Солощева Мария Алексеевна
- Заместитель руководителя департамента, Доцент, Координатор языкового направления (китаеведение) по основной образовательной программе бакалавриата "Востоковедение и африканистика":НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения / Департамент востоковедения и африканистики
- Академический руководитель образовательной программы:Востоковедение
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 19 лет.
Образование, учёные степени
- 2014Кандидат исторических наук
- 2009
Магистратура: Санкт-Петербургский государственный университет, факультет: Восточный, специальность «Востоковедение, африканистика», квалификация «Магистр востоковедения и африканистики»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Дополнительное образование:
Достижения и поощрения
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2021)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2019)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2016)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (ноябрь 2015)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2020-2021, 2019-2020)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2015-2016)
Полномочия / обязанности
- координирует учебно-методическую деятельность преподавателей ДВА,
осуществляет текущий контроль за качеством подготовки программ учебных дисциплин, регулярно предоставляет руководителю Департамента отчёты о выполнении учебных планов, обеспечении учебного процесса методическими материалами;
- в соответствии с поручением руководителя Департамента организует работу Учебно-методической комиссии, в частности, проводит регулярные рабочие совещания по вопросам лингвострановедческой подготовки студентов;
- во взаимодействии с Учебным офисом разрабатывает и вносит на рассмотрение руководителя Департамента предложения по совершенствованию базовых и рабочих учебных планов, образовательных стандартов;
- совместно с руководителем Департамента контролирует распределение нагрузки ППС;
- курирует вопросы, связанные с оформлением сотрудников ДВА на работу и прохождением конкурса ППС;
- в рамках распределения функций внутри ДВА курирует образовательную деятельность направления «Исследования Восточной и Юго-Восточной Азии».
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Источниковедение стран Ближнего Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Источниковедение стран Восточной и Юго-Восточной Азии (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Начальный курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История восточных цивилизаций (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Религиозно-философские традиции Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История восточных цивилизаций (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Религиозно-философские традиции Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Россия и страны Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 4 модуль)Рус
- Сравнительная история цивилизаций Восточной и Юго-Восточной Азии (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История восточных цивилизаций (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Религиозно-философские традиции Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Россия и страны Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика", направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика"; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Россия и страны Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика", направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика"; 2-й курс, 4 модуль)Рус
- Сравнительная история цивилизаций Восточной и Юго-Восточной Азии (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Базовый курс китайского языка: этап 2 (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История восточных цивилизаций (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Концепции современного востоковедения (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1, 2 модуль)Рус
- Религиозно-философские, политические и экономические традиции народов Востока (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3, 4 модуль)Рус
- Сравнительная история цивилизаций Восточной и Юго-Восточной Азии (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1, 2 модуль)Рус
Гранты
Грант РФФИ №-15-36-1498\15 на проведение мероприятия
I Молодежная международная конференция "Методы точных наук в востоковедении", 10-11 ноября 2015 г.
Публикации21
- Статья Зеленев Е. И., Солощева М. А. 20 лет политики КНР в Африке: из прошлого в будущее // Азия и Африка сегодня. 2021. № 2. С. 5-14. doi
- Статья Зеленев Е. И., Солощева М. А. ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ И ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ КНР В АФРИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС // Сравнительная политика. 2021. Т. 12. № 3. С. 142-164. doi
- Глава книги Зеленев Е. И., Солощева М. А. Китайское проникновение в Африку: сравнительно-историческая ретроспектива // В кн.: Логика новой мироустроительной архитектоники и стратегии держав / Рук.: А. Д. Воскресенский; сост.: А. Д. Воскресенский. М. : Стратегические изыскания, 2021. Гл. 19. С. 319-338.
- Книга Воскресенский А. Д., Кашин В. Б., Лукин А. В., Лунев С. И., Зеленев Е. И., Солощева М. А. Логика новой мироустроительной архитектоники и стратегии держав / Рук.: А. Д. Воскресенский; сост.: А. Д. Воскресенский. М. : Стратегические изыскания, 2021.
- Статья Зеленев Е. И., Солощева М. А. Китайское проникновение в Африку: сравнительно-историческая ретроспектива // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 4. С. 106-122. doi
- Глава книги Kokushkina I., Soloshcheva M. The Global Market of Educational Services in the Field of Higher Education: Features and Development Trends in the 21st Century, in: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. Granada, Spain: International Business Information Management Association (IBIMA), 2019. P. 9461-9466.
- Статья Kokushkina I., Soloshcheva M. The Role of Central Asia in the “One Belt—One Road” Initiative // Iran and the Caucasus. 2019. Vol. 23. No. 3. P. 283-298. doi
- Глава книги Солощева М. А. Политика КНР в отношении национальных автономных районов // В кн.: Модель развития современного Китая: оценки, дискуссии, прогнозы: научная монография. М. : Стратегические изыскания, 2019. Гл. 9. С. 237-264.
- Глава книги Кокушкина И. В., Солощева М. А. Страны Центральной Азии в политике КНР: проблемы и перспективы // В кн.: CAUCASO-CASPICA. Труды Института востоковедения Российско-Армянского университета, Ереван Вып. IV. издательство Российско-Армянского университета, 2019. С. 205-216.
- Статья Soloshcheva M. The “Uyghur Terrorism” Phenomenon: Historical Background and Genesis // Iran and the Caucasus. 2017. Vol. 21. No. 4. P. 415-430. doi
- Статья Солощева М. А. О роли института панчен-лам во внутренней политике империи Цин // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 4. С. 141-149.
- Статья Солощева М. А. ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ В КНР: PRO ET CONTRA // Азия и Африка сегодня. 2017. № 5. С. 49-55.
- Статья Soloshcheva M., Абдулоев Д., Никоноров В. П. Sogdiana of A. M. Belenitskiǐ // St. Petersburg Annual of Asian and African Studies. 2016. Vol. IV. P. 209-220.
- Статья Солощева М. А. ИНСТИТУТ ПАНЧЕН-ЛАМ В ЭПОХУ ИМПЕРИИ ЦИН: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 21. № 1. С. 103-111.
- Книга I Молодежная международная конференция «Методы точных наук в востоковедении», 10-11 ноября 2015 г.: Материалы конференции / Отв. ред.: М. А. Солощева. СПб. : Издательство РХГА, 2015.
- Статья Soloshcheva M. The "Сonquest of Qinghai" Stele of 1725 and the Aftermath of Lobsang Danjin’s Rebellion in 1723-1724 // St. Petersburg Annual of Asian and African Studies. 2015. No. III. P. 79-87.
- Препринт Soloshcheva M. The "Сonquest of Qinghai" Stele of 1725 and the Aftermath of Lobsang Danjin’s Rebellion in 1723-1724 / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2014. No. WP BRP 73.
- Глава книги Солощева М. А. Поиски легитимного преемника Далай-ламы VI // В кн.: Тибетология в Санкт-Петербурге. Сборник статей Вып. 1. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2014. С. 60-68.
- Статья Солощева М. А. Ссылка Далай-ламы VII 1728–1735 гг.: причины и последствия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2014. № 1. С. 55-62.
- Статья Солощева М. А. Кукунорский мятеж 1723–1724 годов и его значение для истории Тибета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2013. № 1. С. 58-67.
- Статья Солощева М. А. О роли школы Ньингма в политической и религиозной жизни Тибета (1642–1735) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2013. № 3. С. 62-72.
Опыт работы
2004-2006 НОУ ДО Гуманитарный Центр "Просвещение", преподаватель
2006-2007 Tianjin Corem International School in China, teacher
2008-2011 СПбГУЭФ, ассистент
2009-2011 СПбГУ, специалист по кадрам
2011-2014 СПбГУ, ассистент
Информация*
- Общий стаж: 11 лет
- Научно-педагогический стаж: 19 лет
- Преподавательский стаж: 11 лет
Чему учат востоковедов в Питерской Вышке? Рассказывает Мария Солощева
В 2021 году образовательная программа «Востоковедение» заняла первое место среди востоковедных бакалавриатов России по качеству бюджетного приема. Академический руководитель программы Мария Солощева рассказывает, что делает программу востребованной среди абитуриентов, какие языки изучают студенты и почему они учатся пять лет.
Востоковеды в Узбекистане
С 20 по 23 апреля 2022 состоялся визит делегации НИУ ВШЭ СПб в Узбекистан.
Кирилл Кравцов — о стажировке в двух университетах Китая и исследованиях
Осенью 2021 года студент 4 курса ОП «Востоковедение» Кирилл Кравцов опубликовал статью в научном журнале и начал стажироваться в двух университетах Китая одновременно — Шанхайском и Фудань. Поговорили со студентом об учёбе на программе, интересе к науке и переводам, публикации и о том, как сохранять активность при большой нагрузке.
Первая межвузовская экспертная дискуссия по цифровизации востоковедного образования в Школе востоковедения
26 мая 2020 года состоялась экспертная дискуссия «Востоковедное образование в эпоху цифровизации: реалии, вызовы и перспективы» на базе Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, в которой приняли участие ученые и руководители академических подразделений ряда ведущих вузов, осуществляющих подготовку востоковедов
Студенты Вышки изучили исламское образование в Дагестане
В рамках проекта «Открываем Россию заново» с 23 июня по 3 июля студенты московского и петербургского кампусов посетили республику Дагестан с целью изучения исламского образования в регионе. Исследование проводилось под руководством сотрудников НУЛ мониторинга рисков социально-политической дестабилизации Факультета социальных наук Леонида Исаева, Алисы Шишкиной и Евгения Иванова, а также Департамента востоковедения и африканистики Евгения Зеленева и Марии Солощевой.
Студенческая научно-исследовательская экспедиция "Сирийские беженцы в регионах России: проблемы интеграции. Кейс Республики Адыгея"
Студенты кампусов Москвы и Санкт-Петербурга под руководством сотрудников НУЛ мониторинга рисков социально-политической дестабилизации факультета социальных наук ВШЭ Андрея Коротаева, Леонида Исаева, Алисы Шишкиной и Евгения Иванова, а также Департамента востоковедения и африканистики Евгения Зеленева и Марии Солощевой посетили Республику Адыгея в период с 2 по 12 июля 2018 г. для проведения полевых исследований по проблеме интеграции репатриантов из Сирии в регионах России.
Китайская грамота
Богатая древняя культура Китая всегда притягивала пытливые умы, которые не боялись трудностей в изучении непростого языка этой страны. Сегодня владение китайским открывает еще и широкие карьерные возможности. Об этом и не только Департамент востоковедения и африканистики рассказал в школе №547 на районном фестивале восточной культуры и образования «День китайского языка. День перспектив».
Состоялся круглый стол «Тенденции образования в контексте культурно-этнического плюрализма»
15 мая в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Тенденции образования в контексте культурно-этнического плюрализма», организованный Департаментом востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Центром азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ. Данное мероприятие прошло в рамках конференции «Образование и мировые города: перспективы БРИКС», в которой приняли участие ведущие иностранные и отечественные эксперты в области образования.
Научный семинар «История восточных цивилизаций: концепция и ее критика»
15 апреля 2015г. Департамент востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург совместно с Центром азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ провел научный семинар «История восточных цивилизаций: концепция и ее критика».