• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7(495) 772-9590
15395
Электронная почта:
Адрес: Армянский переулок, д. 4, стр. 2, каб. 114
Время присутствия: Вторник 14:00-15:30
Расписание
SPIN РИНЦ: 6968-1148
ORCID: 0000-0001-5379-5271
ResearcherID: L-7417-2015
Google Scholar
Руководитель
Ключарев В. А.
Помощник
Андреева А. И. (ассистент)
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Петровский Вадим Артурович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2007 году.
  • Научно-педагогический стаж: 40 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 1997
    Ученое звание: Профессор
  • 1994

    Доктор психологических наук: специальность 19.00.00 «Психологические науки», тема диссертации: Феномен субъектности в психологии личности

  • 1977

    Кандидат наук: Институт психологии АН СССР, специальность 19.00.00 «Психологические науки», тема диссертации: Активность субъекта в условиях риска

  • 1972

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология»

  • Член-корреспондент РАО

Профессиональные интересы

Автор концепции надситуативной активности субъекта, теории персонализации, которая рассматривается как процесс идеального "представливания" личности в других людях ("отраженная субъектность"), мультисубъектной теории личности

 

Достижения и поощрения

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

Учебные курсы (2012/2013 уч. год)

Учебные курсы (2011/2012 уч. год)

Учебные курсы (2010/2011 уч. год)

Учебные курсы (2009/2010 уч. год)

Учебные курсы (2008/2009 уч. год)

Публикации33

Публикации (избранное)

Монографии:

  1. Хрестоматия «Консультативная психология», соавторы: Бороденко М.В., Кулагина И.Ю., 2007г.
  2. Импульсная модель экзистенциального выбора. М., 2002.
  3. Трансактная модель рефлексивного выбора. М., 2001.
  4. К построению алгебры когито. М., 1998.
  5. Воспитатели и дети: источники роста. М., 1994. (отв. ред. и автор).
  6. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
  7. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1993 (в соавт).
  8. Одаренные дети: экология творчества. Челябинск - Москва, 1993. (в соавт.).
  9. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. (в соавт.).
  10. Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада. М., 1993. (в соавт.).
  11. Воспитателю о личностном общении. М., 1992. ( в соавт.).
  12. Психология неадаптивной активности. М., 1992.

Учебные пособия

  1. Основы практической консультативной психологии, 2007г.
  2. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Психология воспитания. М., 1994. (отв. ред. и автор).
  4. Экспериментальные методы исследования личности в коллективе / Под ред. А.В. Петровского и В.А. Петровского. М., 1985.

Статьи в журналах:

  1. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории, Мир психологии, №1, 2007г.
  2. Индивидуальность и саморегуляция: метаимпликативная модель// Рефлексивные процессы управления  №1, 2007г.
  3. Использование механизмов моды в педагогической практике // Вопросы психологии. 90'3 (в соавт. с Е.Ю. Новиковой)
  4. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 89'3 (в соавт. с Е.В. Бодровой, В.В. Давыдовым, Р.Б. Стеркиной)
  5. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания  // Вопросы психологии 87'5 (в соавт. с Е.М. Черепановой)
  6. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности //  Вопросы психологии 85'4

Исследовательские гранты

  • 2011-2012 гг. Коллективный грант «Учитель-Ученики» по конкурсу Программы «Научный фонд ГУ-ВШЭ» 2011-2012 гг. (№ 11-04-0034) на выполнение исследовательского проекта «Сценарные модели мира: рефлексия и динамика мировосприятия» (руководитель) Техническое задание  Промежуточные итоги: тексты "Мыслю. Да, но...",  "Начала персонологии""Я" .
  • 2008. Индивидуальный исследовательский грант Научного фонда ГУ-ВШЭ (№ 08-01-0143) на выполнение исследования по теме "Идеи и методы мультисубъектной персонологии", 2008 г.

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук

Опыт работы

ПЕТРОВСКИЙ Вадим Артурович (р. 1950) - российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, психологического консультирования, математического моделирования личности. Автор идеи персонологии - "науки личности" и мультисубъектной теории личности. Д-р психологических наук (1994), чл.-кор. РАО (1995), профессор (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (2001). Окончил физико-математическую школу при мехмате МГУ им. Ломоносова (1967) и фак-т психологии МГУ (1972). Профессиональную деятельность начал с работы в НИИ общих проблем воспитания АПН СССР (1971-1973). В 1974 г. поступил в аспирантуру Института психологии АПН СССР (1974-1976), защитив в 1977 г. канд. дис. "Активность субъекта в условиях риска". Научную деятельность продолжил в НИИ проблем высшей школы (с.н.с., 1975-1979). С 1979 по 1980 г. - ст. преподаватель Института повышения квалификации высших педагогических кадров АПН СССР.

