Солощева Мария Алексеевна
- Заместитель директора института, Координатор языкового направления (китаеведение) по основной образовательной программе бакалавриата "Востоковедение и африканистика":НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения / Институт востоковедения и африканистики
- Доцент:НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге / Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения / Кафедра исследований Китая, Юго-Восточной и Южной Азии
- Академический руководитель образовательной программы:Востоковедение
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
- Научно-педагогический стаж: 20 лет.
Образование, учёные степени
- 2014Кандидат исторических наук
- 2009
Магистратура: Санкт-Петербургский государственный университет, факультет: Восточный, специальность «Востоковедение, африканистика», квалификация «Магистр востоковедения и африканистики»
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Дополнительное образование:
Достижения и поощрения
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2021)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2019)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (декабрь 2016)
- Благодарность НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург (ноябрь 2015)
Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2020-2021, 2019-2020)

Группа высокого профессионального потенциала (кадровый резерв НИУ ВШЭ)
Категория "Новые преподаватели" (2015-2016)
Полномочия / обязанности
- руководство Учебно-методическим советом Института, в полномочия которого входит координация учебно-методической деятельности преподавателей Института, осуществление текущего контроля качества подготовки программ учебных дисциплин, регулярное предоставление директору Института отчётов о выполнении учебных планов, обеспечение учебного процесса методическими материалами и др.
- координирование взаимодействия с отделом кадров по оформлению сотрудников Института на работу, соблюдения сотрудниками трудовой дисциплины и получения необходимых для производственной деятельности документов, обеспечение конкурсных процедур по избранию на должности Профессорско-преподавательского состава Института
- взаимодействие с Учебным офисом по вопросам, связанным с обеспечением учебного процесса Профессорско-преподавательского состава Института
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Источниковедение стран Ближнего Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Источниковедение стран Восточной и Юго-Восточной Азии (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Начальный курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Источниковедение стран Ближнего Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Источниковедение стран Восточной и Юго-Восточной Азии (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 3 модуль)Рус
- Начальный курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История восточных цивилизаций (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Религиозно-философские традиции Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Учебные курсы (2019/2020 уч. год)
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История восточных цивилизаций (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Религиозно-философские традиции Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Россия и страны Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 4 модуль)Рус
- Сравнительная история цивилизаций Восточной и Юго-Восточной Азии (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2018/2019 уч. год)
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История восточных цивилизаций (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Религиозно-философские традиции Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Россия и страны Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика", направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика"; 3-й курс, 2, 3 модуль)Рус
Россия и страны Востока (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика", направление "58.03.01. Востоковедение и африканистика"; 2-й курс, 4 модуль)Рус
- Сравнительная история цивилизаций Восточной и Юго-Восточной Азии (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1, 2 модуль)Рус
Учебные курсы (2017/2018 уч. год)
- Базовый курс китайского языка (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 1-4 модуль)Рус
- Базовый курс китайского языка: этап 2 (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 2-й курс, 1-4 модуль)Рус
- История восточных цивилизаций (Бакалавриат; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1-й курс, 2, 3 модуль)Рус
- Концепции современного востоковедения (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1, 2 модуль)Рус
- Религиозно-философские, политические и экономические традиции народов Востока (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 3, 4 модуль)Рус
- Сравнительная история цивилизаций Восточной и Юго-Восточной Азии (Майнор; где читается: Санкт-Петербургская школа социальных наук и востоковедения; 1, 2 модуль)Рус
Гранты
Грант РФФИ №-15-36-1498\15 на проведение мероприятия
I Молодежная международная конференция "Методы точных наук в востоковедении", 10-11 ноября 2015 г.
Публикации24
- Статья Зеленев Е. И., Солощева М. А. КНР и моделирование «новой геополитической реальности» в Африке // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. № 4. С. 41-59. doi
- Статья Зеленев Е. И., Солощева М. А. Китай в Африке: от стран-партнеров к странам-последователям. Часть 1 // Азия и Африка сегодня. 2022. № 7. С. 12-21. doi
- Статья Зеленев Е. И., Солощева М. А. Китай в Африке: от стран-партнеров к странам-последователям. Часть 2 // Азия и Африка сегодня. 2022. № 8. С. 14-25. doi
- Статья Зеленев Е. И., Солощева М. А. 20 лет политики КНР в Африке: из прошлого в будущее // Азия и Африка сегодня. 2021. № 2. С. 5-14. doi
- Статья Зеленев Е. И., Солощева М. А. ВОЕННАЯ СТРАТЕГИЯ И ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ КНР В АФРИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС // Сравнительная политика. 2021. Т. 12. № 3. С. 142-164. doi
- Глава книги Зеленев Е. И., Солощева М. А. Китайское проникновение в Африку: сравнительно-историческая ретроспектива // В кн.: Логика новой мироустроительной архитектоники и стратегии держав / Рук.: А. Д. Воскресенский; сост.: А. Д. Воскресенский. М. : Стратегические изыскания, 2021. Гл. 19. С. 319-338.
