RU

Как оценить качество образования?

8 апреля в ГУ-ВШЭ состоялся круглый стол "Оценка качества образования в Российской Федерации" в рамках традиционного научного семинара под руководством Я. Кузьминова, Б. Рудника и И. Фрумина "Актуальные исследования и разработки в области образования", на котором выступил вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

Виктор Болотов8 апреля в ГУ-ВШЭ состоялся круглый стол "Оценка качества образования в Российской Федерации" в рамках традиционного научного семинара под руководством Я. Кузьминова, Б. Рудника и И. Фрумина "Актуальные исследования и разработки в области образования", на котором выступил вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.

При оценке качества образования, сказал Виктор Болотов, представляя разработанный в Рособрнадзоре проект Общероссийской системы качества образования (ОСКО), предлагается выделить три момента: это оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся, оценка эффективности деятельности образовательного учреждения и оценка эффективности деятельности всей образовательной системы страны.

При этом г-н Болотов выступил против бытующей практики автоматически оценивать эффективность деятельности муниципальных и региональных образовательных систем по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Такой подход, по его словам, "абсолютно неверен, ибо нельзя "автоматом" использовать в качестве средства определения квалификации учителя или образовательного учреждения только оценку индивидуальных достижений".

В свое время, напомнил докладчик, проводилась попытка выяснить, где ученики лучше знают русский язык — в Карачаево-Черкесии, или в Санкт-Петербурге. При этом в городе на Неве экзамен сдавали все учащиеся школ и профучилищ, а в Карачаево-Черкесии — только сорок человек. И средний балл в Карачаево-Черкесской республике оказался выше. Но в результате-то "вышло бессмысленное и некорректное сравнение".

Далее Болотов поставил под сомнение корректность различных систем рейтингов, которые применяются для оценки эффективности образовательного процесса, в том числе, и в международном сравнении. "Все рейтинги — вещь весьма спорная, но кое-что понять они позволяют". Сегодняшние рейтинги "составляемые по формальным показателям, по квадратным метрам на душу населения, не являются поводом для сравнения… Целесообразно использовать кластерные подходы для сравнения с себе подобными по значимым показателям. Что касается рейтингов, то я бы сказал предельно жестко: рейтингов может быть множество, но все они бессмысленны, если нет потребителя их результатов, если нет тех, кто, изучая результаты рейтингов, принимает те или иные решения". В этом году, отметил докладчик, во всех регионах страны введена практика ЕГЭ, который уже "является не экспериментом, а действует реально, в штатном режиме".

Виктор БолотовСейчас начата работа по проведению проверок, касающихся стартовой готовности к обучению в школе (первый класс), готовности к обучению в основной школе (четвертый класс), причем, это не экзамены по русском языку и математике. "С одной стороны, это тестирование на грамотность, на готовность учащихся к обучению в основной школе". Но диагностика "является не самоцелью", а сигналом для родителей и учителей для определения верного выбора относительно того, "что ребенок умеет, и чего не умеет".

При оценке деятельности школ особое внимание будет уделяться вопросам, остро волнующим родителей учеников — вопросам специализации, охраны здоровья, питания. "Есть намерение аттестационные материалы, разрабатываемые на федеральном уровне, использовать при аккредитации школ — с тем, чтобы можно было сравнивать результаты и высказывать гипотезы относительно качества образования в данном субъекте Федерации". 20% школ, по словам В. Болотова, ежегодно проходят процедуры аккредитации, "и важно, чтобы в эти 20% попадали школы разных типов".

Кроме того, при оценке деятельности региональных и муниципальных образовательных систем, "нужен социальный охват, для сравнения ситуации в регионах следует проводить мониторинги по отдельным предметам и компетенции в одной школе". При этом нет необходимости брать все школы, а осуществлять эти мониторинговые исследования по презентативной выборке. Такие проекты предполагается реализовать уже в текущем году в рамках Федеральной целевой программы развития российского образования.

Результаты таких мониторингов активно используются для разработки образовательных стандартов, в том числе, используются в этих целях и результаты ЕГЭ. "Авторы учебников очень активно просят нас предоставить им результаты ЕГЭ по заданиям", — подчеркнул, в частности, В. Болотов. Говоря о проблемах образования регионального уровня, где сейчас вводят новую систему оплаты труда, В. Болотов заметил, что такая оплата "должна осуществляться по результатам деятельности учителя". А кроме ЕГЭ никакого другого инструмента нет. И это обстоятельство таит угрозу для самого ЕГЭ, "поскольку завышается мотивация учителей и региональных органов управления образования на фальсификацию результатов ЕГЭ, что является диверсией против единого экзамена…".

Но образовательные учреждения, имея на руках результаты независимых оценок, стали проектировать свое развитие. "Для нас принципиально важно, что школа, которая проигрывает соседям, начинает при переходе к нормативно-подушевой системе финансирования, конкурировать за учеников. А родители, о чем свидетельствуют результаты опросов, часто выбирают школу по принципу: "Как у вас сдали ЕГЭ по математике или по русскому языку?". То есть в России начинается выбор старших школ по параметрам ЕГЭ. И "школы начинают проектировать улучшение ЕГЭ, что включает в себя приобретение новых учебных материалов, повышение квалификации учителей и т.д.". В данном направлении, по мнению В. Болотова, надо заниматься консалтингом и выявлять удачные примеры проектирования в целях развития школы.

Говоря об оценке индивидуальных достижений выпускников в контексте качества профессионального образования, г-н Болотов сообщил, что достигнуто соглашение с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) о создании системы по оценке профессиональной компетенции выпускников, которая должна производиться отраслевыми союзами РСПП. "Все большее количество отраслей включается в подготовку профессиональных стандартов и создание системы негосударственной оценки индивидуальных достижений выпускников", — отметил В. Болотов.

Начала реально развиваться общественно-профессиональная аккредитация. Одним из наглядных примеров этого развития является деятельность организации "Рейтинг образовательных ресурсов" ("Рейтобр").

В целом сделана попытка "сформировать некую дорожную карту, с помощью которой можно получать набор задач, программ и действий, которые необходимо реализовать, чтобы успешно решить проблему создания Общероссийской системы оценки качества образования", — подчеркнул В. Болотов.

Ярослав КузьминовСвое мнение об измерении качества образования высказал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Логика этого измерения, отметил, в частности, он, включает две модели. Первая модель — это "модель планки", или "установления соответствия", которую можно разделить "на своего рода четырехчленную матрицу", где с одной стороны находится то, что измеряется, или результаты образования, или условия образования. И спор о том, что лучше измерять, и что не следует измерять, это "спор из области демагогии", т.к. невозможно только через результат измерить потенциальное качество образовательного процесса. "Учитель, подготовивший блестящий состав учеников, может уйти на будущий год из школы, и если мы будем условно ориентироваться только на результат, а не рассмотрим нынешний кадровый состав этой школы, то мы совершим неправильное измерение", — заметил ректор Вышки. Вторая часть этой матрицы — это нормативные требования, апофеозом которых являются нормативные стандарты".

При усложнении системы образования, "что происходит на наших глазах", люди, вовлеченные в образовательный процесс, начинают придавать все большее значение "измерению результатов, а не условий образования, и измерению ожиданий, а не стандартов или зафиксированных норм".

Говоря о ЕГЭ, "который поставлен в центр дискуссий", Я. Кузьминов отметил, что ЕГЭ является оценкой того, насколько соответствует результат образования заранее сформированным стандартам и нормативным требованиям, а не ожиданиям. "Это — первая форма независимой оценки качества в функциональном масштабе — и эта попытка, что важно видеть, не исчерпывающа, набор возможных измерений очень широк".

Наряду с такого рода моделью измерения, существует и другая модель — так называемая открытая оценка, или оценка достижений. "Классическим случаем измерения достижений является число лауреатов Нобелевских премий на один университет, — напомнил ректор Вышки. — Есть некая конвенция, что Нобелевский лауреат — это бесспорный ученый, который концентрирует вокруг себя других ученых, и что можно с большой достоверностью измерять исследовательский потенциал университета числом его Нобелевских лауреатов".

Такая открытая оценка распространена применительно к рейтингам учебных заведений в высших — и не только высших — учебных заведениях США. Достаточно активно она обсуждается и у нас, но не применительно к университетам, а применительно к детям. "Когда мы говорим о необходимости учета "портфолио" ученика, это и есть, по сути, оценка его достижений. Совершенно понятно, с какого рода проблемой мы сталкиваемся сейчас". При любой неформализованной оценке, не подлежащей публичному контролю на каждой его стадии, у "нас должны быть очень сильные репутационные эффекты, видные всем участникам, должна быть высока репутация тех людей, кто измеряет, кому мы доверяемся". "Трагедия российской системы образования состоит в том, что практически перестали работать эти репутационные эффекты, и нам крайне сложно, в отличие от американских школ, измерить "портфолио" ученика, поскольку у российского образования нет долгих отношений между университетом и школой…".

Что представляется перспективным? "Сейчас (и мы в документе "Российское образование — 2020" зафиксировали некоторые параметры такого перехода) во всем мире, а не только в России, происходит переход к новой модели образования". Применительно к сегодняшнему предмету семинара это "означает выход на глобальные стандарты, на глобализацию этих стандартов, которые выше национальных". Это означает и расширение возможного диапазона измерений, когда мы опускаем планку измерений, пусть точечных, от точки окончания средней школы на протяжении всей средней школы, когда мы начинаем измерять профессиональные компетенции. Это и расширение состава субъектов, чьим ожиданиям и чьим требованиям должно соответствовать образование… Классическим примером является включение в последние три-четыре года работодателей в качестве полноправного измерительного субъекта качества образования.

При таком положении и государство, и клиенты образования, прежде всего, семьи, и образовательное профессиональное сообщество "должны научиться работать в условиях многофакторного и многосубъектного измерения качества образования".

"И мы зря ломаем копья вокруг ЕГЭ, поскольку этот экзамен является лишь первой попыткой создать некоторый механизм, попыткой, которая не может быть полностью успешной по той простой причине, что мы в эту попытку вложили все свои желания. Однако так не бывает — даже самая красивая девушка может дать только то, что она может…".

А что нужно критикам ЕГЭ, чтобы их потребности были реализованы? В первую очередь, "это модификация взаимного поиска "ученик — учитель", которая составляет суть всех измерений образования". Университет ищет абитуриента, а абитуриент ищет университет. Семья ищет школу, а школа ищет хороших учеников. "Вот этот момент взаимного выбора и есть главный момент, для которого и строится система измерений".

Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Виктории Силаевой

Ссылки по теме: