• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Между двумя университетами

Алина Перцева, выпускница аспирантской школы по философским наукам ВШЭ 2017 года
© Фото из личного архива Алины Перцевой

Выпускница аспирантской школы по философским наукам ВШЭ 2017 года Алина Перцева защитила кандидатскую диссертацию одновременно в Вышке и Университете Париж-VIII. Как ей это удалось и чем отличаются российский и французский подход к исследованиям, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Я социолог как по первому образованию (специалитет МГУ), так и по первому опыту работы (качественные исследования). Именно от социологии я и взяла, пожалуй, любовь к исследованиям. Но при этом по-настоящему живой интерес у меня вызывала философия, особенно — французская. Следуя этому интересу, я при поддержке Французского Университетского Колледжа поступила в философскую магистратуру Университета Париж-VIII Венсенн – Сен-Дени и благополучно ее окончила.

Учеба в магистратуре помогла мне стать более внимательной к специфическим интеллектуальным приемам современной французской философии, мыслительным привычкам, способам письма, но любовь к исследованиям стимулировала идти дальше.

Тем более что во французской философии меня действительно увлекала одна достаточно специфическая тема: как и при каких условиях можно сделать мыслимой принадлежность субъекта видимому, не превратив его при этом в еще один объект. Вопрос со стороны может показаться надуманным, но поверьте мне на слово — с философской точки зрения он трудный, а его важность мне и предстояло показать. Под этот проект я и получила финансирование (так называемый «докторантский контракт») в аспирантуре Париж-VIII.

Обычное дело?

Мое решение учиться одновременно в Москве и в Париже было обусловлено тем, что я не хотела и не могла все три-четыре года учебы проводить за границей. Так я параллельно поступила еще и в философскую аспирантуру ВШЭ.

Во Франции «двойное» руководство аспирантами хорошо отработано и считается обычным делом. Аспирант делит свое время между двумя университетами в разных странах, у него два научных руководителя. Он пишет единый текст диссертации и защищает его в одном из университетов («университете-пилоте») перед комиссией, состоящей из представителей обоих университетов/стран.

Но в моем случае отработанная схема, конечно, дала сбой. Требованиям ВАК к организации защиты не хватает гибкости, и их сложно привести в соответствие со стандартами европейских университетов. В итоге я оказалась обречена на «двойную» жизнь, пока университеты договаривались об условиях моей защиты. Попеременно я проводила время и в Москве, и во Франции, выполняя требования обоих университетов и продолжая настойчиво работать над своим единым исследовательским проектом.

Риск «раздвоения»

Моими научными руководителями стали Патрик Водэ в Париже и Нина Сосна в Москве (с самого начала я хотела писать работу именно с ними).

С формальной точки зрения, в Университете Париж-VIII больше требований предъявляли к самому исследованию: насколько удалось «продвинуться» в исследовании за год, какие есть сложности, сомнения, какие дальнейшие шаги запланированы. В Высшей школе экономики основная часть требований касалась его апробации — нужно было представлять публикации, участвовать в конференциях, проходить педагогическую практику. Эти различия, конечно, не противоречили друг другу и вместе работали на продвижение моего исследования.

Но между двумя университетами есть и более глубокие противоречия, ведь даже в силу географического положения у российских и французских ученых разное представление о том, что такое французская философия и как о ней надо писать. Между двумя образовательными и научными системами неизбежно возникает своего рода зазор, который мне и предстояло освоить. С точки зрения самого исследования это было особенно сложным.

Институциональные, а порой и философские противоречия между двумя системами заставляли меня постоянно уточнять свой исследовательский проект, более настойчиво проводить собственное видение темы и проблемы, предъявлять более высокие требования к его проработке. Оказавшись между двумя образовательными системами — в ситуации, как говорят французы, entre-deux, — я делала все, чтобы быть как можно более уверенной в своем проекте, чтобы избежать риска его «раздвоения».

Выпускница аспирантской школы по философским наукам ВШЭ 2017 года Алина Перцева защитила кандидатскую диссертацию одновременно в Вышке и Университете Париж-VIII
Алина Перцева, выпускница аспирантской школы по философским наукам ВШЭ 2017 года (перед защитой)
Фото из личного архива Алины Перцевой

«Окно возможностей»

Сначала университеты смогли договориться друг с другом только о двух защитах — в Париже по правилам двойного руководства и в Москве в соответствия с требованиями ВАК.

Я уже была готова смириться со всеми неудобствами этих условий, но совершенно неожиданно благодаря переходу к новой системе защиты диссертаций в ВШЭ открылось новое «окно возможностей». Не само собой открылось — его еще нужно было разглядеть, и тут не обошлось без инициативы нашего академического директора Анастасии Углевой.

Уже на четвертом году, когда я готовилась подавать документы на защиту, то есть фактически в последний момент, она позвонила мне с предложением попытаться организовать единую защиту в Москве по правилам двух университетов. Для всех участников процесса это был выигрышный вариант.

