. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории, Мир психологии, №1, 2007г.
  2. Индивидуальность и саморегуляция: метаимпликативная модель// Рефлексивные процессы управления  №1, 2007г.
  3. Использование механизмов моды в педагогической практике // Вопросы психологии. 90'3 (в соавт. с Е.Ю. Новиковой)
  4. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 89'3 (в соавт. с Е.В. Бодровой, В.В. Давыдовым, Р.Б. Стеркиной)
  5. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания  // Вопросы психологии 87'5 (в соавт. с Е.М. Черепановой)
  6. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности //  Вопросы психологии 85'4

Исследовательские гранты

  • 2011-2012 гг. Коллективный грант «Учитель-Ученики» по конкурсу Программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» 2011-2012 гг. (№ 11-04-0034) на выполнение исследовательского проекта «Сценарные модели мира: рефлексия и динамика мировосприятия» (руководитель) Техническое задание  Промежуточные итоги: тексты "Мыслю. Да, но...",  "Начала персонологии""Я" .
  • 2008. Индивидуальный исследовательский грант Научного фонда ГУ-ВШЭ (№ 08-01-0143) на выполнение исследования по теме "Идеи и методы мультисубъектной персонологии", 2008 г.

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук

Опыт работы

ПЕТРОВСКИЙ Вадим Артурович (р. 1950) - российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, психологического консультирования, математического моделирования личности. Автор идеи персонологии - "науки личности" и мультисубъектной теории личности. Д-р психологических наук (1994), чл.-кор. РАО (1995), профессор (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (2001). Окончил физико-математическую школу при мехмате МГУ им. Ломоносова (1967) и фак-т психологии МГУ (1972). Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973). В 1974 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН СССР (1974-1976), защитив в 1977 г. канд. дис. "Активность субъекта в условиях риска". Научную деятельность продолжил в НИИ проблем высшей школы (с.н.с., 1975-1979). С 1979 по 1980 г. - ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР.

С 1980 по 1984 г. продолжил научную работу в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания (1984-1992). В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК "Школа", где руководил разработкой "Концепции дошкольного воспитания", которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с "природой", "культурой", "другими людьми", "самим собой". С 1992 по 1996 г. П. зав. лабораторией "Личностно-ориентированной дидактики" Института педагогических инноваций РАО.

С 1996 г. по настоящее время зав. лабораторией "Персонологии развития" Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых ("Воспитателю о личностном общении", М., 1992, в соавт.; "Построение развивающей среды в дошкольном учреждении", М., 1993, в соавт.; "Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада", М., 1993, в соавт. и др.). Совместно с В.Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов) ("Одаренные дети: экология творчества", Челябинск - Москва, 1993, в соавт.). Другая линия научных исследований П. связана с психологией личности ("Психология неадаптивной активности", М., 1992; "Личность: феномен субъектности", Ростов-на-Дону, 1993).

В 1994 г. он защищает докт. дис.: "Феномен субъектности в психологии личности", основные положения которой были представлены в учебном пособии "Личность в психологии: парадигма субъектности" (Ростов-на-Дону, 1996). Результатом экспериментальных исследований всех этих лет было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное "Я"; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное "Я"; 3)персонализации, трактующей отраженное "Я"; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное "Я". В данной теории впервые выделен и критически проанализирован "постулат сообразности" (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также - идея неустранимости противоречия в системе "Я в себе и для себя" и "Я в другом и для другого" как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия "активная неадаптивность", "бескорыстный риск", "избыточные возможности как источник активности, "самотрансценденция", "отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)", "Я как причина себя", "кольцо самоподражания", "действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)", "Мое Я" и "Мое Ты" и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи "инобытия" индивида как формы существования его личности совместно с А.В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных П. методов "виртуальной", "отраженной" и "возвращенной субъектности", представленных многочисленными экспериментальными методиками ("Экспериментальные методы исследования личности в коллективе" / под ред. А.В. Петровского и В.А. Петровского., М., 1985). Третье направление исследований П. - теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии - логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии (глава в книге А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского "Теоретическая психология", М., 2001). В этом русле П. предложена идея персонологии - "науки личности", объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология - это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей. В последние годы П. разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности ("К построению алгебры когито", 1998; "Трансактная модель рефлексивного выбора", 2001; "Импульсная модель экзистенциального выбора", 2002). П. также автор монографий: "Личностно-развивающее взаимодействие", в соавт., Ростов-на-Дону, 1993; "Воспитатели и дети: источники роста" (отв. ред. и автор), М., 1994; "Психология воспитания" (отв. ред. и автор), М., 1994 и др.

