• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Начальный курс китайского языка

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 12

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины у студентов будут сформированы базовые знания и компетенции в области современного китайского языка - фонетика, иероглифика, нормативная грамматика и лексика в объеме, предусмотренном настоящей программой. Данный курс носит междисциплинарный характер, что обусловлено спецификой подготовки бакалавра по направлению «Востоковедение и африканистика», направленной на широкопрофильное обучение, которая требует использование материала и комментариев к нему по различным научным отраслям. В результате успешного прохождения курса студент овладеет нормативным произношением, ритмом речи, а также умением применять их для повседневного общения. Курс направлен на формировние навыков иероглифического письма, грамматических навыков, позволяющих понимать основные языковые материалы в повседневной жизни; навыков ведения беседы и диалога на китайском языке (путунхуа) в объеме, предусмотренном данной программой, а также на умение использовать адекватные социо-культурные модели коммуникации в типовых ситуациях. Программа предполагает изучение предмета «с нуля».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Начальный курс китайского языка» являются овладение знаниями и компетенциями в области современного китайского языка - фонетикой, графикой, нормативной грамматикой и лексикой в объеме, предусмотренном настоящей программой.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет нормативной фонетикой, базовой грамматикой, орфографическими, лексическими и грамматическими нормами китайского языка (путунхуа), а также базовой лексикой.
  • Владеет основными навыками лингвистического и филологического анализа текста на китайском языке.
  • Имеет навыки иероглифического письма, грамматические навыки, позволяющие понимать основные языковые материалы о повседневной жизни; навыки ведения беседы и диалога на китайском языке (путунхуа) в объеме, предусмотренном программой, использует адекватные социо-культурные модели коммуникации в типовых ситуациях.
  • Обладает навыками устного и письменного перевода с китайского языка на русский и с русского на китайский. Владеет навыками разговорно-бытовой речи (нормативным произношением и ритмом речи, применяя их для повседневного общения), а также соблюдает речевой этикет.
  • Понимает устную речь на бытовые темы, читать и понимать тексты на китайском языке на бытовые и др. часто встречающиеся темы, при необходимости привлекая словари. Делает сообщения, доклады (с предварительной подготовкой), участвует в обсуждении предложенных тем, не носящих узкоспециальный характер (задавать вопросы и отвечать на вопросы).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модуль первый
    Вводный фонетический курс Фонетический и иероглифический аспекты на первом этапе изучения осваиваются на занятиях отдельно. Произношение ставится на основе учебного пособия Н.А. Спешнева «Введение в китайский язык. Фонетика и разговорный язык», КАРО, 2016. На каждом занятии студенты последовательно осваивают определенные звуки китайского языка, тоны. Студентам предлагаются упражнения по отработке звуков и сочетаний звуков, упражнения, содержащие интонационные модели произнесения словосочетаний и предложений, упражнения по транскрибированию и чтению транскрипции. Литература по разделу: Основная литература: Базовый учебник по фонетике - Спешнев, Н.А. Введение в китайский язык. Фонетика и разговорный язык (+CD) / Н.А. Спешнев . – СПб. : КАРО, 2016 . – 256 с. Базовый учебник по иероглифике - Сторожук, А.Г. Введение в китайскую иероглифику : Учебно-справочное издание / А.Г. Сторожук . – 3-е изд., испр . – СПб. : КАРО, 2010 . – 592 с. Вводный иероглифический курс Фонетический и иероглифический аспекты на первом этапе изучения осваиваются на занятиях отдельно. Письменность изучается, главным образом, по учебнику А. Г. Сторожука «Введение в китайскую иероглифику», КАРО, 2014. На каждом занятии студенты последовательно осваивают несколько иероглифических ключей. Литература по разделу: Основная литература: Базовый учебник по иероглифике - Сторожук, А.Г. Введение в китайскую иероглифику : Учебно-справочное издание / А.Г. Сторожук . – 3-е изд., испр . – СПб. : КАРО, 2010 . – 592 с.
  • Модуль второй
    Раздел 1. Грамматика. Аудирование. Все уроки построены по единому образцу. Урок начинается с учебного текста, за которым следуют новые слова с переводом. Новые слова студентам предлагается выучить дома перед занятием в рамках самостоятельной работы. Количество новых слов, вводимых в одном уроке, составляет в среднем 25 – 40 лексических единиц. За комментариями к тексту следует теоретический материал по фонетике и иероглифике, а затем грамматические объяснения. В соответствии с грамматической и лексической темой подобраны упражнения. Каждый текст и все фонетические упражнения сопровождают аудиозаписи. В конце уроков присутствует раздел «Знаете ли вы», который поясняет различные культурные традиции китайцев, дополняя знания по языку умением понимать образ мыслей носителей языка. Уроки построены по принципу увеличивающейся сложности. На занятиях помимо основной литературы активно используются авторские материалы, разработанные составителями данной программы, – презентации, упражнения по грамматике. Занятия по грамматике сопровождаются с активной практикой навыков аудирования. В каждом уроке представленные тексты студенты сначала прослушивают на аудиозаписи, переводят, затем читают в учебнике. В то же время на начальном этапе изучения китайского языка важным является выполнение всех фонетических упражнений с использованием аудиоматериалов учебника. Все занятия включают как теоретический (лекционный) аспект – объяснение грамматического материала, так и практический аспект – чтение учебных текстов вслух, выполнение грамматических и лексических упражнений, проверка домашнего задания, диктант для проверки нового лексического материала. Литература по разделу: Основная литература: Базовый учебник – Developing Chinese : elementary comprehensive course (I) (+CD), , 2019. Дополнительная литература: На занятиях помимо основной литературы активно используются авторские материалы, разработанные составителями данной программы, – презентации, упражнения по грамматике.