- Книга Воскресенский А. Д., Кашин В. Б., Лукин А. В., Лунев С. И., Зеленев Е. И., Солощева М. А. Логика новой мироустроительной архитектоники и стратегии держав / Рук.: А. Д. Воскресенский; сост.: А. Д. Воскресенский. М. : Стратегические изыскания, 2021.
- Статья Зеленев Е. И., Солощева М. А. Китайское проникновение в Африку: сравнительно-историческая ретроспектива // Сравнительная политика. 2020. Т. 11. № 4. С. 106-122. doi
- Глава книги Kokushkina I., Soloshcheva M. The Global Market of Educational Services in the Field of Higher Education: Features and Development Trends in the 21st Century, in: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. Granada, Spain: International Business Information Management Association (IBIMA), 2019. P. 9461-9466.
- Статья Kokushkina I., Soloshcheva M. The Role of Central Asia in the “One Belt—One Road” Initiative // Iran and the Caucasus. 2019. Vol. 23. No. 3. P. 283-298. doi
- Глава книги Солощева М. А. Политика КНР в отношении национальных автономных районов // В кн.: Модель развития современного Китая: оценки, дискуссии, прогнозы: научная монография. М. : Стратегические изыскания, 2019. Гл. 9. С. 237-264.
- Глава книги Кокушкина И. В., Солощева М. А. Страны Центральной Азии в политике КНР: проблемы и перспективы // В кн.: CAUCASO-CASPICA. Труды Института востоковедения Российско-Армянского университета, Ереван Вып. IV. издательство Российско-Армянского университета, 2019. С. 205-216.
- Статья Soloshcheva M. The “Uyghur Terrorism” Phenomenon: Historical Background and Genesis // Iran and the Caucasus. 2017. Vol. 21. No. 4. P. 415-430. doi
- Статья Солощева М. А. О роли института панчен-лам во внутренней политике империи Цин // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 4. С. 141-149.
- Статья Солощева М. А. ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ В КНР: PRO ET CONTRA // Азия и Африка сегодня. 2017. № 5. С. 49-55.
- Статья Soloshcheva M., Абдулоев Д., Никоноров В. П. Sogdiana of A. M. Belenitskiǐ // St. Petersburg Annual of Asian and African Studies. 2016. Vol. IV. P. 209-220.
- Статья Солощева М. А. ИНСТИТУТ ПАНЧЕН-ЛАМ В ЭПОХУ ИМПЕРИИ ЦИН: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 21. № 1. С. 103-111.
- Книга I Молодежная международная конференция «Методы точных наук в востоковедении», 10-11 ноября 2015 г.: Материалы конференции / Отв. ред.: М. А. Солощева. СПб. : Издательство РХГА, 2015.
- Статья Soloshcheva M. The "Сonquest of Qinghai" Stele of 1725 and the Aftermath of Lobsang Danjin’s Rebellion in 1723-1724 // St. Petersburg Annual of Asian and African Studies. 2015. No. III. P. 79-87.
- Препринт Soloshcheva M. The "Сonquest of Qinghai" Stele of 1725 and the Aftermath of Lobsang Danjin’s Rebellion in 1723-1724 / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2014. No. WP BRP 73.
- Глава книги Солощева М. А. Поиски легитимного преемника Далай-ламы VI // В кн.: Тибетология в Санкт-Петербурге. Сборник статей Вып. 1. СПб. : Петербургское Востоковедение, 2014. С. 60-68.
- Статья Солощева М. А. Ссылка Далай-ламы VII 1728–1735 гг.: причины и последствия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2014. № 1. С. 55-62.
- Статья Солощева М. А. Кукунорский мятеж 1723–1724 годов и его значение для истории Тибета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2013. № 1. С. 58-67.
- Статья Солощева М. А. О роли школы Ньингма в политической и религиозной жизни Тибета (1642–1735) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2013. № 3. С. 62-72.
Опыт работы
2004-2006 НОУ ДО Гуманитарный Центр "Просвещение", преподаватель
2006-2007 Tianjin Corem International School in China, teacher
2008-2011 СПбГУЭФ, ассистент
2009-2011 СПбГУ, специалист по кадрам
2011-2014 СПбГУ, ассистент
Информация*
- Общий стаж: 12 лет
- Научно-педагогический стаж: 20 лет
- Преподавательский стаж: 12 лет
Чему учат востоковедов в Питерской Вышке? Рассказывает Мария Солощева
Студенты образовательной программы «Востоковедение» погружаются в мировоззрение других культур и учатся выстраивать коммуникацию между Россией и странами Востока. На программе можно изучать четыре языка: два восточных и два европейских. Какие есть особенности у образовательной программы, почему студенты учатся пять лет и какие курсы изучают, рассказывает академический руководитель программы Мария Солощева.
