• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мечтаю разработать информационную систему, посвященную земским школам»

Илиана Исмакаева

Окончила бакалавриат и магистратуру Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) по специальностям «история» и «культурология» соответственно. Академический руководитель магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» НИУ ВШЭ в Перми. Старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Перми.

Если бы Илиана Исмакаева не стала ученым, она точно стала бы учителем, как ее родители. В интервью проекту «Молодые ученые Вышки» она рассказала о цифровом земствоведении, прогулках по набережной Камы и о виртуальных исторических реконструкциях. 

Как я стала заниматься наукой

С первого курса ПГНИУ я принимала участие в олимпиаде по исторической информатике, которую проводила команда лаборатории исторической и политической информатики, в дальнейшем — Центра цифровой гуманитаристики. Мне было интересно применение цифровых и информационных технологий в исторических исследованиях. Так я влилась в команду лаборатории, познакомилась с Сергеем Ивановичем Корниенко, который стал позже моим научным руководителем. Меня заметили, я стала участвовать в научных проектах и мероприятиях лаборатории, ездить на конференции. Так я попала в научную среду. Определяющую роль в моем становлении как ученого сыграли люди, которые поддерживали и направляли меня и продолжают помогать.

Что я изучаю

В пермском кампусе Высшей школы экономики на кафедре гуманитарных дисциплин, где я работаю, сложилось направление, которое называется «цифровое земствоведение». Это достаточно новая область исследования на стыке цифровых технологий и истории земств, которая способствует углублению знаний в области земской истории. Новые технологии используются для изучения источников по истории земств, ранее рассматривавшихся в традиционном ключе.

В этом году у нас запланировано несколько авторских курсов на основе наших проектов. У бакалавров это научно-исследовательский семинар по цифровому земствоведению, а в магистратуре — курсы по выбору по применению цифровых технологий в изучении выборных представительных органов в позднеимперской России, которые будут доступны для студентов всех кампусов.

Кроме того, у нас действует научно-учебная группа по проблематике земского самоуправления как фактора социокультурной трансформации. Мы реализуем разные проекты в этой области. Например, сейчас мы совместно с преподавателями нашей кафедры, молодыми исследователями и студентами изучаем земских служащих («третий элемент») в Пермской губернии. 

А лично я изучаю роль пермского земства в распространении грамотности. Это направление деятельности земских учреждений я рассматриваю не только с позиции совершенствования форм образования, но и в контексте целей этой деятельности — формирования элементарной грамотности и среды для поддержания достигнутых навыков, ее социальных последствий.

Что такое земство

Земства — это органы местного самоуправления в дореволюционной России. Земства были введены земской реформой — одной из великих реформ Александра II наряду с отменой крепостного права — и просуществовали до 1919 года. Они открывались в губерниях Российской империи постепенно: в Москве — в 1865 году, сразу после проведения земской реформы, на Урале чуть позже. В Перми открытие земства состоялось в 1870 году. 

Земства — выборные представительные органы, они не имели политических функций и занимались местными хозяйственными нуждами. Именно в этот период появились земские школы, которые были общедоступными, бесплатными, применяли передовые для своего времени методы и приемы обучения. Земская школа сделала доступным образование для всех слоев населения. Также земства занимались народной медициной (благодаря им появились врачи в глухих деревнях), строительством дорог, почтой, статистикой, изучением региона, пожарной безопасностью. Как раз в рамках проекта по изучению «третьего элемента» мы совместно со студентами исследуем, чем занимались работники земских музеев, врачи, пожарные, ветеринары и так далее.

Также мы с ними работаем над созданием коллективных портретов земских служащих. Применение цифровых технологий для организации данных источников, в том числе создание просопографических баз данных, позволит рассмотреть их как в совокупности, так и по отдельным категориям (например, земских учителей или врачей). 

Цифровое земствоведение: пример исследования 

Земские учреждения оставили очень много документов. Каждое заседание губернского и уездного собрания документировалось, есть стенографические отчеты (журналы) земских собраний. Поскольку в земствах был введен принцип гласности, эти материалы публиковались.

Например, я делала с коллегами тематическое картирование журналов губернских земских собраний Перми, Москвы и Санкт-Петербурга. На основе контент-анализа мы рассматривали, какие тематические направления больше всего представлены в журнале за определенный период или в выступлениях конкретного гласного. Предположим, можно рассмотреть взаимосвязь социокультурных характеристик этого гласного и его выступлений. Скажем, у нас жил и работал Иван Иванович Моллесон, первый санитарный врач в России. Он участвовал в заседаниях пермского губернского земства. Были ли его выступления только про медицину или он высказывал свое мнение на другие темы? Это тоже очень интересно.

Какими студенческими проектами я руковожу

Я выступаю в качестве руководителя студенческих проектов, связанных с виртуальными историческими реконструкциями, оцифровкой, 3D-реконструкцией памятников истории культуры, музейных экспонатов. Мы со студентами работаем в разных направлениях. Это, например, оцифровка музейных экспонатов, обеспечение доступности музейных объектов: музейные экспонаты трогать нельзя, а распечатанные 3D-модели — можно. Для инклюзивных программ, рассчитанных на слабовидящих людей, это особенно важно. Это и работа с экспонатами, которые находятся только в фондах и недоступны для показа. Например, в прошлом году мы с нашими магистрантами оцифровывали коллекцию дымковской игрушки, которая находится в нашем краеведческом музее.

Еще одно направление — реконструкция полностью или частично утерянных объектов историко-культурного наследия, от тех же музейных экспонатов и археологических находок до больших архитектурных комплексов. Один из наших проектов — «История и быт жителей Егошихи», совместный проект с археологами из ПГНИУ. Егошиха — река в Перми, именно с нее началась история города. В этом году на территории долины реки и бывших поселений проходили раскопки. А мы работали с археологическими находками — туесками, в которых хранили еду, фрагментами различных сосудов, пуговиц, пряжек, трубок. Многие из этих объектов не сохранились целиком, и ребята с помощью источников работали над реконструкцией того, как они выглядели. 

Другой наш крупный проект в этой области — виртуальная реконструкция изразцовой печи первой половины XVIII века. Отдельные плитки хранятся в краеведческом музее, а печь целиком реконструировали по источникам.

Мои достижения

У меня есть публикации по теме распространения грамотности, и я надеюсь, что в ближайшее время смогу защитить кандидатскую диссертацию по этой теме.

Также я горжусь проектом по разработке курса по виртуальной и дополненной реальности, который стал победителем грантового конкурса Фонда Потанина для преподавателей магистратуры.

Но в первую очередь я горжусь нашими студентами, их результатами и победами. Приятно видеть, что их исследования и проекты получают дальнейшую поддержку на конкурсах, их высоко оценивают коллеги, профессионалы на больших научных конференциях.

О чем я мечтаю

Разработать информационную систему, посвященную земским школам в Пермской губернии. Это должен быть сайт с информацией о земских школах, существовавших на территории губернии. Многие из них стали основой для ныне существующих школ. При этом сохранилось крайне мало информации об истории школ именно дореволюционного периода. Школьники и учителя смогут пользоваться этой системой, изучать историю своей школы и сами добавлять информацию, проводить совместные исследования на тему школьного образования. Потом эту систему можно распространить на всю Россию.

Сейчас я разрабатываю базу данных земских школ Пермской губернии, которая станет основой этой информационной системы. Начала я этим заниматься еще в рамках магистерской диссертации. Сведений мало: в дореволюционный период проводились лишь единичные анкетирования школ, и многое из архивных документов было утеряно. Опираясь на отчеты инспекторов начальных народных училищ, я собираю информацию: когда открыли школу, когда ее перевели в земство, когда ее закрыли, кто там работал, какие предметы там преподавали, на сколько деревень была эта школа, сколько верст разделяло эти деревни, имелись ли при школе библиотека, ночлежки, чтобы дети могли остаться переночевать. Это организация данных для дальнейшего исследования, но она не менее важна, чем само исследование.

Наука для меня — это в первую очередь люди и открытия. Это совместная работа, наставничество, помощь друг другу, новые результаты, новые технологии. И это мы стремимся показать нашим студентам. Мы активно вовлекаем их в командную работу, в участие в конференциях, исследованиях.

Я бы хотела встретиться с Борисом Борисовичем Веселовским (российский историк, экономист, профессор, работавший в первой половине XX века. — Ред.). Он был очевидцем событий, связанных с деятельностью земств, и одним из первых сформулировал принципы научного изучения земской истории. Я бы хотела с ним поговорить про земства.

Как я борюсь с выгоранием

С утра я провожу пары у бакалавров, а вечером у меня занятия с магистрантами. В перерывах между парами у меня есть время сходить в архив, поработать над статьями. Когда завершается большой проект, иногда чувствуешь себя выгоревшим. В таких случаях мне помогает отдых на природе, когда я провожу время наедине с собой. Гуляю по набережной Камы, спокойно размышляю. С коллегами и друзьями тоже встречаюсь — это отвлекает, перезаряжает. В свободное время люблю вязать крючком — от выгорания это тоже помогает. Или делать корзинки, чтобы дарить их друзьям, коллегам. Хожу на концерты симфонического и камерного оркестров, предпочитаю неоклассику. Бываю в музеях не только с рабочими визитами, но и на новых выставках или просто чтобы освежить в памяти экспозицию.

Совет начинающим ученым

Сегодня наука открыта для всех, попробовать себя могут все желающие, в том числе студенты. Нужно не бояться, не ставить перед собой барьеры, начинать как можно раньше участвовать в конференциях, научных школах, готовить публикации, рассказывать о своих исследованиях. К тому же молодые ученые могут получить гранты на реализацию своих проектов, стажировки, участие в конференциях, в том числе от Вышки.

Что я недавно читала и смотрела

Вообще я люблю читать романы, но времени сейчас хватает в основном только на чтение научных работ. Перечитываю книгу Н.М. Пирумовой о земской интеллигенции — про становление профессиональных сообществ в Российской империи. А из художественной литературы я недавно перечитывала «Войну и мир». К нам в Пермь приезжал Театр Вахтангова с постановкой по этому роману, и она вызвала у меня такой восторг, что я решила перечитать книгу, а потом и посмотреть британский сериал.