Л.А. Карпенко

(Энциклопедический словарь по психологии и педагогике)


Информация*

  • Общий стаж: 52 года
  • Научно-педагогический стаж: 46 лет
  • Преподавательский стаж: 18 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 20. № 4. 2023 г.

В томе 20 № 4-2023 читателям представлен спецвыпуск на тему «Проэкологическое поведение и его психологические детерминанты в России» и теоретико-эмпирические статьи «Общего раздела»

Прошёл день открытых дверей (Welcome Lab Day), на котором был представлен Центр фундаментальной и консультативной персонологии

В начале своего выступления Анашкин Никита, представлявший Центр персонологии, обозначил общую проблематику, в связи с которой появился проект персонологии (В.А. Петровский и Е.Б. Старовойтенко). Основной проблемой являлся схизис (термин Ф.Е. Василюка, автора понимающей психотерапии) академической и практической психологий личности. Комплексный анализ показал разделение даже на три типа психологии личности: фундаментальную, практическую, культурную.

Благодарственное письмо профессору Петровскому Вадиму Артуровичу

Санкт-Петербургская Организация Транзактного Анализа выражает признательность профессору Петровскому Вадиму Артуровичу за соединение академической науки и Транзактного анализа.

Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 20. № 3. 2023 г.

В томе 20 № 3-2023 читателям представлен англоязычный спецвыпуск на тему «A Century of Insight Research», теоретико-эмпирические статьи «Общего раздела» и новой рубрики «Наука в диалоге»

Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 20. № 2. 2023 г.

В томе 20 № 2-2023 читателям представлен спецвыпуск на тему «Проблемы современной психометрической диагностики», теоретико-эмпирические статьи «Общего раздела» и рубрики «Короткие сообщения»

Департамент психологии на XVII Санкт-Петербургском Саммите психологов

4  – 7 июня 2023 г. состоялся XVII Санкт-Петербургский Саммит психологов. В его работе приняли участие психологи-исследователи департамента психологии.

Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 20. № 1. 2023 г.

В томе 20 № 1-2023 читателям представлен англоязычный спецвыпуск на тему «Socio-psychological consequences of accelerated digitalization in the context of the COVID-19 pandemic» и теоретико-эмпирические статьи «Общего раздела».

Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 19. № 4. 2022

В томе 19 № 4-2022 читателям представлен англоязычный спецвыпуск на тему «Cognitive Research: New Approaches and Methods», теоретико-эмпирические статьи «Общего раздела», рубрики «Короткие сообщения» и раздела «Рецензии и обзоры».

Прошла открытая лекция психолога Сергея Насибяна

11 ноября в департаменте психологии прошла открытая лекция по провокативной психотерапии. Спикером​ был практикующий психолог Сергей Насибян – сценарист и идейный вдохновитель психологического сериала "Триггер", на примере которого шел разбор значимых ситуаций в жизни психотерапевта, а также возможностей и границ провокативной и иной психтерапии.

Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 19. № 3. 2022 г.

В томе 19 № 3-2022 читателям представлен спецвыпуск, позволяющий ответить на вопросы: как личность реагирует на неопределенность, какие особенности и ресурсы саморегуляции наиболее адаптивны, каковы конкретные стратегии адаптации к ситуации пандемии, вызванной к COVID-19 с учетом государственных мер профилактики и самостоятельных субъективных способов снижения биогенной опасности, как измерить личностные расстройства дезадаптированных людей? Предлагаемый авторами специального выпуска диагностический инструментарий может помочь исследователям, которых волнуют эти проблемы.
Во втором номере также представлены теоретико-эмпирические статьи общего раздела и статьи раздела «Рецензии и обзоры».

Новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 19. № 2. 2022 г.

В томе 19 № 2-2022 читателям представлен спецвыпуск, раскрывающий проблему близких партнерских отношений в изменяющихся социокультурных контекстах. Во втором номере также представлены теоретико-эмпирические статьи общего раздела, рубрики «Короткие сообщения» и статьи раздела «Рецензии и обзоры».

Департамент психологии на XVI Санкт-Петербургском Саммите психологов

5  – 8 июня 2022 г. состоялся XVI Санкт-Петербургский Саммит психологов. В его работе приняли участие психологи-исследователи департамента психологии.

Вышел новый номер журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики" - Т. 18. № 4. 2021 г.