В одно время в одном месте

Последовал длительный процесс согласований. Казалось, чем ближе была защита, тем больше противоречий в требованиях находилось. Понадобились нетривиальные бюрократические усилия десятков людей с каждой из сторон. Я многое узнала о том, чего иногда стоит поменять одно слово в официальном документе, какую радость может принести даже маленькая бюрократическая победа.

Зато сейчас могу с уверенностью сказать, что усилия стоили того. Во-первых, я уверенно чувствовала себя на защите, видя знакомых ученых из двух стран и зная, что некоторые специально для этого приехали издалека.

Во-вторых, это было действительно увлекательно. Было интересно наблюдать, как разные ожидания, привычки и ритуалы защиты встретились в одно время и в одном месте. Для меня это, конечно, означало отсутствие ответов и решений, одинаково «удобных» и привычных для всех членов комитета. Но в результате, по-моему, получился действительно интересный разговор с разными точками зрения на текст, над которым я работала целых три года на двух языках.

Несмотря на все различия, диалог состоялся, и он стал неотъемлемой частью моего исследования.

Надеюсь, что впоследствии «двойное руководство» и «двойная защита» в российских университетах будут проще организованы — есть ведь темы, где они дают вполне ощутимые результаты.

В моем случае без Парижа не было бы нужного материала для диссертации (все-таки основное время я проводила в библиотеках), а без Москвы — определенной дистанции по отношению к нему (многие удачные фрагменты были написаны именно здесь).

Между двумя дисциплинами

Накопившаяся усталость от «двойной» нагрузки — при всей моей увлеченности темой — вернула меня сейчас в лоно прикладной социологии, с которых и началась моя любовь к исследованиям.

Но вот к положению между двумя системами — entre-deux — я за это время успела привыкнуть. И теперь я хотела бы занимать такое же положение не между двумя системами, а между двумя дисциплинами — эмпирической социологией и философией, то есть быть своего рода «практикующим философом» в том смысле, в каком мы, например, говорим о практикующем враче.

Но речь идет не о применении знаний на практике, а о том, чтобы сталкивать теорию с практикой, вдохновляться практикой в теории, изучать практику теории. PhD для меня — это не пропуск туда, куда иначе бы не пустили, а реальный исследовательский опыт, который я хотела бы дальше развивать.

Периодически открывающиеся «окна возможностей» для этого просто необходимы, и я надеюсь, что они и дальше будут появляться в России.

Вам также может быть интересно:

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»

В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.

Законы тайм-менеджмента по Платону

Алексей Плешков, выпускник первого набора академической аспирантуры ВШЭ, летом 2016 года защитил кандидатскую диссертацию по философии. О том, как спортсмен стал исследователем Платона, чего не хватает российским студентам по сравнению со студентами Оксфорда и что значит быть цельным человеком с точки зрения древнегреческой философии, Алексей рассказал новостной службе ВШЭ.

Философия — школа свободы

В этом году студенты шестой раз подряд выбрали профессора Школы философии Елену Драгалину-Черную лучшим преподавателем ВШЭ. Она руководит бакалаврской программой «Философия» и преподает студентам логику. В интервью новостному порталу ВШЭ она рассказала, в чем секрет лучшего преподавателя, зачем философу математические доказательства и почему белая лошадь — не лошадь.

Ученый ВШЭ стал лауреатом Литературной премии имени Александра Пятигорского

Профессор Школы философии НИУ ВШЭ Александр Филиппов стал лауреатом третьего сезона Литературной премии имени Александра Пятигорского с книгой «Sociologia. Наблюдения. Опыты. Перспективы».

Студенты перескажут философов в театральном формате

27 октября состоится вторая встреча в рамках проекта «Пересказы философии», который стал победителем конкурса «Фабрика идей» Российской государственной библиотеки для молодежи. В роли рассказчиков — аспиранты и магистры Школы философии НИУ ВШЭ. Тема нового пересказа — «Рене Декарт: как он мыслит и как существует».

Портрет современного философа

Представления о философах как о странных занудных людях тотально устарели, уверен Александр Павлов — доцент Школы философии НИУ ВШЭ, исследователь массового и культового кинематографа. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал о задачах молодых философов, эросе познания, постыдных удовольствиях и Школе философии ВШЭ.

Философский бакалавриат дает максимальные возможности в будущем

Первый заместитель декана факультета гуманитарных наук Дмитрий Носов рассказывает, почему философское образование — лучшая стартовая площадка для построения практически любой карьеры.

7 причин поступать в Вышку на философию

Образовательная программа «Философия» и ее выпускники развенчивают мифы о том, что гуманитарное образование не часто окупается в дальнейшем достойным заработком. Изучать философию может быть не только чрезвычайно интересно, но и перспективно!

Наследие Дидро обсудили в трехмерном формате

5-6 декабря в ВШЭ прошла Международная конференция «Дидро. Энциклопедия. Просвещение», организованная сразу тремя факультетами — философии, истории и филологии. В работе форума приняли участие исследователи из университетов Франции.