• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Философия — школа свободы

В этом году студенты шестой раз подряд выбрали профессора Школы философии Елену Драгалину-Черную лучшим преподавателем ВШЭ. Она руководит бакалаврской программой «Философия» и преподает студентам логику. В интервью новостному порталу ВШЭ она рассказала, в чем секрет лучшего преподавателя, зачем философу математические доказательства и почему белая лошадь — не лошадь.

 

Елена Драгалина-Черная

О математике и гуманитариях

С юности мне хотелось заниматься одновременно литературой и математикой. Идеальным местом встречи этих, казалось бы, расходящихся профессиональных траекторий оказалась философия. Ведь именно философия ставит значимые для литературы экзистенциальные проблемы, стремясь вместе с тем приблизиться к математическим стандартам доказательности.

Я уверена, что если студенты-гуманитарии не будут ограничивать себя искусственными рамками («я гуманитарий, математика не для меня»), то они легко преодолеют сложности в изучении не только математики, но и новейшей цифровой гуманитаристики (Digital Humanities). Впрочем, по замечанию знаменитого русского математика Андрея Андреевича Маркова, сама математика, в сущности, наука гуманитарная, ведь она изучает то, что «напридумывал» человек.

О логике, философии и коварном гуру

В Вышку я пришла десять лет назад, когда создавался философский факультет (сейчас Школа философии). Я преподавала логику на разных программах, но больше всего люблю работать с философами, поскольку считаю логику царским путем рационального философствования.

Безусловно, логический подход к философским проблемам может вызвать у студентов недоумение: «Зачем мне все эти “технические” сложности?». Мне нравится популярная в современной аналитической философии псевдоиндийская притча о юноше, отправившемся в горы Тибета к некоему всезнающему гуру в поисках ответа на вопрос о смысле жизни. Пройдя множество испытаний, он добрался до старца, который сказал ему следующее: «Я поведаю тебе о смысле жизни, но сначала тебе нужно разобраться в определении истины по Тарскому, теореме Геделя о неполноте и скептическом аргументе Крипке». «Тогда, пожалуй, не надо», — произнес юноша, разочарованно покидая гуру.

В своих рассуждениях обычные люди (и студенты не являются здесь исключением) систематически нарушают все мыслимые логические нормы

И дело, конечно, не только и не столько в тернистости предложенного пути. Пробираться к решению философской проблемы через математические дебри современной логики не только сложно, но и опасно. Следуя таким кружным путем, можно оказаться не там, где планировал, получив в качестве результата скорее всего не ответ на поставленный вопрос, а объяснение, почему вопрос был поставлен неправильно. Что, впрочем, тоже немало, ведь со времен Сократа прогресс в философии измеряется качеством вопроса.

Можно ли научить доказательному рассуждению?

Логика традиционно считается нормативной теорией доказательных рассуждений. Современная логика весьма либеральна, она признает многообразие собственных норм. И все же реальные люди — это не идеальные познающие субъекты, о которых всегда грезили философы. В своих рассуждениях обычные люди (и студенты не являются здесь исключением) систематически нарушают все мыслимые логические нормы. Подобно поведенческой экономике, повернувшейся к «нерациональным» экономическим агентам, логика столкнулась с задачей пересмотра представлений о соотношении рационального и нерационального в рассуждениях агентов с ограниченными ресурсами, каковыми мы все с вами и являемся. В своей последней книге «Неформальные заметки о логической форме» я пытаюсь подойти к вопросу о нормативности логики исторически, через эволюцию представлений о формальности доказательного рассуждения от Аристотеля до наших дней.

Философский характер имеют актуальные проблемы искусственного интеллекта, виртуалистики, нейронауки, медиа, межконфессиональной и межкультурной коммуникации, биоэтики

Интригующей научной и педагогической задачей мне кажется анализ приемов рассуждения и аргументации в философском дискурсе. В учебном курсе логики, который мы ведем совместно с моим бывшим аспирантом Виталием Долгоруковым, также ставшим в этом году лучшим преподавателем, студенты не только решают логические задачи и изучают свойства логических систем, но и читают репрезентативные философские тексты. В круг их чтения входят как вполне ожидаемые Куайн, Тьюринг, Витгенштейн и Крипке, так и, скажем, древнекитайский философ Гунсунь Лун. Его парадокс «белой лошади» («Белая лошадь не лошадь, ведь белая лошадь не то же, что рыжая, а рыжая лошадь — лошадь»), производящий на первый взгляд впечатление тривиального софизма, требует от студентов нетривиального анализа преимуществ и издержек онтологических доктрин реализма и номинализма.

Уверена, что в философском образовании монологическая процедура классической лекции должна быть дополнена интерактивными формами, среди которых наряду с живым диалогом ключевую роль играет общение с классическим текстом.

О преподавательском успехе и ценности философии

Безусловно, решающий вклад в успех преподавателя вносит его научная компетентность и увлеченность предметом. Преподаватель должен, однако, признавать суверенное право студента иметь собственные интеллектуальные пристрастия. К счастью, подобное признание составляет часть профессиональной компетенции преподавателя философии, воспринимающей мир как универсум равноправных мыслящих людей.

«Философия — школа свободы», — говорится в Парижской декларации ЮНЕСКО. Обучая свободному, рефлексивному мышлению, философия противостоит пропагандистским манипуляциям, фанатизму и нетерпимости. Она не только выполняет негативную, критическую функцию по отношению к идеологическим фантомам, но и позитивным образом расширяет наше знание о границах возможного. Но именно такое знание наиболее ценно в динамическом мире. Философский характер имеют актуальные проблемы искусственного интеллекта, виртуалистики, нейронауки, медиа, межконфессиональной и межкультурной коммуникации, биоэтики. Неудивительно, что философские факультеты существуют во всех крупных университетах мира.

Пожелание будущим студентам

Как академический руководитель бакалаврской образовательной программы «Философия» я хочу пожелать всем тем, кто поступит к нам на первый курс, любить истину и поиск истины. Это не парадные слова. Скорее практический совет. Как признавался Эйнштейн, объективность научного знания спасала его от субъективности и разочаровывающих случайностей обыденной жизни. В учебе неизбежны творческие неудачи, несчастливые билеты и строгие оценки на экзаменах, ошибки, как ваши, так и ваших преподавателей. И только неутилитарная устремленность к объективности, неутомимость в поиске истины, позволяет нам сохранять оптимизм и получать вполне утилитарные результаты.

Вам также может быть интересно:

«Междисциплинарные исследования – новые перспективы для философии»

Что связывает философов, лингвистов и логиков? Как подружиться с десятком иностранных центров за полтора года? Может ли наука изолироваться от внешнего мира? На эти и другие темы размышляет заведующая Международной лабораторией логики, лингвистики и формальной философии Елена Драгалина-Черная.

Между двумя университетами

Выпускница аспирантской школы по философским наукам ВШЭ 2017 года Алина Перцева защитила кандидатскую диссертацию одновременно в Вышке и Университете Париж-VIII. Как ей это удалось и чем отличаются российский и французский подход к исследованиям, она рассказала новостной службе ВШЭ.

Запретное знание

Абсолютная свобода слова и совести в Древней Греции — миф. Каждый мог публично критиковать политиков, но высказываться о религии и мироустройстве было чревато. Философов приговаривали к смерти как безбожников, их учения запрещались, а книги горели на кострах. Феномен античной цензуры исследовал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

«Лично мне изучение философии помогло немного разобраться в собственной жизни»

В Москве завершилась Осенняя школа философии, организованная Вышкой для старшеклассников из российских регионов. 22 школьника вместе с преподавателями и исследователями ВШЭ выясняли, для чего сейчас получать философское образование в университете и чем оно помогает в жизни и карьере.

Законы тайм-менеджмента по Платону

Алексей Плешков, выпускник первого набора академической аспирантуры ВШЭ, летом 2016 года защитил кандидатскую диссертацию по философии. О том, как спортсмен стал исследователем Платона, чего не хватает российским студентам по сравнению со студентами Оксфорда и что значит быть цельным человеком с точки зрения древнегреческой философии, Алексей рассказал новостной службе ВШЭ.

Ученый ВШЭ стал лауреатом Литературной премии имени Александра Пятигорского

Профессор Школы философии НИУ ВШЭ Александр Филиппов стал лауреатом третьего сезона Литературной премии имени Александра Пятигорского с книгой «Sociologia. Наблюдения. Опыты. Перспективы».

Студенты перескажут философов в театральном формате

27 октября состоится вторая встреча в рамках проекта «Пересказы философии», который стал победителем конкурса «Фабрика идей» Российской государственной библиотеки для молодежи. В роли рассказчиков — аспиранты и магистры Школы философии НИУ ВШЭ. Тема нового пересказа — «Рене Декарт: как он мыслит и как существует».

Портрет современного философа

Представления о философах как о странных занудных людях тотально устарели, уверен Александр Павлов — доцент Школы философии НИУ ВШЭ, исследователь массового и культового кинематографа. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал о задачах молодых философов, эросе познания, постыдных удовольствиях и Школе философии ВШЭ.

Философский бакалавриат дает максимальные возможности в будущем

Первый заместитель декана факультета гуманитарных наук Дмитрий Носов рассказывает, почему философское образование — лучшая стартовая площадка для построения практически любой карьеры.

7 причин поступать в Вышку на философию

Образовательная программа «Философия» и ее выпускники развенчивают мифы о том, что гуманитарное образование не часто окупается в дальнейшем достойным заработком. Изучать философию может быть не только чрезвычайно интересно, но и перспективно!