В томе 18 № 4-2021 читателям представлен спецвыпуск, раскрывающий прикладные аспекты измерений психологических феноменов посредством новых подходов, актуальных методов и современных психодиагностических инструментов. Также номер содержит статьи на русском и английском языках в двух разделах: "Общий раздел" с теоретико-эмпирическими исследованиями и раздел "Рецензии и обзоры", включающий авторский научно-психологический анализ работ в области фундаментальной и практической психологии.

Журнал «Психология. Журнал Высшей школы экономики» занял первое место в рейтинге SCIENCE INDEX

По данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) журнал «Психология. Журнал Высшей школы экономики» занял первое место в рейтинге SCIENCE INDEX. Издание вышло в лидеры в рамках мониторинга 100 российских журналов по тематике «Психология» (по результатам за 2020 г.).

Третья международная научно-практическая конференция «Одушевлённый ландшафт»

Третья международная научно-практическая конференция «Одушевлённый ландшафт» прошла в Суздале с 8 по 10 октября 2021 года.

Ректор ВШЭ: для того, чтобы справиться со всеми задачами, нужна командная работа

Никита Анисимов провел первую на посту ректора Высшей школы экономики коллегию ординарных профессоров. Во встрече также принял участие научный руководитель Вышки Ярослав Кузьминов. Они рассказали членам коллегии о том, что приоритеты развития университета остаются прежними, а профессора ответили, что готовы помогать новому руководству. Кроме того, речь шла об обновлении коллегии, в том числе за счет включения в нее представителей разных научных направлений и молодых ученых из всех кампусов ВШЭ.

Одушевленный ландшафт

11-13 сентября в уютном пространстве MelnicaSpace состоялась конференция «Одушевленный ландшафт: развитие человека и территории», одним из организаторов которой выступил Центр фундаментальной и консультативной персонологии НИУ ВШЭ. Как это и бывает на любом качественном интенсиве, три дня вместили гораздо больше смыслов и сюжетов, чем могли.

Поздравляем Вадима Артуровича Петровского с 70-летием!

14 августа отмечает юбилей ординарный профессор НИУ ВШЭ, член-корреспондент Российской академии образования, главный редактор журнала "Психология. Журнал Высшей школы экономики", научный руководитель Центра фундаментальной и консультативной персонологии, научный руководитель магистерской программы "Консультативная психология. Персонология" Вадим Артурович Петровский.

«Персонология – это наука о личности, для личности, во имя личности»

Магистерская программа «Консультативная психология. Персонология» реализуется в Вышке на базе Центра фундаментальной и консультативной персонологии факультета социальных наук. Чем сейчас занимается центр, с какими кейсами столкнулись его сотрудники во время пандемии коронавируса и в чем разница между персонологией и психологией личности – рассказывают представители центра.

Департамент психологии на XIV Санкт-Петербургском Саммите психологов

Психологи НИУ ВШЭ приняли участие в 14-м Санкт-Петербургском Саммите психологов, представив на нём ряд дискуссионных докладов.

Зимняя школа по психологии Факультета социальных наук 2019 года

С 28 января по 1 февраля 2019 г. в подмосковном Учебном центре «Вороново» прошла традиционная Зимняя Школа Факультета социальных наук НИУ ВШЭ.

Преподаватели Высшей школы экономики получили награды города Москвы

Мэр Москвы Сергей Собянин вручил награды города Москвы сотрудникам НИУ ВШЭ. Они получили знаки отличия «За безупречную службу городу Москве», почетные звания, грамоты и благодарности Мэра Москвы.

Заслуги сотрудников НИУ ВШЭ отмечены Правительством Москвы

По решению мэра Москвы Сергея Собянина в связи с 25-летием университета поощрены 14 человек.

Студенты-персонологи сертифицированы в International Coaches Union

Студенты магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» (трек «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование») получили международный сертификат «Coach in Transactional Analysis» в International Coaches Union (ICU). Тем самым они стали первыми специалистами в области транзактно-аналитического коучинга в России, выполнившими серьезные сертификационные требования ICU. Поздравляем!

Абитуриентам программы «Психология» нужно будет сдавать меньше экзаменов

Как поступить на бакалаврскую и магистерские программы по психологии в Вышке, в каких исследованиях принимают участие студенты-психологи, где они работают во время и после учебы, 15 октября расскажут на Дне открытых дверей Департамента психологии. Новшеств будет много.

Три журнала НИУ ВШЭ вошли в Scopus

Издаваемые Вышкой научные журналы «Вопросы государственного и муниципального управления», «Психология. Журнал Высшей школы экономики» и «Социологическое обозрение» в скором времени начнут индексироваться базой данных Scopus, официальные письма об их включении направлены компанией Elsevier редакциям.