Востоковедение открывает новые направления
Институт востоковедения и африканистики представил пять языковых направлений на Дне открытых дверей бакалаврской программы «Востоковедение» 12 ноября. В приемной кампании 2023 года программа продолжит прием на арабистику, китаистику и японоведение, возобновит прием на корееведение и откроет новое отделение — индологию. Кроме того, Институт приглашает абитуриентов на новую магистерскую программу с уникальным образовательным контентом «Кросс-культурные исследования стран Азии и Африки в контексте международных отношений». О тонкостях обучения и правилах поступления абитуриентам рассказали директор Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург профессор Евгений Зеленев и академический руководитель программы Мария Солощева.
Востоковедение открывает новые направления
Пять языковых направлений были представлены на Дне открытых дверей бакалаврской программы «Востоковедение» 12 ноября. В 2023 году программа продолжит прием на арабистику, китаистику и японоведение, возобновит прием на корееведение и откроет новое отделение — индологию. О тонкостях обучения и правилах поступления абитуриентам рассказали директор Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург профессор Евгений Зеленев и академический руководитель программы Мария Солощева.
Востоковеды в Узбекистане
С 20 по 23 апреля 2022 состоялся визит делегации НИУ ВШЭ СПб в Узбекистан.
Кирилл Кравцов — о стажировке в двух университетах Китая и исследованиях
Осенью 2021 года студент 4 курса ОП «Востоковедение» Кирилл Кравцов опубликовал статью в научном журнале и начал стажироваться в двух университетах Китая одновременно — Шанхайском и Фудань. Поговорили со студентом об учёбе на программе, интересе к науке и переводам, публикации и о том, как сохранять активность при большой нагрузке.
Первая межвузовская экспертная дискуссия по цифровизации востоковедного образования в Школе востоковедения
26 мая 2020 года состоялась экспертная дискуссия «Востоковедное образование в эпоху цифровизации: реалии, вызовы и перспективы» на базе Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, в которой приняли участие ученые и руководители академических подразделений ряда ведущих вузов, осуществляющих подготовку востоковедов
Студенты Вышки изучили исламское образование в Дагестане
В рамках проекта «Открываем Россию заново» с 23 июня по 3 июля студенты московского и петербургского кампусов посетили республику Дагестан с целью изучения исламского образования в регионе. Исследование проводилось под руководством сотрудников НУЛ мониторинга рисков социально-политической дестабилизации Факультета социальных наук Леонида Исаева, Алисы Шишкиной и Евгения Иванова, а также Департамента востоковедения и африканистики Евгения Зеленева и Марии Солощевой.
Студенческая научно-исследовательская экспедиция "Сирийские беженцы в регионах России: проблемы интеграции. Кейс Республики Адыгея"
Студенты кампусов Москвы и Санкт-Петербурга под руководством сотрудников НУЛ мониторинга рисков социально-политической дестабилизации факультета социальных наук ВШЭ Андрея Коротаева, Леонида Исаева, Алисы Шишкиной и Евгения Иванова, а также Департамента востоковедения и африканистики Евгения Зеленева и Марии Солощевой посетили Республику Адыгея в период с 2 по 12 июля 2018 г. для проведения полевых исследований по проблеме интеграции репатриантов из Сирии в регионах России.
Китайская грамота
Богатая древняя культура Китая всегда притягивала пытливые умы, которые не боялись трудностей в изучении непростого языка этой страны. Сегодня владение китайским открывает еще и широкие карьерные возможности. Об этом и не только Департамент востоковедения и африканистики рассказал в школе №547 на районном фестивале восточной культуры и образования «День китайского языка. День перспектив».
Состоялся круглый стол «Тенденции образования в контексте культурно-этнического плюрализма»
15 мая в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Тенденции образования в контексте культурно-этнического плюрализма», организованный Департаментом востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург и Центром азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ. Данное мероприятие прошло в рамках конференции «Образование и мировые города: перспективы БРИКС», в которой приняли участие ведущие иностранные и отечественные эксперты в области образования.
Научный семинар «История восточных цивилизаций: концепция и ее критика»
15 апреля 2015г. Департамент востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург совместно с Центром азиатских и африканских исследований НИУ ВШЭ провел научный семинар «История восточных цивилизаций: концепция и ее критика».