• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые ВШЭ сравнили успехи российских и британских первоклассников

Исследователи из Института образования ВШЭ разработали инструмент, позволяющий сравнивать прогресс детей в начальной школе. Первые результаты получены на выборке первоклассников из России и Великобритании.

Первую попытку провести международное сравнение достижений первоклассников исследователи из Высшей школы экономики и Университета Дарема предприняли в 2014 году. Целью исследования было, во-первых, проверить, возможно ли с помощью iPIPS (The International Performance Indicators in Primary Schools) сравнивать уровень готовности к школе детей из разных стран (Англии, Шотландии и России), и, во-вторых, сравнить прогресс детей за первый год в школе, несмотря на разницу детей в возрасте, культурные различия и различия в образовательных практиках этих стран.

iPIPS — международное исследование детей на входе в начальную школу и их индивидуального прогресса в течение первого года обучения. Каждый цикл обследования предполагает два этапа — в начале и в конце учебного года, в мае. Инструмент разрабатывается с 1994 года Центром оценки и мониторинга Университета Дарема, Великобритания, изначально он создавался как стартовый показатель, относительно которого можно проследить развитие детей в первые годы обучения в школе. Набор заданий, используемый для диагностики ребенка, включает в себя несколько блоков заданий (математика, чтение, фонематическая грамотность и словарный запас. Сегодня инструмент используется более чем 10 странах, в России с его помощью обследовано более 20000 детей.

Исследование на тот момент носило разведывательный характер и проводилось на ограниченной выборке — в России она составила 300 человек. Эти результаты опубликованы в журнале «Assessment in Education: Principles, Policy & Practice».

Ученым удалось построить единую метрическую шкалу достижений детей из разных и сравнить результаты по математике первоклассников из России, Англии и Шотландии с помощью доработанного инструмента iPIPS.

Исследователи отмечают, что Россия является первой неанглоязычной страной, в которой проводится полноценное сопоставительное исследование с помощью инструмента iPIPS на репрезентативной выборке, после проведения серии адаптационных процедур и психометрических исследований. «В этой статье мы описываем инструмент и подтверждаем нашу гипотезу о возможности проведения международного исследования по сравнению первоклассников», — подчеркивают ученые.

При создании инструмента международного сравнительного исследования всегда встает вопрос его применения для разных культур. Разработанный в рамках одной культуры инструмент для измерения определённого конструкта вовсе не обязательно способен эквивалентно измерять тот же конструкт в рамках другой культуры. В случае с iPIPS было еще одно обстоятельство, усложняющее процесс адаптации инструмента — возраст, когда дети идут в школу. В Великобритании дети идут в школу в возрасте 4-5 лет (при этом в Англии скорее в 4, а в Шотландии — в 5), а в России дети в среднем идут в школу в возрасте 7 лет (7,3 года в среднем по выборке).

Исследователи изменили изначальный инструмент, убрав очевидно легкие задания для наших детей и добавив для них более адекватные по сложности задания. При этом ряд заданий остались такими же, как в оригинальном инструменте — именно за счет этих общих заданий удалось сопоставить результаты по математике в начале и конце обучения детей в первом классе. Всего английские и шотландские, а также российские первоклассники выполняли по 70 заданий, из них 20 заданий составили общее для всех групп ядро вопросов.

«Мы специальным образом учитывали и обрабатывали те задания, которые работали в пользу русских или английских детей, имеющих одинаковые способности. Например, русские дети в силу возраста лучше знают двузначные и трехзначные числа, в то же время английские дети успешнее решают логические задачи. Эти задания могут несправедливо функционировать по отношению к детям из разных групп, просто потому что эти дети русские, или шотландцы, а не потому что они хуже знают какие-то вещи. Такие задания мы рассматривали как уникальные для детей из разных стран», — говорят авторы исследования.

Учитывая то, что в России дети начинают учиться позже, то на стартовой точке они знают гораздо больше (в начале первого класса российские первоклассники находятся примерно на том же уровне, как английские и шотландские дети в конце первого класса). А вот прирост результатов за год у российских детей меньше, чем у шотландцев. По словам исследователей, это может объясняться тем, что прирост знаний у детей более младшего возраста происходит очень быстро.

«Уникальность этого исследования в том, что, во-первых, это первое международное исследование детей, которое позволяет напрямую сравнить готовность детей к школе, в частности, базовые навыки по математике на входе в школу в разных странах. Во-вторых, мы используем очень надежный и валидный инструмент (iPIPS используется по всему миру уже около 20 лет, с его помощью более 2 млн детей в разных странах мира). И в-третьих, он открывает возможность найти ответ на вопрос, в каком возрасте дети должны идти в школу, — считает один из авторов исследования, директор Центра мониторинга качества образования Института образования ВШЭ Елена Карданова. — Мы планируем обследовать детей, которых мы опрашивали два года назад, весной 2017 года, то есть в конце их третьего класса, а затем весной 2018 года. Когда мы получим данные всех обследований, у нас будет серьезная база для оценки и сравнения прогресса детей за весь период обучения в начальной школе».