• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Главный вопрос современной философии

25-27 октября в Высшей школе экономики прошла научная конференция «Проблема "Я": традиции и современность». О ней в интервью порталу ВШЭ рассказывает ординарный профессор, заведующий кафедрой онтологии, логики и теории познания ВШЭ Владимир Порус.

― Владимир Натанович, расскажите, пожалуйста, об организаторах и участниках конференции.

― Научно-теоретическая конференция «Проблема "Я": традиции и современность» организована факультетом философии Высшей школы экономики, непосредственно сотрудниками кафедры онтологии, логики и теории познания, а также кафедрой философии Университета города Кан (Франция). Между нашими университетами существует договор о сотрудничестве, мы реализуем совместные проекты, поддержанные Центром фундаментальных исследований Вышки.

Прошедшая конференция стала уже третьей с 2009 года. Первая была посвящена теме «Возможные миры. Семантика, онтология, метафизика», а ее материалы легли в основу коллективной монографии с тем же названием (М.: «Канон+», 2011) под редакцией профессора Елены Григорьевны Драгалиной-Черной. Вторая конференция — по теме «Идентичность и субъективность» — состоялась в прошлом году. Материалы вошли в коллективную монографию, которая в ближайшее время выйдет в Издательском доме нашего университета.

По итогам нынешней конференции также будет издана коллективная монография. Кроме того, кафедра философии Университета города Кан издала сборник научных трудов «Philosophie russe. Métaphysique, culture et religion. Sous la direction de J. Laurent et de M. Niqueux. № 48 (Caen. Cahiers de Philosophie de L’Université de Caen. 2011), в котором участвовали три преподавателя факультета философии Вышки: Анастасия Ястребцева, Владимир Порус и Елена Карпенко.

Участниками всех трех конференций были главным образом преподаватели факультета философии ВШЭ и преподаватели Университета города Кан, а также приглашенные докладчики — ведущие специалисты из различных научных центров Москвы и других городов России.

Почему мы сотрудничаем с французским университетом города Кан? Во-первых, факультет философии в рамках международного сотрудничества активно взаимодействует с различными университетами Германии, Франции, Польши, США, Мексики, Великобритании, Аргентины, Китая, а также с университетами стран СНГ (Белоруссии, Украины). И это взаимодействие постоянно расширяется. Во-вторых, французский университет проявляет очевидную заинтересованность русской философской традицией и современной русской философией. Так что наше сотрудничество отвечает взаимным интересам.

― Насколько актуальна тема конференции?

― Проблема, обсуждавшаяся на нынешней конференции, без преувеличения может считаться центральной для современной философии. А если шире — проблема самотождественной человеческой личности является главной для понимания перспектив культурного развития. Я бы сказал, что в ней сфокусированы все трудности, противоречия, поисковые устремления, ценностные ориентации современной культуры. Впрочем, это так очевидно, что пространная аргументация была бы лишней. А если говорить о практике, то вся политическая, экономическая и культурная действительность буквально завязаны на проблематике «Я»-тождественности. Например, вопрос о культурной идентичности — едва ли не самый актуальный в раздираемом противоречиями современном мире в условиях стремительной глобализации.

― Как строилась работа конференции? Кого из докладчиков вы бы отметили особенно?

― Работа конференции проходила в традиционном формате, типичном для академических дискуссий. Мы не стали делиться на секции, все работали вместе, и каждый доклад был предметом обстоятельного обсуждения. Характерная особенность всех наших конференций — участие молодых ученых (магистрантов, аспирантов) наряду с мэтрами. Вот и на этой конференции выступили аспиранты, в частности Алексей Плешков, Станислав Мухамеджанов с интересными, вызвавшими оживленную полемику докладами.

Еще одна важная, на мой взгляд, черта: на конференции, как и раньше, постоянно присутствовали студенты, но не как «массовка», а как вполне сознательные и активные участники. Когда заседания конференции уже кончались, молодежь со своими преподавателями еще долго (даже слишком долго с точки зрения технического персонала) оставались в аудитории, продолжая обмениваться мнениями. Это, по-моему, очень важно: наши конференции играют роль мастер-классов для научной молодежи.

Участниками конференции на этот раз были представители различных специальностей, имеющих отношение к «персонологии»: психологи Владимир Петрович Зинченко и Вадим Артурович Петровский, социолог Никита Евгеньевич Покровский, культуролог и философ культуры Александр Львович Доброхотов. Эту традицию междисциплинарного взаимодействия мы будем продолжать.

О том, что было на заседаниях, можно судить по программе конференции. Коротко не расскажешь, но упомяну о докладах, вызвавших наибольший интерес. Профессор Jérôme Laurentназвал свой доклад «"Мое место под солнцем" — статус субъективности в философии Левинаса». Этот выдающийся мыслитель принадлежит французской культуре, но его корни в России, и можно сказать, что на его творчестве лежит ясный отпечаток этой двойственности, что уже само по себе есть пример сложности при определении культурной идентичности. Исключительно эмоциональным и стилистически блистательным было выступление Владимира Петровича Зинченко. Живые дискуссии сопровождали выступления ординарных профессоров Доброхотова, Покровского, Петровского, Поруса, доцента Михайловского. Последний представил участникам конференции свою реконструкцию взглядов на проблему «Я»-идентичности выдающегося русского философа Владимира Бибихина, не так давно безвременно ушедшего из жизни. На самом высоком уровне прошли выступления Anne Devarieux, Елены Драгалиной-Черной, Лолиты Макеевой, Ирины Макаровой и Софьи Данько.

― Планируется ли издание сборника материалов конференции? Где можно познакомиться с содержанием докладов?

― С материалами конференции можно будет подробно ознакомиться, как только они будут опубликованы в книге, которая, я надеюсь, выйдет в свет через три-четыре месяца. Но участники конференции охотно поделятся с читателями электронными версиями своих докладов. Кроме того, ряд докладов уже опубликован в периодических изданиях, например, в журналах «Философия и культура», «Культурно-историческая психология», в коллективных монографиях (например, в книге «Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко». М.: РОССПЭН, 2011).

Мы надеемся, что сотрудничество с французскими философами будет продолжено в рамках новых проектов.

 

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

В феврале 2024 года стартует новый поток программы «Философия для предпринимателей»

Уникальным отличием образовательной программы факультета гуманитарных наук ВШЭ является нацеленность не на отдельные методики и практики, а на глубокое и профессиональное погружение в философию. Слушателям предлагается построить свою философскую систему, опираясь на собственный рефлексивный опыт и знания, полученные от ведущих лекторов России. Начало работы нового потока запланировано на февраль 2024 года, первый модуль программы для первого потока был завершен в декабре этого года.

Диалекты хантов различаются больше, чем славянские языки

Исследовательница из НИУ ВШЭ и Института системного программирования РАН Идалия Федотова посчитала основные лексические различия в диалектах хантов. Оказалось, что сегодня этот малочисленный народ говорит не на двух, как считалось ранее, а на трех отдельных языках. Результаты опубликованы в журнале «Урало-алтайские исследования».

Изображая инопланетянина: как западная и восточная культура влияют на творчество и его оценку

Понятие «креативность» не имеет однозначного определения. Концепция креативности в разных культурах варьируется, что накладывает отпечаток и на оценку результата творческой деятельности. Этот факт подтвердило исследование сотрудников Лаборатории креативности и мультилингвизма НИУ ВШЭ на примере оценки творческих заданий студентами из России и Объединенных Арабских Эмиратов. Исследование было проведено в рамках гранта НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала». 

«Междисциплинарные исследования – новые перспективы для философии»

Что связывает философов, лингвистов и логиков? Как подружиться с десятком иностранных центров за полтора года? Может ли наука изолироваться от внешнего мира? На эти и другие темы размышляет заведующая Международной лабораторией логики, лингвистики и формальной философии Елена Драгалина-Черная.

Студенты ВШЭ выступили на крупной конференции по будущему образования

Международная конференция The Future of Education, прошедшая во Флоренции в девятый раз, собрала более 200 теоретиков и практиков образования из 48 стран. Единственными студентами бакалавриата, выступившими с докладом на конференции, стали студенты Вышки.

Русский балет и танцовщики Гитлера. Список литературы: 13 книг по истории и пониманию танца

Ирина Сироткина, научный сотрудник Института истории естествознания и техники С. И. Вавилова РАН, автор курса «Танец и двигательная культура в истории и современности» в ВШЭ специально для IQ.HSE выбрала 13 книг о танце.

Между двумя университетами

Выпускница аспирантской школы по философским наукам ВШЭ 2017 года Алина Перцева защитила кандидатскую диссертацию одновременно в Вышке и Университете Париж-VIII. Как ей это удалось и чем отличаются российский и французский подход к исследованиям, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Список литературы: исследования русской формальной школы

В новом выпуске рубрики «Список литературы» профессор Школы культурологии НИУ ВШЭ Ян Левченко рассказывает о лучших исследованиях русской формальной школы.

Сотрясаемъ варьете

Как экспериментировали с искусством и жизнью люди Серебряного века.