• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Базовый курс китайского языка

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 15
Контактные часы: 360

Программа дисциплины

Аннотация

Студент в результате освоения дисциплины овладеет базовыми знаниями и компетенциями в области современного китайского языка – нормативной грамматикой и лексикой в объеме, предусмотренном настоящей программой. В результате успешного прохождения курса у студента будут сформированы навыки ведения диалога на китайском языке (путунхуа), навыки чтения и перевода текстов с китайского языка на русский и с русского языка на китайский, а также базовые навыки лингвистического и филологического анализа текста на китайском языке в объеме, предусмотренном данной программой. Пререквизитом для данного курса является успешное освоение следующих дисциплин: Базовый курс китайского языка (1 курс).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение знаниями и компетенциями в области современного китайского языка - фонетикой, графикой, нормативной грамматикой и лексикой в объеме, предусмотренном программой.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет нормативной фонетикой, базовой грамматикой, орфографическими, лексическими и грамматическими нормами китайского языка, а также базовой лексикой.
  • Умеет понимать устную речь на бытовые темы, читать и понимать тексты на китайском языке на бытовые и др. часто встречающиеся темы, при необходимости привлекая словари. Делает сообщения, доклады (с предварительной подготовкой), участвует в обсуждении предложенных тем, не носящих узкоспециальный характер (задавать вопросы и отвечать на вопросы).
  • Обладает навыками устного и письменного перевода с китайского языка на русский и с русского на китайский. Владеет навыками разговорно-бытовой речи (нормативным произношением и ритмом речи, применяя их для повседневного общения), а также соблюдает речевой этикет.
  • Имеет навыки иероглифического письма, грамматические навыки, позволяющие понимать основные языковые материалы о повседневной жизни; навыки ведения беседы и диалога на китайском языке (путунхуа) в объеме, предусмотренном программой, использует адекватные социо-культурные модели коммуникации в типовых ситуациях.
  • Владеет основными навыками лингвистического и филологического анализа текста на китайском языке.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модуль 1. Раздел 1. Грамматика. Аудирование.
    Все уроки построены по единому образцу. Урок начинается с учебного текста, за которым следуют новые слова с переводом. Новые слова студентам предлагается выучить дома перед занятием в рамках самостоятельной работы. Количество новых слов, вводимых в одном уроке, составляет в среднем 25 – 40 лексических единиц. За комментариями к тексту следует теоретический материал по фонетике и иероглифике, а затем грамматические объяснения. В соответствии с грамматической и лексической темой подобраны упражнения. Каждый текст и все фонетические упражнения сопровождают аудиозаписи. В конце уроков присутствует раздел «Знаете ли вы», который поясняет различные культурные традиции китайцев, дополняя знания по языку умением понимать образ мыслей носителей языка. Уроки построены по принципу увеличивающейся сложности. Занятия по грамматике сопровождаются с активной практикой навыков аудирования. В каждом уроке представленные тексты студенты сначала прослушивают на аудиозаписи, переводят, затем читают в учебнике. В то же время на начальном этапе изучения китайского языка важным является выполнение всех фонетических упражнений с использованием аудиоматериалов учебника. Все занятия включают как теоретический (лекционный) аспект – объяснение грамматического материала, так и практический аспект – чтение учебных текстов вслух, выполнение грамматических и лексических упражнений, проверка домашнего задания, диктант для проверки нового лексического материала.Требуемый минимальный объем материала для прохождения по аспекту «Грамматика», по учебнику: Developing Chinese : elementary comprehensive course (I) (+CD), , 2019: до 30 урока включительно, по учебнику: Developing Chinese : elementary comprehensive course (II) (+CD), , 2019: до 2 урока включительно. Литература по разделу: Основная литература: Developing Chinese : elementary comprehensive course (I) (+CD), , 2019 Developing Chinese : elementary comprehensive course (II) (+CD), , 2019. Дополнительная литература: На занятиях помимо основной литературы активно используются авторские материалы, разработанные составителями данной программы, – презентации, упражнения по грамматике.
  • Модуль 1. Раздел 2. Лексика. Разговорный аспект.
    Занятия по разговорному аспекту основываются на изучении, заучивании, представленных в учебнике и составленных студентом самостоятельно, устных тем по учебному пособию Комендровской Ю. Г., Лисинь Я., Цайхун Ч. и др. «Разговорный китайский. Практикум по устной речи». Каждая тема включает в себя несколько ситуативных диалогов, ориентированных на студентов, обладающих начальными знаниями китайского языка. Ознакомление с каждой из устных тем начинается с перевода и заучивания лексики по теме урока, затем следуют диалоги и различные упражнения, включая перевод с китайского языка на русский и с русского на китайский язык и другие. Студент заранее выучивает лексику к уроку и, проработав текст на занятии с преподавателем, записывает его дома, прослушав аудиозапись. Кроме аудиозаписей в быстром и медленном темпе студентам предлагается самостоятельно подготовить устное высказывание с использованием лексики из урока по заданной теме. В конце учебного года домашнее задание можно заменять с подстрочников на пересказ. Литература по разделу: Комендровская Ю. Г., Лисинь Я., Цайхун Ч.и др. Разговорный китайский. Практикум по устной речи. . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 115 с.: Режим доступа: http://proxylibrary.hse.ru:2109/catalog/product/496733
  • Модуль 2. Раздел 1. Грамматика. Аудирование.
    Занятия построены аналогично занятиям в первом модуле. Требуемый минимальный объем материала для прохождения по аспекту «Грамматика», по учебнику: Developing Chinese : elementary comprehensive course (I) (+CD), , 2019: с 3 урока по 9 урок включительно. Основная литература: 1. Developing Chinese : elementary comprehensive course (II) (+CD), , 2019. Дополнительная литература: 1. Хрипунов И.Г., Чаньцзюань В., Цинь Л. География Китая. - Новосиб.: НГТУ, 2013. - 86 с.: - Режим доступа: http://proxylibrary.hse.ru:2109/catalog/product/549294 2. На занятиях помимо основной литературы активно используются авторские материалы, разработанные составителями данной программы, – презентации, упражнения по грамматике.
  • Модуль 2. Раздел 2. Лексика. Разговорный аспект.
    Занятия построены аналогично занятиям в первом модуле. Литература по разделу: Комендровская Ю. Г., Лисинь Я., Цайхун Ч.и др. Разговорный китайский. Практикум по устной речи. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 115 с.: Режим доступа: http://proxylibrary.hse.ru:2109/catalog/product/496733
  • Модуль 3. Раздел 1. Грамматика. Аудирование.
    Занятия построены аналогично занятиям в первом модуле. Требуемый минимальный объем материала для прохождения по аспекту «Грамматика», по учебнику: Developing Chinese : elementary comprehensive course (I) (+CD), , 2019: с 10 урока по 17 урок включительно. Основная литература: 1. Developing Chinese : elementary comprehensive course (II) (+CD), 2019 Дополнительная литература: 1. На занятиях помимо основной литературы активно используются авторские материалы, разработанные составителями данной программы, – презентации, упражнения по грамматике.
  • Модуль 3. Раздел 2. Лексика. Разговорный аспект.
    Занятия построены аналогично занятиям в первом модуле. Литература по разделу: Комендровская Ю. Г., Лисинь Я., Цайхун Ч.и др. Разговорный китайский. Практикум по устной речи. . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 115 с.: Режим доступа: http://proxylibrary.hse.ru:2109/catalog/product/496733
  • Модуль 4. Раздел 1. Грамматика. Аудирование.
    Занятия построены аналогично занятиям в первом модуле. Требуемый минимальный объем материала для прохождения по аспекту «Грамматика», по учебнику: Developing Chinese : elementary comprehensive course (I) (+CD), 2019: с 18 урока по 25 урок включительно. Основная литература: 1. Developing Chinese : elementary comprehensive course (II) (+CD), 2019 Дополнительная литература: На занятиях помимо основной литературы активно используются авторские материалы, разработанные составителями данной программы, – презентации, упражнения по грамматике.
  • Модуль 4. Раздел 2. Лексика. Разговорный аспект.
    Занятия построены аналогично занятиям в первом модуле. Литература по разделу: Комендровская Ю. Г., Лисинь Я., Цайхун Ч.и др. Разговорный китайский. Практикум по устной речи. . - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 115 с.: Режим доступа: http://proxylibrary.hse.ru:2109/catalog/product/496733
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 1.
    Оценка за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как среднее арифметическое оценок по этим видам заданий на всех аспектах.
  • неблокирующий Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 2.
    Оценка за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как среднее арифметическое оценок по этим видам заданий на всех аспектах.
  • неблокирующий Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 3.
    Оценка за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как среднее арифметическое оценок по этим видам заданий на всех аспектах.
  • неблокирующий Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 4.
    Оценка за домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях вычисляется как среднее арифметическое оценок по этим видам заданий на всех аспектах.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 1.
    Контрольные работы могут включать в себя фонетический диктант, чтение слогов по транскрипции, проверочную по ключам, иероглифический диктант, письменный перевод отдельных предложений, чтение, перевод, ответы на вопросы по содержанию текста.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 2.
    Контрольные работы могут включать в себя иероглифический диктант, письменный перевод отдельных предложений, чтение, перевод, ответы на вопросы по содержанию текста.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 3.
    Контрольные работы могут включать в себя иероглифический диктант, письменный перевод отдельных предложений, чтение, перевод, ответы на вопросы по содержанию текста.
  • неблокирующий Контрольные работы. Модуль 4.
    Контрольные работы могут включать в себя иероглифический диктант, письменный перевод отдельных предложений, чтение, перевод, ответы на вопросы по содержанию текста.
  • блокирующий Экзамен. Модуль 1.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей.
  • блокирующий Экзамен. Модуль 4.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей.
  • блокирующий Экзамен. Модуль 2.
    В случае несдачи одной из частей экзамена (среднее арифметическое оценок за письменную или устную часть – 3 и ниже) положительная оценка (4 и выше) за экзамен не может быть выставлена даже при условии успешной сдачи другой части экзамена. Т.е. отрицательная оценка по любой из частей экзаменов является блокирующей. Ввиду дистанционного режима обучения экзамен в период промежуточной аттестации 2 модуля будет проходить в онлайн формате. Все детали проведения экзамена доводятся до студентов посредством LMS.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 1. + 0.25 * Контрольные работы. Модуль 1. + 0.5 * Экзамен. Модуль 1.
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Домашние задания и устные ответы на аудиторных занятиях. Модуль 2. + 0.25 * Контрольные работы. Модуль 2. + 0.5 * Экзамен. Модуль 2.
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Домашние работы и устные ответы на аудиторных занятиях . Модуль 4. + 0.25 * Контрольные работы. Модуль 4. + 0.5 * Экзамен. Модуль 4.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Developing Chinese : elementary comprehensive course (II) (+CD), , 2019
  • Разговорный китайский: практикум по устной речи: Учебное пособие/ЛисиньЯ., ЦайхунЧ., КомендровскаяЮ.Г. и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 115 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Обложка) ISBN 978-5-16-010629-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/496733

Рекомендуемая дополнительная литература

  • География Китая/ХрипуновИ.Г., ЧаньцзюаньВ., ЦиньЛ. - Новосиб.: НГТУ, 2013. - 86 с.: ISBN - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/549294