С 1980 по 1984 г. продолжил научную работу в НИИ ОиПП АПН СССР и НИИ дошкольного воспитания (1984-1992). В 1987 г. по совместительству возглавил лабораторию ВНИК "Школа", где руководил разработкой "Концепции дошкольного воспитания", которая на конкурсной основе была утверждена Госкомитетом СССР по перестройке системы народного образования (1988). Концепция содержала в себе модель построения личностно-ориентированного образовательного процесса и, в частности, личностно-ориентированной дидактики, трактующей цель образования как развитие самоценных форм активности ребенка (его познавательных, эмоциональных и волевых устремлений) во взаимоотношениях с "природой", "культурой", "другими людьми", "самим собой". С 1992 по 1996 г. П. зав. лабораторией "Личностно-ориентированной дидактики" Института педагогических инноваций РАО.

С 1996 г. по настоящее время зав. лабораторией "Персонологии развития" Института дошкольного образования РАО. В этот период под его руководством продолжаются исследования, посвященные анализу взаимодействия детей и воспитывающих взрослых ("Воспитателю о личностном общении", М., 1992, в соавт.; "Построение развивающей среды в дошкольном учреждении", М., 1993, в соавт.; "Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада", М., 1993, в соавт. и др.). Совместно с В.Г. Грязевой была разработана концепция творческой одаренности (как формы проявления активной неадаптивности) и экологии творчества (как системы условий адекватной персонализации творчески одаренных индивидуумов) ("Одаренные дети: экология творчества", Челябинск - Москва, 1993, в соавт.). Другая линия научных исследований П. связана с психологией личности ("Психология неадаптивной активности", М., 1992; "Личность: феномен субъектности", Ростов-на-Дону, 1993).

В 1994 г. он защищает докт. дис.: "Феномен субъектности в психологии личности", основные положения которой были представлены в учебном пособии "Личность в психологии: парадигма субъектности" (Ростов-на-Дону, 1996). Результатом экспериментальных исследований всех этих лет было создание мультисубъектной теории личности, которая объединяет в себе четыре концепции: 1) двойственности самосознания, трактующая индивидуальное "Я"; 2) надситуативной активности, трактующей надиндивидуальное "Я"; 3)персонализации, трактующей отраженное "Я"; 4) универсализации, трактующей трансиндивидуальное "Я". В данной теории впервые выделен и критически проанализирован "постулат сообразности" (телеологический подход в психологии), сформулирован принцип неадаптивности, выдвинута идея полагания индивидом своего инобытия в других (идеальной представленности и продолженности) в качестве критерия существования личности, а также - идея неустранимости противоречия в системе "Я в себе и для себя" и "Я в другом и для другого" как источника динамики (развития и деструкции) личности. В рамках мультисубъектной теории были разработаны понятия "активная неадаптивность", "бескорыстный риск", "избыточные возможности как источник активности, "самотрансценденция", "отраженная субъектность (инобытие индивида как личности)", "Я как причина себя", "кольцо самоподражания", "действенная групповая эмоциональная идентификация (соучаствование)", "Мое Я" и "Мое Ты" и др.; предложена трансактная модель интерпретации источников неадаптивной активности, концепция вхождения личности в новую социальную общность. В развитие идеи "инобытия" индивида как формы существования его личности совместно с А.В. Петровским была разработана идея потребности и способности персонализации, объясняющая чередование фаз динамики личности в онтогенезе. Феноменология самотрансценденции очерчена на основе предложенных П. методов "виртуальной", "отраженной" и "возвращенной субъектности", представленных многочисленными экспериментальными методиками ("Экспериментальные методы исследования личности в коллективе" / под ред. А.В. Петровского и В.А. Петровского., М., 1985). Третье направление исследований П. - теория и методология психологии. Совместно с А.В. Петровским им разработана категориальная система теоретической психологии - логический инструмент саморефлексии психологии: упорядочивания и связывания категорий, стихийно сложившихся в истории психологии (глава в книге А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского "Теоретическая психология", М., 2001). В этом русле П. предложена идея персонологии - "науки личности", объединяющей в себе фундаментальную и прикладную психологию личности. Персонология - это психологическая теория личности, предъявляющая свои конструкты и факты людям и рефлектирующая таким образом свое влияние на поведение и сознание людей. В последние годы П. разработал ряд моделей, описывающих сознание, самосознание и поведение личности ("К построению алгебры когито", 1998; "Трансактная модель рефлексивного выбора", 2001; "Импульсная модель экзистенциального выбора", 2002). П. также автор монографий: "Личностно-развивающее взаимодействие", в соавт., Ростов-на-Дону, 1993; "Воспитатели и дети: источники роста" (отв. ред. и автор), М., 1994; "Психология воспитания" (отв. ред. и автор), М., 1994 и др.

Л.А. Карпенко

(Энциклопедический словарь по психологии и педагогике)

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Заслуги сотрудников НИУ ВШЭ отмечены Правительством Москвы

По решению мэра Москвы Сергея Собянина в связи с 25-летием университета поощрены 14 человек.

Студенты-персонологи сертифицированы в International Coaches Union

Студенты магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» (трек «Транзактный анализ. Мультипрофильное консультирование») получили международный сертификат «Coach in Transactional Analysis» в International Coaches Union (ICU). Тем самым они стали первыми специалистами в области транзактно-аналитического коучинга в России, выполнившими серьезные сертификационные требования ICU. Поздравляем!

Абитуриентам программы «Психология» нужно будет сдавать меньше экзаменов

Как поступить на бакалаврскую и магистерские программы по психологии в Вышке, в каких исследованиях принимают участие студенты-психологи, где они работают во время и после учебы, 15 октября расскажут на Дне открытых дверей Департамента психологии. Новшеств будет много.

Три журнала НИУ ВШЭ вошли в Scopus

Издаваемые Вышкой научные журналы «Вопросы государственного и муниципального управления», «Психология. Журнал Высшей школы экономики» и «Социологическое обозрение» в скором времени начнут индексироваться базой данных Scopus, официальные письма об их включении направлены компанией Elsevier редакциям.

12 причин учиться на психолога в Вышке

В Высшей школе экономики давно уже развивается масса направлений, не связанных собственно с экономикой. Одно из них — психология. Расскажем подробнее, чему и как учат студентов на бакалавской программе «Психология», и приведем аргументы, почему нужно идти именно в Вышку, если вы решили стать психологом.

В феврале в седьмой раз прошла Зимняя школа НИУ ВШЭ по психологии

С 1 по 5 февраля 2015 года в подмосковном пансионате «Солнечная поляна» прошла седьмая Зимняя школа НИУ ВШЭ по направлению «Психология».

Ведомственные награды

27 декабря ряду работников Высшей школы экономики были вручены ведомственные награды.

Информационный бюллетень «Учителя и ученики». 5-й выпуск

В декабре выходит новогодний номер приложения «Учителя и ученики». В нем о своем научном пути, о своих учителях и наставниках рассказывают Вадим Петровский, доктор психологических наук, ординарный профессор ВШЭ, заместитель заведующего кафедрой психологии личности, и Алексей Руткевич, доктор философских наук, декан факультета философии ВШЭ.

«Знание психологии усложняет жизнь, но применение психологии делает жизнь ярче и богаче»

С 1 по 3 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ.

«Что я могу и чего достигаю в жизни?»

Об особенностях международной российско-австрийской магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» факультета психологии ВШЭ рассказывает ее соруководитель, заведующий кафедрой психологии личности Елена Старовойтенко.

Вышка стала старше своих первокурсников

24 ноября 2011 в Большом зале «Академический» Российской академии наук прошло празднование 19-го Дня рождения Высшей школы экономики. По традиции на празднике состоялось также награждение победителей ежегодной университетской премии «Золотая Вышка».

Вышка стала старше своих первокурсников

24 ноября в Большом зале «Академический» Российской академии наук прошло празднование 19-го Дня рождения Высшей школы экономики. По традиции на празднике состоялось также награждение победителей ежегодной университетской премии «Золотая Вышка».

Главный вопрос современной философии

25-27 октября в Высшей школе экономики прошла научная конференция «Проблема "Я": традиции и современность». О ней в интервью порталу ВШЭ рассказывает ординарный профессор, заведующий кафедрой онтологии, логики и теории познания ВШЭ Владимир Порус.

Один день из жизни психолога

Екатерина Мелихова, студентка 4 курса факультета психологии, рассказывает о третьем дне Зимней психологической школы в Голицыно и своих впечатлениях о презентациях магистерских программ кафедры психологии личности факультета психологии НИУ ВШЭ.

Конференция по психологии: быть индивидуальностью

1–3 декабря на факультете психологии ГУ-ВШЭ состоялась 3-я Всероссийская конференция «Психология индивидуальности». О значении и специфике конференции рассказывает заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии ГУ-ВШЭ Елена Старовойтенко.

Так в чем же заключается предмет консультативной психологии?!

Над этим вопросом размышляли участники теоретического семинара факультета психологии, заседание которого прошло 11 ноября 2010 г. По составу участников семинар приобрел не только межвузовский, но и международный масштаб.С основным докладом выступил ординарный профессор ГУ-ВШЭ, д. психол. н., профессор кафедры психологии личности факультета психологии ГУ-ВШЭ Вадим Артурович Петровский

Так в чем же заключается предмет консультативной психологии?!

Над этим вопросом размышляли участники теоретического семинара факультета психологии, заседание которого прошло 11 ноября 2010 г. По составу участников семинар приобрел не только межвузовский, но и международный масштаб.С основным докладом выступил ординарный профессор ГУ-ВШЭ, д. психол. н., профессор кафедры психологии личности факультета психологии ГУ-ВШЭ Вадим Артурович Петровский

Структурные изменения

8 октября прошло первое в новом учебном году заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ. На нем были подведены итоги очередного приема студентов в Высшую школу экономики и принято несколько решений о реорганизации и создании новых структурных подразделений университета.

"Учиться у таких людей — невероятная удача"

Декан факультета психологии ГУ-ВШЭ Алла Болотова рассказывает о том, к чему надо готовиться абитуриентам бакалавриата, поступившим на этот факультет, а также о том, чем может помочь любому студенту Вышки Центр психологического консультирования ГУ-ВШЭ.

"Надо дать сражение, если все этого захотят"

О развитии магистратуры в университете и филиалах размышляет заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов.