• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Интуиция говорит мне, что некоторые знания не редуцируются до простых вещей»

Дарья Алова

Окончила бакалавриат Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов и магистратуру и аспирантуру НИУ ВШЭ по специальности «юриспруденция». Директор Центра по работе с абитуриентами и преподаватель департамента теории права и сравнительного правоведения факультета права НИУ ВШЭ.

Дарья Алова шутит, что хотела стать следователем, а стала исследователем. В интервью проекту «Молодые ученые Вышки» она рассказала о модели юридического объяснения, платоновской пещере и эсхатологических мыслях Ивана Грозного.

Как я начала заниматься наукой

На первом курсе бакалавриата я попала на международную конференцию в Минске, выступила на пленарной секции, заинтересовалась и благодаря своему научному руководителю начала писать статьи, участвовать в конференциях. 

Однако в первые годы учебы я занималась не только наукой. К окончанию бакалавриата я успела попробовать много практических специальностей, существующих в юриспруденции. Два года я была общественным помощником следователя в Главном следственном управлении по городу Санкт-Петербургу. Работала в консалтинге и в инхаусе. На четвертом курсе проходила производственную практику в Конституционном суде РФ на Сенатской площади. В итоге я перенасытилась практикой и поняла, что это совсем не то, чего я искала. Мои идеалистические воззрения совсем не стыковались с тем, как все происходит на самом деле.

Я решила посмотреть, что такое теория и философия права. Поступила в магистратуру в три университета — в МГУ, МГЮА и Вышку — и думала, куда идти. Мне понравились название и содержание магистерской программы в Вышке: «История, теория и философия права». Я выбрала ее, окончила магистратуру, потом аспирантуру и осталась преподавать. 

Что я исследую

Теорию и методологию права. Моя диссертация была посвящена модели юридического объяснения. Я долго подбиралась к этой теме. В магистратуре, когда я выбирала исследовательский путь, мне было очень интересно посмотреть на явление рациональности в праве. Рациональность в большинстве своем понимается как экономический критерий. Но есть второй подход, культуроцентристский, который предложил академик Вячеслав Семенович Степин. 

Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Он говорил, что рациональность — это характеристика общества, включающая в себя этические идеалы индивидуумов. И получается, что в феодальное время рациональность была одна, а сейчас другая: тип рациональности меняется в зависимости от развития общества. Сначала я хотела писать кандидатскую диссертацию об этом, но доктор философских наук, кандидат юридических наук Антон Борисович Дидикин, который был в тот момент моим научным руководителем, сказал, что по этой теме уже много написано. Я стала искать другую и нашла интересную штуку — юридическое объяснение.

Что такое юридическое объяснение

О нем в российской научной традиции еще никто не писал, есть только зарубежные источники. Там юридическое объяснение бывает двух видов — legal explanation и legal reasoning. Legal reasoning — это близко к теме рациональности, которую я изучала в магистратуре. А legal explanation — это пока не переведенный термин в русской традиции, я решила, что надо этим заниматься. 

Для зарубежных авторов в большинстве своем юридическое объяснение связано с тем, почему судья принял то или иное решение, как он его обосновывает. Это связано с тем, что в англосаксонской системе основной источник права — это прецедент, то есть судебное решение, которое было вынесено ранее. А у нас такого нет, поэтому нам нужно выводить другое определение, для того чтобы понять, что означает объяснение в рамках общей юридической методологии.

В итоге я вывела, что юридическое объяснение нужно рассматривать с двух позиций. Во-первых, это метод, при помощи которого мы познаем те или иные сущности в праве, предметы и объекты, и пытаемся объяснить для себя и других, почему они существуют, почему они такие. Почему, например, государство мы определяем так, а не иначе, почему мы право определяем так, а не иначе.

Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Второй подход — это объяснение как этап теории познания. Когда ты работаешь с каким-то объектом, тебе необходимо понять, на какие этапы разделяется то, как ты познаешь. Объяснение — центральный этап, потому что ты пытаешься объяснить какой-то термин при помощи уже существующих терминов. Соответственно, в юридическом объяснении мы используем категории, которые есть в праве. Но сам феномен объяснения я позаимствовала из философии, в юриспруденции такого нет. Я вообще чувствую себя больше философом, чем юристом, потому что больше работаю в философских категориях, нежели в юридических. 

В аспирантуре мне говорили: почему ты защищаешься по юриспруденции, это же теория познания в праве, типичная научная специальность ВАК «Онтология и теория познания»? Я говорила, что я юрист, рассматриваю юридическое объяснение, использую юридические категории. Но уважаемые члены комитета на защите сказали, что докторскую надо писать по философии. С одной стороны, приятно было слышать такую оценку перспектив от докторов юридических наук, с другой — немного боязно. Пока докторская диссертация кажется скорее мечтой, ведь для этого нужно открыть собственное научное направление — в общем, страшно интересно.

Пример юридического объяснения

Допустим, нам нужно объяснить с точки зрения юриспруденции то, что Иван Грозный сажал людей на кол. Этатисты скажут, что у него была полнота власти, он был царем и мог делать все что хотел. Специалисты, придерживающиеся психологической школы права, скажут, что у него были проблемы с головой, из чего выросло такое интуитивное право этого человека, поэтому он так поступал со своими подчиненными и считал это правомерным. А если рассуждать с точки зрения религиозной теории понимания права, можно сказать, что у Ивана Грозного были эсхатологические мысли, он думал, что придет конец света, пытался спасти свою душу и считал, что мир необходимо очистить от безбожников.

Понять, какая из этих версий соответствует действительности, мы вряд ли сможем. Для этого пришлось бы вводить категорию абсолютной истины, а у меня ощущение, что она недостижима. Иван Грозный мог сам не знать, почему он это делал, или менять версии каждый день. Но выбрать объяснение, которое больше всего нас удовлетворяет и пытается объяснить исследуемый объект в научных терминах, очень важно. Теория существует не только ради самой теории, но и для того, чтобы проникнуть в суть явления и на основании этого, возможно, даже прогнозировать будущее. 

И тут есть один интересный момент. В структуре объяснения есть экспланандум (описание явления) и эксплананс (объяснение явления) и есть методологическая связь между ними. Но в ночь перед защитой я поняла, что помимо классического методологического инструментария существует еще такая категория, как философская интуиция, которая позволяет выделить объяснение. И члены комитета со мной согласились. 

Вопрос существования философской интуиции дискутируется в философии еще со времен Платона. Как гипотезы превращаются в утверждения? Мы с помощью науки пытаемся все это раздробить на мелкие объекты. При этом ты понимаешь, что все, что существует, ты не раздробишь. Ведь мир слишком велик или в действительности слишком непохож на то, каким он нам является. 

Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Чем я горжусь

Мне сложно говорить о достижениях, потому что я думаю, что важен путь, а не результат. Мне важно, что я прошла такой путь и сейчас нахожусь в процессе, а не ретроспективно смотрю на свои достижения.

Тем не менее я горжусь защитой кандидатской диссертации. Я долго к этому шла, и это наконец случилось. Мое достижение — то, что я стала преподавателем Вышки. Здесь высокие требования и к преподавателям, и к студентам. Если ты здесь преподаешь, ты чувствуешь себя частью педагогической общности, которая занимается благим делом, учит детей и молодых людей — так мы влияем на будущее и конструируем его. 

Еще мне нравится, что меня начали узнавать на научных конференциях. Когда ты вращаешься в этих кругах, публикуешься, а потом приезжаешь на конференцию, а там кто-то читал твою статью, это очень приятно. Писать статьи мне тоже нравится. Это мучительно, потому что есть дедлайны, есть оценка публикационной активности, но, когда статья выходит, это большое облегчение и радость.

Что я преподаю

Несколько дисциплин. Первая — теория государства и права. Она преподается на первом курсе, и этот фундамент распространяется затем на все пять курсов и на все дисциплины. Если ты овладел теорией государства и права, тебе будет понятно, как работают все отрасли права. 

Также я преподаю правовую грамотность — рассказываю о праве студентам, которые обучаются на психологии, медиакоммуникациях, биологии и других программах. Рассказывать о праве неюристам сложнее, потому что порой приходится упрощать, но так, чтобы не потерялся смысл. Но зато ты понимаешь, что юридические знания полезны абсолютно всем и что наша дисциплина общего цикла — это классный инструмент для повышения правовой грамотности общества и государства. 

Еще я преподаю письменную речь юриста, а в прошлом году вела у магистров курс «История и методология юридической науки», мы там читали и обсуждали Платона, Аристотеля и других любимых мною философов.

Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

О чем я мечтаю

Мечты бывают голубые, недостижимые, а бывают мечты-цели. Моя мечта-цель — написать монографию, чтобы она была полезна, а не просто пылилась на полке. Она будет посвящена теории познания в юриспруденции. Хочу подойти к этой теме с разных сторон: включить и объяснение, и рациональность, и описание, и обоснование — все те способы, при помощи которых мы познаем реальность.

А голубая мечта — сделать так, чтобы люди не сомневались в том, что методология действительно необходима каждому. Не просто вписывали бы несколько строчек в свои курсовые работы и думали, что этого достаточно, а воспринимали методологию как основную часть исследования.

Для меня методология — это очень важный момент в познании, потому что от нее зависит то, что мы видим в итоге. Есть такая метафора: если мы сидим в пещере (привет, Платон!), то можно посветить фонариком и увидеть одно, посветить факелом — и уже другое. Можно включить свет — и это будет третье. Источник света и есть та методология, которую ты используешь. В зависимости от метода по-разному будет раскрываться сущность явления.

Наука — это способ познания и объяснения того, что существует. Хотя существуют и другие подходы, например религиозный, мне кажется, что на данном этапе без науки невозможно понять, что происходит вокруг тебя.

Еще наука — это комьюнити, сообщество людей, которые ею занимаются. Когда говоришь и тебя понимают, когда говорят на одном языке с тобой, это ценно.

Если бы я не стала ученым

Классе в восьмом я думала, что буду физиком-ядерщиком, потому что училась в физико-математическом лицее в Петербурге. Потом захотела стать психиатром, но моя мама — врач, и она меня отговорила. Потом я думала, что стану следователем. 

У меня ощущение: дайте мне еще несколько жизней, и я бы воплотила еще очень много задумок. Физиком-ядерщиком я бы стала с удовольствием, потому что в физике тоже есть место метафизике, я недавно об этом узнала. Видимо, из-за того, что я идеалист, мне интересно докапываться, проникать в суть вещей. Как у Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

С кем бы я хотела встретиться из философов 

Мой любимый философ — Платон. Есть мнение, что античная философия важна и нужна, потому что мы ее используем как базу. А я считаю, что Платон — это философ такого уровня, к которому приблизиться нереально. И его труды, и сфера его научных интересов, и то, как он мыслил, — для меня это ошеломляюще. Мне было бы интересно с ним поговорить, я бы даже выучила древнегреческий для этого.

Платон считается идеалистом, он первым выделил мир идей и мир вещей. Одна из трактовок его мыслей гласит, что в мире вещей мы лишь пытаемся приблизиться к миру идей, который существует над нами. Больше того, не все могут понять, что мир идей вообще есть.

О философии

У меня есть ощущение, что философия — это классно и интересно, но для того, чтобы ею заниматься, тебе нужен определенный бэкграунд, причем и в теоретической, и в практической деятельности.

Например, о юридическом объяснении я не могу рассказать просто. С одной стороны, мне кажется, что если человек не может рассказать о сложных вещах простым языком, значит, он не до конца их понимает. С другой стороны, интуиция говорит мне, что некоторые знания не редуцируются до простых вещей.

Можно сказать, что объяснение — это достижение понимания. Но то, что кроется за этой простой формулировкой, не объяснить дальше без сложных конструкций и особенно без того, что писали философы до XXI века. 

Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Как устроен мой обычный день

Я люблю высыпаться и все занятия назначаю не раньше 11 утра, а лучше с часа дня. После пар у меня есть дела в Центре по работе с абитуриентами, где я занимаюсь административной работой. После этого я общаюсь с коллегами, гуляю — прогулки успокаивают, позволяют подумать о жизни. Потом я работаю дома: отвечаю на письма, готовлюсь к занятиям на следующий день. Перед сном могу что-то почитать для себя, поиграть в компьютерные игры или посмотреть фильм или сериал.

Бывает ли у меня выгорание

Наверное, да. Сегодня я выспалась и мне кажется, что все хорошо. А несколько дней назад я спала три часа, и, возможно, решила бы, что у меня есть выгорание, а мне очень важно, чтобы его не было. Потому что когда ты приходишь на занятия с плохим самочувствием, ты и транслируешь такое же настроение. А мне хотелось бы, чтобы преподавание было искусством, а не ремеслом.

Чем я увлекаюсь, кроме науки

Компьютерными играми. Недавно я прошла третьего «Ведьмака» в перерывах между работой по ночам. Еще прошла «Киберпанк», мне очень понравилось, сейчас прохожу второй Red Dead Redemption. Еще я занимаюсь йогой, потому что я в прошлом профессиональный спортсмен и для меня важно ощущать свое тело и не забывать про него. Я люблю гулять, это освежает, и голова становится чистой. И очень люблю общаться с людьми — и со студентами, и с другими преподавателями.

О моих занятиях спортом

11 лет я занималась художественной гимнастикой, в 8-м классе получила звание мастера спорта. Тогда нам сказали в сборной Петербурга: переходите в спортивную школу, мы вас возьмем на сборы в Москву, либо уходите из спорта. Я подумала, что образование для меня важнее, чем спорт, я достигла того, чего хотела. Я занималась сначала для себя, потом начались успехи, удавалось совмещать учебу в лицее и тренировки каждый вечер. А потом я поняла, что пора заканчивать: и здоровья не хватает в 16 лет, чтобы сгибаться пополам, и учиться надо — выпускные классы, пора определяться, кем ты хочешь быть.

В бакалавриате я занималась спортивной аэробикой и получила звание кандидата в мастера спорта. На шпагат я могу сесть и сейчас, но нужно разминаться. В студенческие времена я садилась на шпагат без разминки, потому что мне не хватало времени, и порвала мышцы так, что они до сих пор болят. А времени не хватало, потому что я была старостой курса, председателем студенческого научного общества университета, еще учеба отнимала много времени, и я опаздывала на тренировки. Уже все становились на упражнения, а я еще не размялась, и я думала: и так сойдет. Но не сошло.

Спорт оставил после себя не только физические травмы, но и психологические. После стольких лет занятий, выступлений в сборной Петербурга тяжело было услышать, что ты больше не нужен, если ты не готов бросить лицей и перейти в спортивную школу. Плюс профессиональный спорт — это и не для здоровья, и не для счастья, не для улыбок. Я для себя перекрыла эту тему, когда закончила. Только сейчас стала постепенно возвращаться, подписалась на телеграм-канал о художественной гимнастике, смотрю выступления. Там все поменялось — например, стали выступать мужчины, а раньше это был исключительно женский вид спорта. 

Фото: Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Что я недавно читала и смотрела

Смотрела первый сезон сериала «Острые козырьки» — очень красиво, эстетично, интересно и держит саспенс.

А читала «Государство» Платона — готовилась к занятиям. Всегда интересно возвращаться к тому, что ты читал раньше, особенно будучи студентом, и отслеживать, насколько изменились твои воззрения.

Из художественной литературы я перечитывала «Братьев Карамазовых» Достоевского, потому что соскучилась по родному Петербургу, давно там не была. У меня есть детское воспоминание, как я иду по улице Марата, смотрю на обшарпанные дома и думаю: «Боже мой, какая серость, почему все так уныло?» А когда стала читать Достоевского, поняла, почему Петербург такой.

Москва очень светлая по сравнению с ним. Я переехала шесть лет назад и понимаю, что здесь гораздо веселее ощущаю себя, чем там, где серое небо и вечная сырость. 

Совет молодым ученым

Крылатая фраза из стихотворения «Улисс» Альфреда Теннисона, которая потом прославила Каверина: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Любая деятельность, в том числе научная, требует большого объема усилий. Особенно когда не получается. Но если ты что-то делаешь, ты должен помнить, для чего ты это делаешь. И если у тебя есть идеалы, то ты точно не сдашься — я говорю об идеалах научного познания в первую очередь.

Любимое место в Москве

Район Китай-города. В чужом городе мне всегда важно выделить несколько часов, чтобы побродить одной без карты, без навигатора — просто почувствовать город. Я так делала в Париже, в Риме, и, когда я приехала в Москву, получилось, что я гуляла первый раз в окрестностях Китай-города. 

Любимое место в Петербурге

Мой любимый район — площадь Льва Толстого на Петроградской стороне. Красивые здания в стиле северного модерна, театр антрепризы имени Андрея Миронова, сады рядом с Первым медом. Моя спортивная школа была на площади Льва Толстого, и вид на нее открывался из большого зала. Когда мне было сложно, я смотрела в окно и думала: «Какой красивый вид, надо запомнить этот момент».