  • Модуль третий
    Раздел 1. Грамматика. Аудирование. Занятия построены аналогично занятиям во втором модуле. Литература по разделу: Основная литература: Базовый учебник – Developing Chinese : elementary comprehensive course (I) (+CD), , 2019 Дополнительная литература: На занятиях помимо основной литературы активно используются авторские материалы, разработанные составителями данной программы, – презентации, упражнения по грамматике. Раздел 2. Лексика. Разговорный аспект. Занятия по разговорному аспекту основываются на изучении, заучивании, представленных в учебнике и составленных студентом самостоятельно, устных тем по учебному пособию Спешнева Н. А. «Введение в китайский язык». Каждая тема включает в себя несколько ситуативных диалогов, ориентированных на студентов, только приступивших к изучению китайского языка. Ознакомление с каждой из устных тем сопровождается упражнениями по аудированию, по переводу с китайского языка на русский и с русского на китайский язык. Студент заранее выучивает лексику к уроку и, проработав текст на занятии с преподавателем, записывает его дома, прослушав аудиозапись. Кроме аудиозаписей в быстром и медленном темпе студентам предлагается самостоятельно подготовить устное высказывание с использованием лексики из урока по заданной теме. В конце учебного года домашнее задание можно заменять с подстрочников на пересказ. Литература по разделу: Основная литература: Базовый учебник – Спешнев, Н.А. Введение в китайский язык. Фонетика и разговорный язык (+CD) / Н.А. Спешнев. – СПб. : КАРО, 2016 . – 256 с. Дополнительная литература: На занятиях помимо основной литературы активно используются авторские материалы, разработанные составителями данной программы, – презентации, упражнения по грамматике.
  • Модуль четвертый
    Раздел 1. Грамматика. Аудирование. Занятия построены аналогично занятиям во втором и третьем модуле. Литература по разделу: Основная литература: Developing Chinese : elementary comprehensive course (I) (+CD), 2019 Дополнительная литература: На занятиях помимо основной литературы активно используются авторские материалы, разработанные составителями данной программы, – презентации, упражнения по грамматике. Раздел 2. Лексика. Разговорный аспект. Занятия построены аналогично занятиям во втором и третьем модуле. Литература по разделу: Основная литература: Спешнев, Н.А. Введение в китайский язык. Фонетика и разговорный язык (+CD) / Н.А. Спешнев . – СПб. : КАРО, 2016 . – 256 с. Дополнительная литература: На занятиях помимо основной литературы активно используются авторские материалы, разработанные составителями данной программы, – презентации, упражнения по грамматике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 1.
    Оценка за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как среднее арифметическое оценок по этим видам заданий на всех аспектах.
  • неблокирующий Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 2.
    Оценка за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как среднее арифметическое оценок по этим видам заданий на всех аспектах.
  • неблокирующий Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 3.
    Оценка за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как среднее арифметическое оценок по этим видам заданий на всех аспектах.
  • неблокирующий Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 4.
    Оценка за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как среднее арифметическое оценок по этим видам заданий на всех аспектах.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 1.
    Контрольные работы первого модуля включают в себя фонетический диктант, чтение слогов по транскрипции, проверочную по ключам.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 2.
    Контрольные работы включают в себя задания на перевод с русского на китайский, поиск/исправление ошибки и перевод на русский язык, составление и перевод на русский язык предложения из разрозненных иероглифов и т.п.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 3.
    Контрольные работы включают в себя задания на перевод с русского на китайский, поиск/исправление ошибки и перевод на русский язык, составление и перевод на русский язык предложения из разрозненных иероглифов и т.п.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 4.
    Контрольные работы включают в себя задания на перевод с русского на китайский, поиск/исправление ошибки и перевод на русский язык, составление и перевод на русский язык предложения из разрозненных иероглифов и т.п.
  • неблокирующий Экзамен. Модуль 1.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей.
  • неблокирующий Экзамен. Модуль 2.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей.
  • блокирующий Экзамен. Модуль 4.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.16 * Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 1. + 0.24 * Контрольные работы. Модуль 1. + 0.6 * Экзамен. Модуль 1.
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.16 * Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 2. + 0.24 * Контрольные работы. Модуль 2. + 0.6 * Экзамен. Модуль 2.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.16 * Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 4. + 0.24 * Контрольные работы. Модуль 4. + 0.6 * Экзамен. Модуль 4.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Developing Chinese : elementary comprehensive course (I) (+CD), , 2019
  • Введение в китайский язык. Фонетика и разговорный язык, Спешнев, Н.А., 2016
  • Введение в китайскую иероглифику : Учебно-справочное издание, Сторожук, А.Г., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в китайский язык (Приложение к учебнику "Введение в китайский язык" ), Спешнев, Н.А., 2015