12 причин учиться на психолога в Вышке

В Высшей школе экономики давно уже развивается масса направлений, не связанных собственно с экономикой. Одно из них — психология. Расскажем подробнее, чему и как учат студентов на бакалавской программе «Психология», и приведем аргументы, почему нужно идти именно в Вышку, если вы решили стать психологом.

В феврале в седьмой раз прошла Зимняя школа НИУ ВШЭ по психологии

С 1 по 5 февраля 2015 года в подмосковном пансионате «Солнечная поляна» прошла седьмая Зимняя школа НИУ ВШЭ по направлению «Психология».

Ведомственные награды

27 декабря ряду работников Высшей школы экономики были вручены ведомственные награды.

Информационный бюллетень «Учителя и ученики». 5-й выпуск

В декабре выходит новогодний номер приложения «Учителя и ученики». В нем о своем научном пути, о своих учителях и наставниках рассказывают Вадим Петровский, доктор психологических наук, ординарный профессор ВШЭ, заместитель заведующего кафедрой психологии личности, и Алексей Руткевич, доктор философских наук, декан факультета философии ВШЭ.

«Знание психологии усложняет жизнь, но применение психологии делает жизнь ярче и богаче»

С 1 по 3 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ.

«Что я могу и чего достигаю в жизни?»

Об особенностях международной российско-австрийской магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» факультета психологии ВШЭ рассказывает ее соруководитель, заведующий кафедрой психологии личности Елена Старовойтенко.

Вышка стала старше своих первокурсников

24 ноября 2011 в Большом зале «Академический» Российской академии наук прошло празднование 19-го Дня рождения Высшей школы экономики. По традиции на празднике состоялось также награждение победителей ежегодной университетской премии «Золотая Вышка».

Вышка стала старше своих первокурсников

24 ноября в Большом зале «Академический» Российской академии наук прошло празднование 19-го Дня рождения Высшей школы экономики. По традиции на празднике состоялось также награждение победителей ежегодной университетской премии «Золотая Вышка».

Главный вопрос современной философии

25-27 октября в Высшей школе экономики прошла научная конференция «Проблема "Я": традиции и современность». О ней в интервью порталу ВШЭ рассказывает ординарный профессор, заведующий кафедрой онтологии, логики и теории познания ВШЭ Владимир Порус.

Один день из жизни психолога

Екатерина Мелихова, студентка 4 курса факультета психологии, рассказывает о третьем дне Зимней психологической школы в Голицыно и своих впечатлениях о презентациях магистерских программ кафедры психологии личности факультета психологии НИУ ВШЭ.

Конференция по психологии: быть индивидуальностью

1–3 декабря на факультете психологии ГУ-ВШЭ состоялась 3-я Всероссийская конференция «Психология индивидуальности». О значении и специфике конференции рассказывает заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии ГУ-ВШЭ Елена Старовойтенко.

Так в чем же заключается предмет консультативной психологии?!

Над этим вопросом размышляли участники теоретического семинара факультета психологии, заседание которого прошло 11 ноября 2010 г. По составу участников семинар приобрел не только межвузовский, но и международный масштаб.С основным докладом выступил ординарный профессор ГУ-ВШЭ, д. психол. н., профессор кафедры психологии личности факультета психологии ГУ-ВШЭ Вадим Артурович Петровский

Так в чем же заключается предмет консультативной психологии?!

Над этим вопросом размышляли участники теоретического семинара факультета психологии, заседание которого прошло 11 ноября 2010 г. По составу участников семинар приобрел не только межвузовский, но и международный масштаб.С основным докладом выступил ординарный профессор ГУ-ВШЭ, д. психол. н., профессор кафедры психологии личности факультета психологии ГУ-ВШЭ Вадим Артурович Петровский

Структурные изменения

8 октября прошло первое в новом учебном году заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ. На нем были подведены итоги очередного приема студентов в Высшую школу экономики и принято несколько решений о реорганизации и создании новых структурных подразделений университета.

"Учиться у таких людей — невероятная удача"

Декан факультета психологии ГУ-ВШЭ Алла Болотова рассказывает о том, к чему надо готовиться абитуриентам бакалавриата, поступившим на этот факультет, а также о том, чем может помочь любому студенту Вышки Центр психологического консультирования ГУ-ВШЭ.

"Надо дать сражение, если все этого захотят"

О развитии магистратуры в университете и филиалах размышляет заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов.