RU

Неформальные связи не способствуют формированию доверия в обществе

В чем исторические причины низкого уровня доверия в странах Ближнего Востока? Какова роль гражданского общества, самоорганизации в формировании межличностного доверия и доверия между человеком и государством? Об этом на лекции «Доверие, социальный капитал и ценности в сравнительной перспективе» рассказал профессор экономики и политических наук университета Дьюка (США) Тимур Куран. Лекция прошла на Шестом международном семинаре ЛССИ в рамках XVII Апрельской международной научной конференции

В своей презентации докладчик ставил перед собой цель объяснить причины низкого уровня доверия в странах Ближнего Востока. Как и многие исследователи, Куран считает доверие необходимым условием успешного экономического развития, так как оно снижает экономические издержки в процессе взаимодействия.

Данные всемирного исследования ценностей (World Values Survey) показывают, что уровень генерализованного доверия в мусульманских странах ниже, чем в других регионах. Об этом свидетельствует классический индикатор уровня генерализованного доверия — вопрос «Считаете ли вы, что большинству людей можно доверять или осторожность в отношениях с людьми не повредит», который может по-разному интерпретироваться в разных культурах. Кроме того, Куран рассказал о результатах исследований, основанных на игровых экспериментах, подтверждающих низкий уровень доверия в мусульманских странах.

С точки зрения экономической антропологии, разница в уровне доверия между мусульманскими странами и странами Западной Европы может быть объяснена различием в механизме доступа к различным государственным услугам. Европейская модель подразумевает, что доступ к таким услугам гарантирован знанием о существующих законах и их исполнением. По контрасту, восточная модель требует использования неформальных связей, обеспечивающих доступ к инсайдерам, способным помочь в получении определенных товаров или услуг.

Согласно исследованию профессора Курана, низкий уровень доверия в мусульманских странах может быть объяснен тремя историческими механизмами. Во-первых, масштабом организации местного бизнеса. В то время как в Европе формировались бизнес-корпорации, мусульманские страны только начинали использовать корпоративную систему организации. Во-вторых, спецификой функционирования исламских судов, где при прочих равных условиях решение принималось в пользу представителей элит, мужчин и людей, исповедующих ислам. В результате подобного фаворитизма этим группам доверяли меньше, чем остальным. Несмотря на то, что исламские суды на сегодняшний день практически исчезли, недоверие, порожденное ими, до сих пор существует. В-третьих, причиной низкого доверия стало слабое развитие гражданского общества. Вплоть до XX века исламские общества характеризовались низким уровнем политического участия, самоорганизации и низким потенциалом к формированию сообществ. Все указанные условия препятствовали формированию высокого уровня доверия.

Подводя итог, Куран предложил два пути преодоления проблемы низкого доверия в мусульманских странах. Первый путь основан на концепции Роберта Патнама и предполагает развитие гражданского общества. Второй путь лежит через расширение экономического и социального взаимодействия. Индивиды, принадлежащие к различным социальным группам, обладают специфическими навыками и способностями. В процессе кооперации эти навыки и способности начинают дополнять друг друга и уровень межличностного доверия таким образом повышается. 

Олеся Волченко и Екатерина Лыткина, Лаборатория сравнительных социальных исследований